Доклад губернатора Пермского края О.А.Чиркунова о социально-экономическом и политическом положении Пермского края
«Уважаемые коллеги, уважаемые жители Пермского края!
Год назад мы провозгласили тезис об исторической ответственности власти за принимаемые решения, ответственности перед населением – настоящим и будущим. Сегодня я представляю вашему вниманию доклад о том, что мы, руководствуясь этим принципом, сделали за прошедший год и какие задачи ставим на перспективу.
1. Экономический рост
Начну с темы экономического роста. В послании прошлого года она освещалась достаточно подробно. Было отмечено, что Пермская область, являясь одним из лидеров по достигнутому уровню экономического потенциала, существенно проигрывает конкурентам в динамике развития, что «существующая структура экономики региона выталкивает людей из системы занятости, старые рынки сокращаются, и нет новых секторов, которые были бы в состоянии трудоустроить эту массу людей»[1].
Наряду с этим фиксировался рост объема прибыли предприятий, поступлений в бюджет, рост доходов населения.
1.1. Итоги года
Сегодня мы подводим итоги за год. Обозначенные тенденции сохранились.
Объем валового регионального продукта Пермского края оценивается в 302 млрд. рублей. В сопоставимых ценах к уровню 2004 года он вырос на 2,3%. Темп прироста ВВП Российской Федерации – 6,4%.
Основные причины низкого регионального роста – сокращение физических объемов производства в таких значимых отраслях края как: производство тепла, обработка древесины, некоторые отрасли машиностроения, сельское хозяйство.
Среднесписочная численность занятых в экономике края сократилась почти на 33 тыс. человек и составила 987 тыс. человек или 96,8% от уровня 2004 года.
Одновременно с этим, продолжился интенсивный рост денежных доходов населения, увеличение составило 46 млрд. 800 млн. рублей, или более 22%. В среднем на душу населения денежные доходы составили 7841 рубль, рост в реальном выражении – 10,6% против 4,1% в 2004 году.
Сравнивая динамику прибыли и инвестиций, можно отметить почти парадоксальный факт. Прибыль предприятий региона выросла в 1,6 раза, а инвестиции в основной капитал сократились, по оценкам, на 6%. Это означает, что многие миллиарды рублей дополнительных доходов не нашли в прошлом году своего применения на нашей территории.
Указанная ситуация не является неожиданностью. Экономика региона не была готова к широкомасштабным инвестиционным проектам. Наблюдался не дефицит денег, а дефицит проектов, идей, наконец, руководителей, способных эти проекты генерировать и осуществлять.
Мы обязаны признать, что в 2005 году экономика региона развивалась в основном по инерционному сценарию.
Год назад мы подтвердили позицию активной поддержки бизнеса. Сегодня в практической деятельности власти осуществляются восемь ключевых экономических проектов.
1.2. Привлечение инвестиций в экономику края (24-20)
По моему мнению, центральный ключевой проект в реализации экономической политики – это привлечение инвестиций в экономику края. Проект носит рабочее название «24-20», так как в прошлом году принято принципиально важное решение о снижении ставки по налогу на прибыль с 24 до 20%.
Первые результаты этого шага видны уже сегодня.
Так, компания «САН Интербрю» намерена осуществить в ближайшие два года модернизацию производства, увеличив мощности более чем в два раза. Объем инвестиций составит около 1 млрд. 700 млн. рублей.
В соответствии с планами развития ЗАО «Русская содовая компания» на площадке Березниковского содового завода реализуются два проекта. Строительство завода «тяжелой» соды, объем инвестиций 900 млн. рублей. Срок запуска 2009 год. Строительство завода по выпуску листового архитектурного стекла. Объем инвестиций до 3 млрд. рублей, срок запуска – 2008 год.
Компания «Свеза» – владелец нескольких деревообрабатывающих комбинатов, приобрела фанерный комбинат в поселке Уральском и заявила о своей заинтересованности в размещении на территории Пермского края своих финансового и сбытового центров.
Компания «Юнимилк», один из лидеров российского рынка по производству молочных продуктов, приобрела «Перммолоко» и планирует осуществить инвестиции в объеме до 500 миллионов рублей с целью расширения рынка сбыта в уральском регионе. Компания заявила о своей заинтересованности в приобретении и запуске комбината детского питания, построенного за счет областного бюджета и неэксплуатируемого в течение несколько лет.
Предприятие «Кама-кристалл» совместно с Московским Ювелирным заводом открывают в этом году линию по производству ювелирных изделий. Серьезные инвестиционные решения приняли такие компании как: «Мотовилихинские заводы», «Сибур-Химпром», «Новомет», «Метафракс» Александровский, Кунгурский, Юго-Камский, Очерский машзаводы.
Уверено развиваются флагманы нашей промышленности, которые запустили в регионе новые крупные инвестиционные проекты.
Десять крупнейших компаний региона планируют увеличить объем инвестиций в 2006 году в 1,4 раза.
РАО ЕЭС принято решение о включении строительства четвертого энергоблока Пермской ГРЭС в инвестиционную программу. Это привлечение 12 млрд. инвестиций, а также развитие мощности и повышение надежности энергосистемы. Наша задача – оставаться энергоизбыточным регионом на длительную перспективу.
Есть существенные резервы роста инвестиций в развитии речного транспорта. Пермь является самой восточной точкой, где транссибирская магистраль пересекается с единой глубоководной системой. В этом году «Сильвинит» на базе судозавода «Кама» планирует закладку первого судна класса река-море.
Все эти факты свидетельствуют об одном – экономика региона вступает в новую фазу инвестиционной активности. Подтверждается это и цифрами 20%-го роста объемов инвестиций за 5 месяцев этого года. Наша задача – сохранить такие темпы на ближайшие несколько лет.
1.3. Расширение рынков сбыта
Следующий важный проект – содействие расширению рынков сбыта региональных производителей, лоббирование интересов наших предприятий при получении крупных промышленных заказов.
Приоритетными рынками для наших товаропроизводителей становятся рынки Китая, Индии, стран Юго-Восточной Азии и СНГ. В международной деятельности мы как власть делаем лишь первые шаги. Это скорее набор первичных контактов, приобретение необходимого опыта. Возможности в этой работе у пермских экспортеров на порядок выше чем у власти. Будем использовать их опыт для развития всей внешнеэкономической деятельности края.
Что касается лоббирования интересов наших предприятий в получении российских заказов, то мы уже можем говорить о реальных результатах. Так, обращения к Президенту страны, в Правительство привели к тому, что Газпром объявил об увеличении закупок пермских газоперекачивающих агрегатов.
Отрадно отметить факты, когда наши предприятия самостоятельно привлекают крупные заказы. Размещение «индийского» заказа на Мотовилихинских заводах и «кубинского» на Пермских моторах, – наиболее яркие тому примеры. Нам как власти предстоит более результативно осуществлять их лоббирование.
1.4. Инновационная стратегия развития региона
В настоящий момент развитие экономики страны формирует некое противоречие. С одной стороны мы обоснованно стремимся к росту реальных доходов населения и уровня заработных плат. С другой – пытаемся привлечь новые производства. При этом низкая стоимость рабочей силы является конкурентным преимуществом в борьбе за инвестора.
Как разрешить это противоречие? Ответ очевиден, мы должны конкурировать не на рынке дешевой, а на рынке высококвалифицированной, а значит более дорогой рабочей силы.
Это ступенька вперед и вверх. Таких ступенек множество. И самая высокая ступенька – это наука, инновационная экономика, основанная на знаниях.
Поэтому, считаем важным обозначить тему инновационного развития как еще одно направление экономической политики и реализовать в ближайшие 3 года крупный проект в этой сфере.
Важные шаги уже сделаны. В целях поддержки инновационных проектов в 2003 году в регионе был создан и работает фонд содействия венчурным инвестициям. Он один из первых в России. В 2005 году мы выиграли конкурс Минэкономразвития на создание региональных венчурных фондов. Общий объем привлеченных средств составил 200 млн. рублей.
Идет разработка проекта по созданию регионального технопарка на площадках технического университета и опытно-конструкторского бюро «ТЕМП», в перспективе, надеюсь, – технико-внедренческой особой экономической зоны.
Разработка и внедрение инноваций – новая для нас отрасль. Поэтому в этом году в ПГТУ создается специальность – управление инновационными проектами.
Значимым для развития науки и инноваций является то, что в этом году Пермский государственный университет выиграл федеральный конкурс на реализацию программы инновационного образования.
Это еще одна важная точка роста на карте края. Наша задача сделать так, чтобы, по крайней мере, по одной из специальностей, ПГУ стал самым признаваемым в стране, а лучше, в мире.
1.5. Поддержка приоритетных отраслей
Нельзя не сказать об отраслях традиционных: заготовке и переработке древесины и сельском хозяйстве. Выделяю их еще и потому, что именно в них действуют две крупнейшие целевые программы и общий ежегодный объем финансирования из бюджета региона составляет полтора миллиарда рублей в год.
«Лес – наше богатство» – это мы знаем с детства. Но чтобы это богатство взять, надо строить лесные дороги. Предлагаю кратно увеличить финансирование строительства лесных дорог: с нынешних 24 до 150 млн. рублей в год. Это позволит нам за три года, довести уровень освоения лесных ресурсов до 46 % от расчетной лесосеки.
Сельское хозяйство. Хочется верить, что худшие времена для отрасли позади. После трехлетнего снижения объемов производства сельхозпродукции за пять месяцев 2006 года мы видим признаки роста.
Однако, вернуть положительную динамику отрасли еще полдела. Главное – сделать пермский агробизнес эффективным, конкурентоспособным и финансово устойчивым. Это возможно через развитие крупнотоварного производства и поддержку малых форм хозяйствования, именно эти направления зафиксированы в национальном проекте и областной программе развития АПК.
1.6. Земельная и тарифная политика
Тема эффективного использования земельного ресурса важна не только в сельском хозяйстве.
Во всех муниципалитетах, претендующих на нашу поддержку в вопросах жилищного строительства, должны быть реализованы программы по созданию рынка земельных площадок. Наша политика в части формирования и выставления на продажу земель должна быть понятной и прозрачной.
Нельзя забывать, что эффективная земельная политика подразумевает и рост доходов бюджета, прежде всего городских округов и поселений. Надо признать, что в этом направлении и муниципалитеты, и краевая власть работают неэффективно. Выстраивание системы в этой работе, помощь муниципалитетам – главная задача Агентства по имущественным и земельным отношениям.
В части тарифной политики хочу подтвердить уже заявленную позицию: краевая власть будет обеспечивать баланс интересов потребителей и поставщиков ресурсов. Баланс интересов, а не диктат монополистов. Важным союзником в этом станут в результате проводимой реформы – муниципалитеты всех уровней.
1.7. Развитие предпринимательства
Нет таких трибун, с которых не говорили бы о необходимости развития малого предпринимательства. Только вот результат этой работы не может нас устроить.
Уже сейчас ясно, что центр содействия развитию предпринимательства переместился на муниципальный уровень. Там, где руководители районов и поселений сегодня серьезно относятся к этим проблемам, растет количество предпринимателей, их вклад в формирование бюджета. Г.Кунгур, г.Лысьва, г.Чернушка, – примеры эффективного взаимодействия властей и предпринимателей.
Задача краевой власти – открыть для малого бизнеса новые рынки, в первую очередь жилищно-коммунальную сферу и здравоохранение, способствовать процессам выделения на аутсорсинг сервисных сфер крупных корпораций.
1.8. Обеспечение трудовым ресурсом
Еще одно направление снижения издержек бизнеса – повышение качества трудовых ресурсов. Сегодня бизнес несет существенные издержки и потери от некачественного предоставления государством услуги по подготовке профессиональных кадров.
В этом году мы впервые совместно с бизнесом сформируем государственный заказ на подготовку специалистов в системе начального и среднего профессионального образования.
1.9. Безопасность и комфортные условия для легального бизнеса
Представители бизнес сообщества, прорабатывающие возможность размещения в Перми управляющих центров своих компаний, ставят перед нами ряд условий. Это авиационная доступность до крупных городов, возможность получения их детьми качественного образования, прозрачность действий власти.
Первые шаги сделаны. Число рейсов до Москвы увеличилось с 3 до 6 в день. Началась конкуренция между компаниями за клиентов. Следующий этап – развитие сообщения с ближайшими областными центрами. Это одна из задач Министерства градостроительства и развития инфраструктуры.
Перед Министерством образования поставлена задача открыть в ближайшие 3 года в крае образовательное учреждение, выдающее диплом международного бакалавриата.
Серьезным препятствием развития бизнеса является высокий уровень коррупции. Год назад мы взяли на себя обязательства по минимизации вмешательства краевой власти в дела бизнеса и обратились с просьбой к муниципалитетам и федеральным структурам, их сотрудникам, в первую очередь к судебной власти и силовому блоку, не создавать не основанных на законе проблем налогоплательщикам.
Я считаю, что мы выполняем свои обязательства. Уверен, что нет ни одного случая, когда областная власть вмешалась в дела бизнеса исходя из своих личных интересов. Планомерно велась поддержка силовых структур в их работе с коррупцией. Уверен, брать и давать взятки стало опасно на территории Пермского края.
Мы уважительно относимся к бизнесу, создаем для него условия, но мы обращаемся с просьбой: будьте корректны в выполнении основного обязательства – уплате налогов. В первую очередь речь идет о прекращении выплат зарплаты в конвертах. Проводя эту политику, мы создаем единые условия. Это наша поддержка добросовестных налогоплательщиков в справедливой конкурентной борьбе.
Завершая раздел экономического роста, хочу подчеркнуть, что основными показателями деятельности Правительства края в этом направлении будет рост фонда заработной платы и инвестиций. Реальная экономическая ситуация, наша экономическая политика позволяют нам прогнозировать значительное улучшение этих показателей уже в 2006 году.
2. Развитие человеческого потенциала
Начну разговор о развитии человеческого потенциала с фразы известного маркетолога Филипа Котлера: «…многие части Европы оказываются в новой ситуации, когда не безработица, а нехватка трудоспособного населения ощущается как трудность номер один… Привлечение жителей вполне может стать таким же обычным, как и привлечение инвестиций»[2]. Это означает, что рабочая сила является объектом потенциального интереса многих других территорий. А значит, будет осуществляться отток квалифицированной рабочей силы в сторону более успешных мест, а в неуспешных территориях будет оставаться менее квалифицированная, дешевая рабочая сила. И такие территории будут деградировать.
Поэтому приоритетным направлением работы было и остается развитие человеческого потенциала.
Образование, здравоохранение, социальная поддержка населения. Какова их роль в развитии человеческого потенциала?
2.1. Образование
Уверен, конечная цель образования – воспитание нашего подрастающего поколения, адаптация к существующей и будущей жизни. Каждый должен иметь шанс состояться в жизни, независимо от социального статуса и положения его родителей, их места жительства.
Исходя из этого, мы ставим перед собой ряд задач.
Во-первых, это – профилактика детского неблагополучия. Здесь постановка задачи будет бескомпромиссной: дети должны находиться в семье, но в семье благополучной. Это значит, что мы в соответствии с законодательством будем изымать детей из социально опасных семей и устраивать их в те семьи, которые обеспечат им будущее.
В этом году нам предстоит устроить в семьи 4200 детишек, из которых 550 – усыновить.
Во-вторых, нам надо создать механизмы, когда способные ребята из малообеспеченных семей, в первую очередь из сельской местности и малых городов, смогут получить самое лучшее образование.
Поэтому предлагаю приступить к созданию на базе школ, имеющих стабильно высокие результаты обучения, новых образовательных центров. Именно в них мы сможем дать более высокий уровень образования для способных старшеклассников.
В этих центрах будет создана современная учебно-лабораторная база, введено новейшее информационное обеспечение. Несомненно, уровень заработных плат учителей этих центров должен стимулировать приход туда сильных педагогов.
Следующим шагом в создании системы роста и развития молодежи является создание краевого лицея для талантливых подростков, одаренных в сферах науки, искусства и спорта.
В этой же логике и создание международного бакалавриата, о чем я уже говорил. Самые лучшие, попав туда по конкурсу, получат шанс учиться в ведущих российских и зарубежных ВУЗах.
Отдельно остановлюсь на развитии ВУЗов. Это весьма перспективный сектор экономики. В масштабах страны идет закладка точек роста этого сектора. Еще не поздно стать такой точкой роста. Чтобы победить в этой конкуренции наши Вузы должны входить в десятку, а по некоторым позициям – в тройку лучших в стране.
Наша задача привлекать в пермские учебные заведения на платной основе студентов из других регионов и из других стран. Правительству необходимо рассмотреть возможность инвестиционного проекта по строительству и эксплуатации студенческих общежитий. Расширение потока иностранных студентов увеличит доходы учебных заведений, повысит качество образования, выведет его на международный уровень.
Каждый ребенок должен иметь возможность подняться на ступеньку выше своих родителей в уровне образования, уровне жизни, социальном статусе.
Только создав детям условия для роста, имеет смысл говорить о демографическом развитии.
2.2. Демография
Демография – один из самых острых вопросов развития региона. Мы акцентировали на нем внимание год назад. Сегодня он поставлен в повестку дня и на федеральном уровне.
Это, прежде всего, повышение качества медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности и родов.
За последние три года младенческая смертность снизилась в крае на 20%, детская инвалидность – на 15%.
Во многом этих результатов удалось добиться, благодаря реализации программы «Семья и дети Прикамья». За 5 лет все женские консультации были оснащены аппаратами УЗИ, закуплено медицинское оборудование для выхаживания новорожденных, обеспечено повышение квалификации врачей.
Важнейшим решением прошедшего года было введение родовых сертификатов. Важен сам механизм финансирования, когда бюджетные деньги идут вслед за пациентом. Женщина имеет возможность выбирать и женскую консультацию, и родильный дом. Такая система стимулирует реальную конкуренцию среди лечебных учреждений и заставляет их бороться за пациента.
2.3. Здравоохранение
В прошлогоднем докладе в качестве приоритетной сферы в развитии здравоохранения мы выделили оказание первичной медицинской помощи. Именно по этому пути пошел и федеральный центр. Зарплата участковых терапевтов и педиатров была увеличена и составляет сейчас 16 тыс. рублей в месяц в Пермской области и 18 тысяч в Коми-Пермяцком округе. На 5000 рублей была увеличена зарплата медсестер этого звена.
Сегодня есть вакантные места для врачей с таким уровнем доходов. У врачей, в особенности выпускников медицинских ВУЗов появилась возможность выбора и трудоустройства.
Будет решаться проблема повышения зарплат и для других категорий медицинских работников. В первую очередь через механизмы оплаты диспансеризации, уже упомянутых родовых сертификатов.
Год назад мы заявили, что человек должен получить реальное право на свободный выбор поликлиники и больницы, где он хотел бы лечиться. У лучших врачей, поликлиник и больниц появится возможность принять больше пациентов, следовательно и больше заработать.
За прошедший год в этом направлении сделано немало: разработаны медико-экономические стандарты, система установления медицинских тарифов.
Уже в этом году мы начинаем финансирование лечебных учреждений через страховые организации, которые будут контролировать выполнение установленных стандартов лечения и качество оказания услуг.
Развивается частный медицинский бизнес. Успешно работают частные клиники: «Визион», «Медлайф», «Надежда»; состоялось открытие центра магниторезонансной и компьютерной томографии. Задача государства обеспечить возможность доступа к этим услугам широких слоев населения.
Реализация национального проекта в сфере здравоохранения позволит существенно обновить медицинское оборудование. В этом году в больницы будут поставлены новые рентген-аппараты, аппараты УЗИ, диагностические лаборатории, медицинский транспорт. Обновление составит 60%.
До конца лета состоится ввод в эксплуатацию нового корпуса областной клинической больницы.
Прорабатывается возможность создания на территории края медицинских центров федерального уровня: перинатального центра, центра исследований по вопросам экопатологии и центра сердечно-сосудистой хирургии. Надеемся за следующий год добиться положительного решения как минимум по одному из этих трех проектов.
Считаю, что в сфере здравоохранения за этот год есть существенное продвижение в достижении поставленных целей.
Остался последний, но самый важный шаг – переход от сметного финансирования учреждений к системе размещения заказов на конкурсной основе.
Далеко не все регионы страны готовы идти на такие системные изменения. Это требует и средств, и длительной подготовки, и политической воли. По этой причине реформа здравоохранения в стране тормозится. Мы к этому шагу готовы, и просим депутатов поддержать нас в этом важном для региона решении.
2.4. Безопасность
Сегодня мы теряем трудоспособное население не только из-за медицинских причин.
До тех пор, пока у нас тысячи людей в год погибают от рук убийц, на дорогах, на пожарах, тонут, мы не можем считать себя территорией комфортного проживания.
За последние два года эта цифра сократилась на 12%. Ставлю задачу Правительству – снизить число погибших еще как минимум на треть к 2009 году.
2.5 Физкультура и спорт
Важную роль в профилактике преступлений, пропаганде здорового образа жизни играет спорт. В этом году нам предстоит определить нашу позицию в разумном соотношении финансирования профессионального и массового спорта. Предпринять меры для вхождения в федеральные программы, предусматривающие строительство физкультурно-оздоровительных центров. Вынужден признать, что по этому направлению мы работали недостаточно эффективно.
2.6 Социальная политика
Важная функция государства – социальная поддержка населения. Осуществив монетизацию льгот, мы дополнительно в денежной форме направили на социальную поддержку более миллиарда рублей. Все эти деньги теперь не транжирятся и не разворовываются, а большая часть из них поступает в денежной форме непосредственно гражданам.
Это решение не принесло нам популярности, скорее наоборот, но перед собственной совестью мы понимаем, что сделали нужное для людей дело.
Тем не менее, в целом система социальной поддержки до сих пор не прозрачна и не справедлива.
Предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг осуществляется методом возмещения расходов организациям-поставщикам. Данная система направлена, по сути, на дотирование организаций жилищно-коммунального комплекса за счет бюджетов различных уровней. Кроме того, около четверти клиентов стационарных учреждений помещены в них только в силу отсутствия жилья.
В связи с этим нам необходимо решить важную задачу. Не уменьшая объема социальной поддержки, сделать так, чтобы она оказывалась действительно нуждающимся в ней гражданам.
3. Развитие инфраструктуры
Одним из приоритетов год назад было провозглашено создание достойных условий проживания человека и комфортной среды обитания.
3.1. Строительство и содержание жилья
Была поставлена задача увеличения строительства жилья. В 2005 году было построено почти 640 тысяч кв. м, что на 42 % больше, чем в 2004 году. Это одни из самых высоких темпов роста и в Приволжском и в Уральском федеральных округах. Задача строить по миллиону квадратных метров в год, еще недавно казавшаяся чуть ли не «маниловщиной», начинает обретать реальность.
Ключевым фактором здесь является доступность земельных участков. Всегда удивляла ситуация, когда в стране, где явный избыток земли, у гражданина нет возможности иметь земельный участок, на котором он построит свой дом. Дом, который является символом благополучия для любого россиянина. Мы должны дать каждому жителю края возможность приобрести землю и построить свой дом. Это приоритет Министерства градостроительства и развития инфраструктуры.
Не менее важная задача – строительство новых жилых микрорайонов. Предлагаю выделить 7 масштабных проектов в г.Перми, Пермском районе, г.Чайковском и г.Чусовом с объемом строительства не менее 100 тыс. кв. метров жилья каждый, за которые персонально будет отвечать руководитель Агентства по строительству и первые лица муниципалитетов. Как минимум три участка должны быть переданы инвесторам в течение года.
Следующая задача – участие в национальном проекте «Доступное и комфортное жилье гражданам России». Необходимо привлечь на территорию края максимум федеральных ресурсов и средств частных инвесторов.
3.2. Дорожная инфраструктура
В последние годы мы много внимания уделяли строительству и реконструкции региональных дорог.
Закончено строительство одного из самых масштабных проектов – первой очереди нового моста через Каму, введены в действие автодороги Полазна-Чусовой и Юго-Камск – Крылово.
Какие проекты будут приоритетными на ближайшие годы?
Во-первых, завершение строительства скоростной трассы объезд города Краснокамска- Красавинский Мост-Южный обход-Бершеть. В текущем году будет сдана радиальная автомобильная дорога Красавинский мост-Парковый.
Во-вторых, автомобильная дорога Кудымкар-Сыктывкар, которая финансируется из федерального бюджета в рамках объединительного процесса.
В-третьих, автодорога Коса-Соликамск общей протяженностью 95 км.
В этом году заканчивается проектирование дороги Кудымкар– Березники. Строительство будет осуществлено в 2007-2008 годах.
В следующем году начнем разрабатывать концепцию магистрали Север – Юг, основной магистрали Пермского края, которая соединит Березники, Пермь и Чайковский.
Этим мы завершаем формирование опорного каркаса региональных автомобильных дорог.
Одной из главных задач дорожного агентства считаю разработку и внедрение в практику регламентов строительства и эксплуатации дорог. Подрядчики обязаны обеспечить безупречное состояние дорог в течение всего гарантийного срока. С теми, кто не в состоянии выдерживать взятые на себя обязательства, необходимо прекратить договорные отношения и не допускать их к конкурсам на размещение заказов.
3.3. Пассажирский транспорт
Развитие сети автомобильных дорог создает хорошие предпосылки для повышения качества обслуживания пассажиров автобусным транспортом.
Необходимо повышать эффективность всей отрасли, создавая рыночные, конкурентные условия, переходя от установления тарифов к установлению их предельных размеров, давая возможность перевозчикам снижать плату за проезд. Именно снижение в результате рыночной конкуренции платы за проезд на наиболее эффективных, а значит, наиболее популярных маршрутах и будет реальным результатом работы Министерства градостроительства и развития инфраструктуры и соответствующих муниципалитетов.
3.4. Энергетика, коммунальная инфраструктура
Повышение качества жизни населения и обеспечение принципиально иного качества экономического роста невозможно без динамичного развития коммунальной инфраструктуры.
Важной задачей является создание предпосылок для снижения стоимости тепла и тарифов на передачу электрической энергии, газа. Это возможно путем создания прозрачной системы формирования тарифов, исключения разного рода перекрестного субсидирования, в том числе перекрестного субсидирования между населенными пунктами. Неправильно перекладывать на все население края неэффективность системы расселения, а также неэффективность работы поставщиков тепла, газа, энергии.
Главным показателем результатов работы Агентства строительства должно стать снижение затрат бизнеса и населения на коммунальные услуги, тепло и электроэнергию в сравнении с регионами-конкурентами.
4. Развитие территорий
4.1. Реформа местного самоуправления
В этом году в крае в полном объеме началась реализация реформы местного самоуправления. Резко возрос интерес местных властей к собственной доходной базе, к вопросам развития бизнеса на своей территории, к учету земли и объектов недвижимости. Все это стимулирует муниципалитеты к развитию. Пора обозначать приоритеты, видение точек роста на карте области.
4.2. Развитие точек роста
Думаю, нам необходимо появление на юге края города с численностью населения более 150 тыс. человек. Наиболее подходящим местом с точки зрения географического положения и развития транспортной инфраструктуры является г.Чайковский.
Для развития города подготовлен проект застройки центрального планировочного района с объемами потенциального ввода жилья до 370 тыс. Будем всячески продвигать этот проект, который наряду с проектом «24-20» способен превратить г.Чайковский в центр притяжения для населения соседних регионов.
Остро стоит задача превращения в точку роста территорий Коми-Пермяцкого округа. Поэтому мы активно продвигаем такие, на первый взгляд, малореализуемые проекты, как строительство железной дороги «Белкомур», крупного лесоперерабатывающего производства, атомной электростанции в пос.Гайны. Вместе с тем, любой из этих проектов «вытащит» не только округ, но и значимо повлияет на уровень развития края.
4.3. Укрупнение муниципальных образований
Пришла пора подумать о создании на региональном уровне механизма стимулирования процессов объединения муниципальных образований. Задача следующего года – сформировать такой механизм и, при наличии инициативы с мест, запустить пилотный проект.
4.4. Приоритетные региональные проекты
Сегодня муниципалитеты столкнулись с рядом проблем, которые заведомо превышают их возможности. Это плачевное состояние зданий школ, жилья, дорог. Это те сферы, где груз недостаточного финансирования в течение последних лет стал тормозом для дальнейшего развития. Состояние дел в этих сферах становится серьезной проблемой, и решать ее я предлагаю в рамках приоритетных региональных проектов.
4.4.1. Новая школа
Первый региональный проект – «Новая школа». В рамках этого проекта нужно обеспечить лицензирование всех учебных заведений, провести капитальный ремонт тех школ, техническое состояние которых потенциально опасно для пребывания детей, принять меры по закрытию школ, находящихся в аварийном состоянии и строительству вместо них новых зданий. В этом году на эти цели уже выделено 500 млн. рублей. Это позволяет сделать первый шаг. В ближайшие два года дополнительно потребуется около миллиарда рублей. И эти средства будут выделены в рамках финансирования приоритетных региональных проектов.
4.4.2. Достойное жилье
Сделав упор на вопросы жилищного строительства, мы не можем упустить задачу содержания уже существующего жилищного фонда.
Создание ТСЖ, формирование принципиально новой системы управления частной жилищной собственностью – стратегическая задача ближайших лет. Но, передавая жилье в собственность жителям, мы должны взять на себя обязанности по капитальному ремонту передаваемых зданий.
В этом году мы приняли решение об оплате капитального ремонта в тех домах, жители которых создают ТСЖ. Деньги на это в бюджете этого года предусмотрены. Для решения столь глобальной задачи нам необходимо увеличивать объемы финансирования на эти цели, четко определить механизмы софинансирования со стороны населения.
Региональный проект «Достойное жилье» кроме задачи капитального ремонта должен включать программу переселения граждан из ветхого жилья, которое не подлежит капитальному ремонту.
4.4.3. Муниципальные дороги
Капитальный ремонт и строительство муниципальных дорог в последние годы финансировались по остаточному принципу. В результате более половины дорог находятся в ненормативном состоянии.
Поэтому третьим приоритетным региональным проектом должен стать проект «Муниципальные дороги».
Особое внимание следует уделить транзитным дорогам по населенным пунктам, мостам и инженерным сооружениям.
4.4.4. Переселение граждан
В целом ряде случаев вложения в дороги, в муниципальное жилье, в социальную инфраструктуру нерациональны, что признается самими жителями.
В качестве примера приведу поселок Каменка Кудымкарского района, в котором жители на своем сходе приняли решение и обратились к власти с просьбой об оказании помощи в переселении.
На ближайший год стоит задача отработать механизм комплексного переселения граждан и закрытия таких поселков, а с 2007 года приступить к реализации масштабной программы в этом направлении. Это четвертый региональный проект.
Хочу подчеркнуть, что переселение будет осуществляться исключительно по инициативе жителей и при единодушном решении сходов граждан.
Каждый муниципалитет должен самостоятельно определить, какой из заявленных проектов для него является более важным. Для этого предлагаю каждой территории составить адресную программу строительства и реконструкции объектов образования, дорог, ремонта жилья, переселения населенных пунктов и защитить ее на региональном уровне.
4.5. Межбюджетные отношения
Заявленные региональные проекты могут остаться только красивой идеей, если мы изначально не определим источник их финансирования и не скажем, кто, в какие сроки и что должен сделать.
Все проекты объединяет одно – проблемы, которые они решают, копились годами. И это проблемы муниципалитетов. Сейчас, благодаря консолидации доходов от внешнеэкономической коньюктуры, мы можем приступить к решению этих проблем.
Прошу Правительство в месячный срок представить прогнозируемые параметры трехлетнего бюджета. Доходную часть и расходы по текущим обязательствам сформировать с индексацией на уровень инфляции. Заложить в расходную часть рост заработной платы бюджетникам на уровень 20% в 2007 году. С поэтапным повышением с 1 апреля и с 1 октября. В 2008 и 2009 годах обеспечить рост заработной платы, предусмотренный федеральным центром для своих бюджетников.
Оставшиеся в распоряжении средства, а также полученные впоследствии дополнительные доходы распределить по следующим принципам:
18% направляются в распоряжение муниципалитетов по подушевому нормативу;
42% муниципалитеты получат в результате софинансирования края в четырех названных региональных проектах;
40% доходов направляются на проекты краевого уровня, которые будут осуществляться в паритетном финансировании с Федерацией. Это позволит привлечь дополнительные ресурсы на территорию края. По этим средствам необходимо создать конкуренцию отраслей за максимальный объем софинансирования из федерального бюджета.
В качестве первого этапа реализации региональных и краевых проектов предлагаю распределить на их финансирование 2 миллиарда 200 миллионов рублей свободных остатков, поручаю Правительству в месячный срок разработать все необходимые для этого нормативные документы.
5. Заключение
Уважаемые коллеги! Каждый ежегодный доклад перед Вами традиционно стал для нас этапом осмысления пройденного, этапом систематизации наших планов. Мы благодарны вам за взаимопонимание, за поддержку наших инициатив. Бывает, мы расходимся в тактических вопросах, но нас объединяет единая цель – процветание Пермского края.
Мы все взяли на себя ответственность и сделаем так, чтобы Пермский край стал территорией успеха, территорией успешных проектов и успешных людей.
Спасибо.
[1] Социально-экономическое и политическое положение Пермской области: Доклад исполняющего обязанности губернатора Пермской области Олега Анатольевича Чиркунова в Законодательном собрании Пермской области 23 июня 2005 года
[2] Котлер Ф. «Маркетинг мест» с.20, С-Петербург, 2005
«Новый Регион» принимает Ваши комментарии и мнения по поводу доклада главы края. Адрес для контактов – region-inf@permonline.ru
© 2006, «Новый Регион – Пермь»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».