ОБСЕ дала Кишинёву и Тирасполю рекомендации по решению проблемы школ с латинской графикой в Приднестровье Сторонам советуют учесть их в процессе переговоров в формате «5+2»
Кишинёв, Февраль 04 (Новый Регион, Ольга Курылёва, Сергей Вулпе) – Миссия ОБСЕ в Молдове и Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств опубликовали в понедельник отчёт о ситуации в молдавских школах с преподаванием на латинской графике, расположенных в Приднестровье.
Как передаёт «Новый Регион», авторы документа исследовали историю вопроса, проанализировали текущее положение дел и подписанные документы в рамках переговорного процесса, дали свои рекомендации Кишинёву и Тирасполю по решению этой давней проблемы.
Речь идёт о восьми учебных заведениях – лицее «Лучиан Блага» (Тирасполь), лицее «Александру чел Бун» и школе-интернате для сирот (Бендеры), лицее «Эврика» (Рыбница), лицее «Штефан чел Маре ши Сфынт» (Григориополь), лицее «Михай Эминеску» (Дубоссары), а также гимназиях сёл Коржево и Роги. Они подведомственны властям РМ, занимаются по учебным программам Молдовы, которые отличаются от приднестровских (в ПМР образование строится на российских стандартах – прим. «НР»).
По мнению авторов отчёта, проблемы этих учебных заведений по-прежнему актуальны, особенно в связи с неуклонным снижением числа обучающихся там детей.
В документе приводятся данные, согласно которым общее число учащихся в них снизилось с 5619 в 1998 – 1999 учебном году до 1800 в 2012 – 2013 учебном году.
«C 2004 по 2005 год в некоторых школах зафиксировано снижение числа детей на 60% и более», – информируют авторы, подчёркивая, что «если существующая тенденция сохранится, к 2020 году в шести из рассматриваемых восьми школ будет насчитываться менее 100 учащихся».
Авторы документа отмечают, что приднестровские власти объясняют это незаинтересованностью родителей в деятельности этих школ или низким качеством образования в них. Минпрос Молдовы и директора школ, напротив, ссылаются на прошлые принудительные закрытия и запугивания, предоставление не самых лучших помещений и условий, в которых работают школы с обучением на латинской графике, непризнание аттестатов этих школ приднестровскими вузами и т.д.
В отчёте говорится, что основные проблемы школ касаются состояния зданий, заключения договоров аренды, перемещения грузов. Пять из восьми школ зарегистрированы в Приднестровье как юридические лица, но ни одна из них в настоящее время не имеет лицензии приднестровских властей на ведение образовательной деятельности.
В соответствии с приднестровским законодательством, лицензирование школ не требует аккредитации или аттестации (принятия приднестровских учебных программ), но потребует согласования учебных программ с властями ПМР.
Миссия ОБСЕ рекомендует сторонам деполитизировать проблему.
«Обе стороны должны подтвердить своё стремление деполитизировать разногласия вокруг школ с латинской графикой в Приднестровье и начать поиск прагматичных решений всех вопросов, связанных с их статусом, образовательной деятельностью и функционированием. Эти решения должны обеспечить временный, но устойчивый механизм решения актуальных проблем, с которыми сталкиваются данные школы, до тех пор, пока не будет достигнуто всеобъемлющее соглашение об урегулировании конфликта, определяющее статус Приднестровья и разделяющее полномочия между Кишинёвом и Тирасполем», – говорится в документе.
ОБСЕ считает, что решением может стать регистрация и лицензирование в Приднестровье школ с латинской графикой по упрощённой процедуре, в качестве «негосударственных общеобразовательных учреждений» (частных школ) без их аттестации и аккредитации.
Упрощённая процедура, предложенная миссией, предусматривает реализацию трёх этапов, после чего лицензионные требования будут считаться реализованными. В отчёте отмечается, что процедура должна быть выполнена одной из школ в качестве пилотного проекта.
После успешного завершения упрощенной процедуры, в качестве меры укрепления доверия, приднестровским властям рекомендовано обеспечить школам с латинской графикой те же тарифы на коммунальные услуги, что и школам, управляемым Приднестровьем.
Сторонам также рекомендовано возобновить совместный обзор учебных программ, наладить контакты.
Глава миссии ОБСЕ в Молдове Дженнифер Браш надеется на то, что «прогресс по школьной проблематике приблизит достижение одной из главных целей процесса урегулирования, а именно, поможет разрешению проблем, влияющих на повседневную жизнь людей».
«Достижение такого прогресса требует уступок с обеих сторон, – добавила она. – Цель состоит в том, чтобы защитить права детей на выбор языка обучения, и об этой цели всегда следует помнить».
© 2013, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».