В Кишиневе полагают, что европейские преференции для предприятий-экспортеров помогают Приднестровью выжить в условиях кризиса
Тот факт, что около 600 приднестровских экономических агентов пользуются европейскими преференциями в осуществлении импортно-экспортных операций, помогает региону выжить в условиях глобального финансового кризиса.
Как передает «Новый Регион», об этом радиостанции Свободная Европа заявил доктор экономических наук, молдавский финансовый аналитик Юрий Готишан.
Комментируя решение молдавских властей о продлении льготного таможенного режима для приднестровских экспортеров, он отметил, что эти предприятия «платят Кишиневу лишь символические сборы, а основные налоги идут в бюджет Приднестровья».
Эксперт полагает, что если кризис затянется, его влияние может привести к драматическим последствиям для экономики Приднестровья, так как в формировании ВВП республики внешняя торговля играет большую роль.
«Даже, несмотря на относительно устаревший промышленный потенциал и энергоемкое производство, приднестровский экспорт обеспечивает около 80% региональных доходов», – отметил Готишан, подчеркнув, что приднестровские предприятия больше пострадали от экономического кризиса, чем молдавские.
Аналитик подчеркнул, что за последние годы экспорт из Приднестровья претерпел значительные изменения. Так, если в 2005-2008 годах более 55% экспорта были направлены на восток, в частности, в Россию, то сегодня значительная часть приднестровской продукции отправляется в страны Восточной и Западной Европы, отметил он.
Между тем, в Тирасполе отмечают, что хотя ряд приднестровских предприятий, используя систему преференций, предоставленную ЕС Республике Молдова, сумел увеличить объемы поставок в Европу, эти преференции имеют для республики свою цену.
Власти Приднестровья считают, что их нужно оценивать в контексте с новым таможенным режимом 2006 года. Тогда Молдавия и Украина ввели новый таможенный режим, при котором весь экспорт Приднестровья должен осуществляться только через территорию РМ. С тех пор ориентированная на экспорт экономика республики терпит убытки из-за целого ряда факторов.
В их числе – движение железнодорожных грузов только через север Молдавии, невозможность доставки и отгрузки товаров на станциях Тирасполь и Бендеры, запрет на использование приднестровских автоперевозчиков, затраты на оплату таможенных процедур, брокерских услуг, сертификатов в РМ.
Кишинев, Сергей Вулпе
© 2010, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».