Выйти на площадь ИЛИ депутаты возомнили себя декабристами и сказали избирателям: ЖРИ, ЧТО ДАЮТ!
Текст: Андрей Лучников
Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий исключение из избирательных бюллетеней на выборах всех уровней графы «против всех». Препятствий тому, чтобы в скором времени законопроект стал полноценным законом, не предвидится. Да здравствует насильственное пробуждение гражданской активности и сознательности?
Итак, полюбившаяся в последние году т.н. протестному электорату и кошмаризующая политтехнологов графа в близком будущем исчезнет из избирательных бюллетеней. Забавно, что действительно значимые последствия такого изменения в выборном законодательстве окажутся не такими, как прогнозируют и сторонники, и противники законопроекта. И уж вовсе не такими, каких те и другие действительно хотят. Самым главным последствием будет то, что существующему режиму, ныне правящим элитам ещё при жизни нынешнего поколения наступит…
ИЛИ депутаты возомнили себя декабристами и сказали избирателям:
ЖРИ, ЧТО ДАЮТ!
Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий исключение из избирательных бюллетеней на выборах всех уровней графы «против всех». Препятствий тому, чтобы в скором времени законопроект стал полноценным законом, не предвидится.
Следует соблюсти необходимую формальность и сразу напомнить уважаемому читателю, что принятый в первом чтении законопроект – ещё не закон. Ему следует ещё пройти в Госдуме второе и третье чтения, затем быть утвержденным Советом Федерации, затем законопроект должен подписать Президент, затем он – уже закон должен быть официально опубликован. И только с даты, указанной в официальной публикации, закон вступит в силу. После чего в соответствии с этим законом должны быть приведены региональные законодательные и нормативные акты. Так что, если бы выборы где-либо в Пермском крае проводились сегодня, графа «против всех» в избирательных бюллетенях присутствовала бы – в соответствии с региональным законодательством. Хотя могла бы и не присутствовать – действующее выборное законодательство оставляет данный вопрос на усмотрение властей субъекта Федерации. В Пермском крае решили «протестную» графу оставить, поэтому те же, к примеру, соликамичи могут ещё раз попробовать прокатить всех своих кандидатов в градоначальники на выборах 25 июня (до той поры новый законопроект едва ли успеет вступить в силу).
Это может показаться забавным: власти Пермского края, традиционно лояльные Москве и поддерживавшие любую инициативу что первого, что второго Президентов, в иных случаях даже бежавшие впереди паровоза (как, например, в случае с «укрупнением субъёктов Федерации) на этот раз, похоже, намерены поиграть в самостоятельность. Во всяком случае, пока в краевой столице говорят о желании сохранить – в рамках регионального закона о выборах – протестную графу. Что из этого выйдет – Бог весть. В конце концов, не исключено, что Кремль и пропрезидентское большинство федерального парламента действительно решат на первых порах не рубить сплеча и оставят регионам некоторую свободу выбора. Чтобы на опыте тех, кто примет изменения сразу (а таковые найдутся непременно. Например, законопроект в Госдуму внесён Тверской областной думой), посмотреть, что из этого выйдет. Так что Прикамье вполне может получить отсрочку для проведения выборов в краевое Законодательное Собрание и других выборов по старым правилам (т.е. с возможностью граждански-активного самоудовлетворения злобствующей части электората).
Не вызывает, впрочем, сомнений, что это будет только отсрочка, и неизвестно насколько длительная. Власти тех регионов, которые примут перемену сразу, предпримут максимум усилий, чтобы эксперимент оказался успешным (для того и задумывалось), а значит появятся веские основания распространить удачный опыт на всю Россию. Аргументы оппонентов, согласитесь, будут гораздо менее весомы – ведь если они не примут поправку к немедленному исполнению, то и доказывать её (поправки) неправильность смогут только теоретически.
А все аргументы «за» и «против» (внимание: имеются в виду официально звучащие аргументы) уже сейчас можно свести к двум. Аргумент за отмену протестной графы: массовое голосование «против всех» может привести и уже приводит к срыву выборов и необходимости проводить повторные выборы, а это – большие деньги. Аргумент за сохранение протестной графы (или, по крайней мере, права оставлять эту графу с учётом, что называется, региональной специфики): отмена протестной графы может привести к снижению явки избирателей, что также может привести к необходимости проводить повторные выборы (если избирательный порог не будет преодолён). Таким образом, когда эксперимент начнётся, проблема будет лишь в том, чтобы он не привёл к снижению явки избирателей, или привёл, но не настолько, чтобы выборы не могли не состояться. Степень вероятности обоих исходов уважаемый читатель может оценить самостоятельно.
Причём обратите внимание: когда, а не если. В первом чтении Госдума приняла законопроект 352 голосами («Единая Россия», ЛДПР, «Родина-Народная воля» против 85 (просто «Родина», КПРФ и большая часть независимых парламентариев) и полном отсутствии воздержавшихся. Если не случится Всемирного потопа, примерно такое же соотношение сохранится и при последующих голосованиях (тем более, что поправок к законопроекту не может быть чересчур много, чтобы утопить его в обсуждениях поправок, поправок к поправкам, поправок поправок к поправкам…). Совет Федерации, уже давно вообще не зависящий от всенародного голосования, законопроект завернёт едва ли. Тем паче не грозит законопроекту и вето Президента. Во-первых, потому что нынешнее парламентское большинство бывает столь единодушным только при достоверной санкции Кремля. Во-вторых, к самому действующему Президенту отмена протестной графы не имеет ли малейшего отношения (разве что в 2008 году посмеяться над преемниками: мол, захотели Меня заменить? А вот вам, народ против вас всех проголосовал, некем Меня заменить!).
Впрочем, за исключением серьёзных выражений лиц, с которыми обсуждается протестная графа, это всё не самое забавное. Забавно прежде всего, что сим законопроектом федеральные парламентарии совершенно наглядно продемонстрировали свой страх, если не сказать панический страх перед нарастающим протестным голосованием. Нет, мы с вами, уважаемый читатель, конечно, не будем утверждать, что депутаты и Кремль заботятся об экономии затрачиваемых на выборы и повторные выборы бюджетных средств совсем неискренне. Наверное, что-то такое в их государственных головушках присутствует. Но по неизвестной причине в других случаях – например, при назначении самим себе зарплат, доплат, льгот и гарантий – это «что-то» до законопроекта не доводило.
Возможно, конечно, вопрос протестной графы оказался проще и государственным умам доступнее. Но здесь, опять же, показателен один из аргументов за отмену: в последнее время протестное голосование сорвало выборы в 30 муниципальных образованиях России. Обратите внимание: даже не в регионах, а в муниципальных образованиях (среди них наверняка числится и наш город-сосед Соликамск). В 30. По всей России. При том, что после реформы местного самоуправления в, например, Александровском районе вместо одного района и одних выборов появились пять (!) муниципальных образований. Причём финансирование выборов производилось по большей части за счёт местных бюджетов. Чем, если не страхом можно объяснить столь решительную, на уровне изменения одного из основных законодательств борьбу с отдельными, откровенно говоря, недостатками? Ну да, конечно… Для государственных мужей не бывает мелочей… Это как же их отдельно взятые «противвсехи» напугали?! Да ещё и не их самих, а кого-то там, в глубинке… И чтоб было, если народные массы, общественность, публика проявили чуть-чуть более активное недовольство, нежели «никому-не-видное» проставление галочки в графе против всех? Тут поневоле задумаешься – настолько ли нелепа версия о неслучайности случайной гибели алтайского губернатора Михаила Евдокимова? Ведь победа Михаила Евдокимова на выборах фактически и означала победу кандидата Противвсех…
Господа-товарищи-граждане, а ведь «они» «нас» боятся. Едва ли не до истерики боятся. До такой степени боятся, что решили нарушить один из основных принципов свободного предпринимательства: работодатель имеет право принять работника, но имеет право и не принять – из-за несоответствия, например, профессиональным требованиям. Свободный рынок труда так формируется. В данном случае работодатель – народ, народные избранники – работники. И работники намерены запретить работодателю отказывать в приёме на работу хоть кого-нибудь! Не из чего выбирать, но отказываться не смей, жри что дают! Крепостное право наоборот получается.
И совершенно понятно, что будь «их» воля, они бы с превеликим удовольствием вернулись бы к старому режиму назначений или выборам единого кандидата от блока беспартийных и беспартийных (как уже произошло с Советом Федерации и губернаторами). Но кто ж «им» это позволит… Во всяком случае, пока.
Впрочем, вопрос отмены выборов вообще хотя и интересен, но оставим его в стороне (пока). Тем более, что перечисленное – опять же далеко не самое забавное.
Гораздо забавнее, что отменой протестной графы народные избранники откровенно демонстрируют не только страх перед нарастающим (небольшими шажками, но неуклонно из года в год, от выборов к выборам) протестом, а ещё и глупость, которая свидетельствует о – опять же! – состоянии, близком к панике.
Дело даже не в том, что делали бы действительное дело, действительно заботились бы о благе России и русских народов – никакая графа «против всех» не была бы страшна, бояться было бы нечего. Дело не в этом – пусть их, пролезли во власть, клыками/хвостами в неё вцепились, пусть! Но будьте же умнее! Будьте же достойны звания хотя бы тех, кто умеет хотя бы обмануть. По крайней мере, хоть за что-то уважать можно было бы, как уважает всяк русский человек конгениального обманщика Остапа Бендера.
Ведь на самом деле, голосование «против всех» имеет чисто символическое, так сказать, социологическое значение, а реальной угрозы власти не сос-тав-ля-ет. Чтобы там ни кричали оголтелые оппозиционеры, мол, прояви гражданскую активность, проголосуй против всех и всё такое прочее. Не составляют противвсехи реальной угрозы власти. При некоторой смышлёности этой самой власти, разумеется. И отсутствии живого воплощения противвсехов, каким был Михаил Евдокимов. А Евдокимов – исключение, нет у противвсехов ни организующего центра, ни единой программы, ни агитационно-пропагандистких машин, талантливых пиарщиков, денег на листовки, нет. И не может быть, потому что противвсехи – это анархия, это стихия и сколько-нибудь организованная структура справится с ней шутя, как средневековый рыцарь при помощи одного оруженосца шутя разгонял толпу взбунтовавшейся черни, как Михельсон с двумя полками разогнал десяткотысячную орду пугачёвцев…
И даже стихийное могущество противвсехов сильно преувелично, у страха глаза велики. Вот недавние примеры голосования против всех (весьма активного, следует заметить) на муниципальных выборах в Перми, Соликамске и Березниках: ну составляли противвсехи ни малейшей угрозе власти или даже выборному процессу. Везде протестное голосование было очень высоко, везде противвсехи заняли второе место, но выборы были признаны несостоявшимися только в Соликамске. И то – нет тут заслуги граждански активных противвсехов, если бы они просто не пришли голосовать, результат был бы тем же. А вот окажись соликамская элита самую чуточку сообразительнее, сообрази выдвинуть не двух кандидатов, а хотя бы троих, всё! Противвсеховая гражданская активность отлетела бы в разряд исторических нелепостей. И даже – берём невероятный случай – если бы противвсехи взяли первое место, выборы бы продолжились во втором туре. Посмешищем стали бы, но по закону могли продолжиться.
То же- по Березникам. О том, что победу Андрея Мотовилова следует признать чистой по всем показателям – число отданных за него голосов превышает даже порог избирательной явки, говорить не будем. Но не противвсеховое голосование, о котором говорили местные аналитики и к которому призывала Интернет-оппозиция иже с ними, представляли минувшей весной реальную угрозу для выборного процесса. Не противвсехи, а ноги избирателей, их неявка – единственное, что могло сорвать выборы в Березниках.
Ан нет, государственные мужи стреляют по воробьям, они убирают графу против всех. Мудрейшее решение, согласитесь.
Но и это ещё не самое забавное.
Представьте себе кочегара, у которого есть манометр, которым он измеряет давление в котле, и маленький клапан, через который он сбрасывает лишний пар. И вот кочегар видит, что давление растёт. Через клапан пар сбрасывается, но недостаточно. И кочегар… выбрасывает манометр и затыкает этот маленький клапан. Первому угадавшему, что будет далее с этим котлом и этим кочегаром, персональный автограф Андрея Лучникова. А тому, кто угадает, насколько быстрее это случится, если кочегар заткнёт вообще все клапаны в этом котле, два автографа. Насчёт первой аналогии догадайтесь сами, а насчёт второй подскажу – это если выборы вообще отменить. Свободное волеизъявление народных масс и есть тот самый клапан, которым худо-бедно удаётся поддерживать нормальное давление в общественном котле.
На наши парламентарии, разумеется, мудры и решение примут… Что будет дальше – особой гениальности понять это не требуется. Проблема понижающейся явки – это самая малая из возникающих проблем. Здесь парламентарии уже начали предлагать варианты решения – например, установить, как в Швейцарии, штраф за неявку на выборы (дойдёт и до этого). До самого простого и экономичного решения наша Госдума ещё не додумалась, но может, подскажет кто – отменить порог явки избирателей вообще. Сколько граждан соблаговолили сделать выбор, пусть столько и будет. Разумное, кстати, решение – предпочитаешь, чтобы за тебя решали, Бог с тобой, золотая рыбка. Но.
Но дело-то в том, что лишая противвсехов возможности тихо-мирно пункуть в избирательной кабинке назло всем, нынешний режим попросту перенаправляет эту небольшую гражданскую активность в другое русло. Недовольство-то никуда не денется. А выразить его будет невозможно. В парламентской дискуссии вокруг протестной графы, кстати, эта тема обсуждалась. И знаете, что отвечали сторонники запрета на протест? Что для недовольства можно пользоваться законодательством о выборах и законодательством о средствах массовой информации. Смешно, скажете? Мол, с нашими СМИ да запутанным законодательством о массовых мероприятиях… Да не это смешно, а то, что обывателям запрещают самую мирную, самую простую и самую, заметим, контролируемую форму протеста и предлагают переходить к другим, более активным. Спасибо, хоть не предложили сразу баррикады строить и Зимний брать. Интересно, на что они рассчитывают? То же мне, экстремалы…
Декабристы, вон, тоже разбудили однажды Герцена. Помните, к чему это привело? Наши, плоть от плоти, кость от кости, народные, одним словом, избранники начали будить медведя.
Текст: Андрей Лучников
Данный материал опубликован в рамках проекта «Комментарии и мнения», который предусматривает размещение авторских материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора материала.
© 2006, «Новый Регион – Пермь»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».