Бывший командир полка: Мужество ликвидаторов-чернобыльцев забыть нельзя В Дубоссарах остались в живых 4 из 16 бойцов, прошедших через горнило Чернобыля
За 27 семь лет, прошедших со времени Чернобыльской катастрофы, в приднестровском городе Дубоссары ушли из жизни 12 из 16 участников ликвидации последствий аварии. В очередную годовщину трагедии нужно отдать дань памяти всем, кто не щадя себя боролся с радиацией, вышедшей из-под контроля.
Об этом «Новому Региону» рассказал полковник Николай Масюк, бывший командир сводного полка гражданской обороны, сформированного на базе 262-го аналогичного подразделения Одесского военного округа.
«Сегодня в живых остались только мои сослуживцы Анатолий Маркитан, Сергей Слободянюк и Виктор Чебан. Вместе мы провели два месяца в зоне Чернобыльской атомной станции в 1986 году. Одно время собирались создать общественную организацию бывших чернобыльцев, но не получилось. Сегодня уже создавать не из кого – люди ушли из жизни из-за получения повышенной дозы радиации», – отметил он.
Вспоминая аварию на Чернобыльской АЭС, командир полка отметил, что враг был неощутим и невидим, но безжалостен и смертельно опасен.
«К сожалению, даже командиры мало что знали о радиационной обстановке, поскольку доступ к этим сведениям по известным причинам был строго ограничен, – рассказал Масюк. – Ответить на вопросы военнослужащих часто мы не могли. Предельно допустимый уровень радиации составлял 24,67 микрорентген в час, однако люди «нахватали» как минимум в полтора раза больше. Как правило, официальный подсчёт не соответствовал реальной цифре, ибо по законодательству превышение предусматривало предоставление целого ряда льгот, в том числе обеспечение курортным лечением. Поэтому начальство просто пыталось экономить на здоровье людей. Физически здоровый человек первоначально и не чувствовал этого страшного груза, который непременно давал о себе знать в будущем», – рассказал Масюк.
Полковник Сергей Слободянюк, возглавлявший политотдел, рассказал о парадоксальном случае.
«В часть привезли овощи. Когда стали изучать накладные, то оказалось, что морковь и капуста выращены на полях неподалёку от 30-километровой зоны. Уровень радиации химиков явно смутил. Однако когда повара для сравнения попросили проверить запасы, уже некоторое время находившиеся в погребах, то прибор зашкалил. И это в городке, где люди считали себя в относительной безопасности», – вспоминает ветеран ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Сводный полк гражданской обороны за два месяца выполнил в Чернобыле большой объём работы: построил зимний лагерь для 1300 солдат и офицеров, «пробил» просеки для линий электропередач, заготовил для части сотни кубометров строевого леса. Это было первое подразделение, награждённое вымпелом министра обороны СССР, который и поныне хранится в месте дислокации полка. Его командир Николай Масюк был награждён орденом боевого Красного Знамени.
На вопрос «Нового Региона» о том, что больше всего запомнилось в аду Чернобыля, полковник ответил: «Мужество и стойкость людей».
«В страну пришла страшная и невиданная до тех пор беда. Из моих людей никто не спасовал. Особо врезался в память эпизод на крыше третьего энергоблока. Там сотня наших храбрецов посменно убирала обломки рухнувшего соседнего четвёртого энергоблока. Уровень радиации равнялся тысяче рентген в час. Все они вслед за командиром выполнили свой долг. Солдаты и офицеры только говорили: «Поставьте нам задачу». Такое не забывается», – сказал Масюк.
Дубоссары, Алексей Студенок
© 2013, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».