Только независимое Приднестровье может эффективно участвовать в интеграции бывшего СССР Авторская колонка Андрея Сафонова
В ноябре 2013 года власти Молдовы в Вильнюсе на саммите «Восточного партнёрства» собираются подписать или парафировать соглашения о зоне свободной торговли и ассоциации с Евросоюзом. Это будет означать, что Молдова уже юридически отрывается от бывшего Советского Союза и отказывается от всяких интеграционных проектов с участием России. Разумеется, всё это будет проходить без участия Приднестровья, у которого иной внешнеполитический вектор, отмечает в своей авторской колонке специально для «Нового Региона» тираспольский политолог Андрей Сафонов.
Евросоюз Приднестровью неинтересен
Проект европейской интеграции, который рабски проповедуют кишинёвские чиновники, прямо враждебен интересам ПМР. Это будет означать подчинение Кишинёву, отказ от своей государственности, вывод союзных Приднестровью российских войск, уход российских миротворцев и украинских военных наблюдателей с берегов Днестра, визовый режим с Россией и Украиной (ведь даже экспансионисты из Бухареста, попав «под» Брюссель, заслонились визами от «бессарабских братьев»).
Кроме того, это убьёт всю приднестровскую промышленную, технологическую и сельскохозяйственную базу, потому что в подчинённое Кишинёву Приднестровье хлынет из ЕС поток товаров, который евробюрократам надо куда-то сбросить. И чтобы сброс был регулярен, на всяком новом рынке надо убить конкурентов в виде местного производителя. Убиты окончательно будут также промышленность и АПК Молдовы, но власти Кишинёва это абсолютно не беспокоит. В своём безумном желании любой ценой вырваться из сферы влияния бывшей «империи» они ради чужих выгод без колебаний выступают в роли могильщиков собственной страны.
Ясно, что ПМР не будет участвовать в евроинтеграционном проекте. Это проект самоуничтожения ПМР. Кишинёву придётся совершать акт суицида в одиночестве.
О новых способах удушения ПМР
Конечно, Россия продолжает борьбу за то, чтобы Молдова не ушла в ЕС (в том числе путём поглощения её Румынией), не вступила в НАТО, не вышла в итоге из Содружества Независимых Государств. Хотя Содружество – это полутруп. Членство в СНГ не помешало Молдове напасть на ПМР, а Армении и Азербайджану – конфликтовать друг с другом.
Со своей стороны, Евросоюз делает всё, чтобы вырвать ПМР из-под влияния Востока, ликвидировать республику и поднести «усмирённый» регион на блюдечке с трёхцветной каёмочкой Кишинёву и стоящему за ним Бухаресту. А США в это время подкрепляют позиции Румынии двусторонними военными соглашениями. В том числе – по развёртыванию элементов американской противоракетной обороны (ПРО) в Румынии.
Один из элементов борьбы по-европейски – это развёртывание 6-ти миграционных постов РМ, которые будут, как сообщается в СМИ, штрафовать приднестровцев, не имеющих молдавского гражданства. Официальный Кишинёв признал, что эта идея принадлежит Брюсселю.
Иногда говорят, будто эти посты означают отказ Молдовы от Приднестровья, знаменуют начало реального обустройства молдо-приднестровской границы с согласия ЕС. Это не так. Перед нами – способ блокады и удушения ПМР. Расчёт строится на том, что приднестровцы, обладающие паспортами России, Украины, Болгарии и других стран, из-за невозможности въехать без штрафов в РМ начнут массово принимать гражданство Молдовы. А когда это будет сделано, рассчитывают в Кишинёве, Брюсселе и Бухаресте, последует новый виток давления на Москву и Киев. России и Украине скажут: о каких своих интересах в Приднестровье вы говорите, если все приднестровцы являются гражданами Молдовы и ощущают своё единство с ней?
Вариантов много, опасность одна
Но, предположим, Тирасполь отбил евроинтеграционные атаки. Допустим, он отстоял своё право вступать в альянсы на территории бывшего СССР. А какие это альянсы?
Во-первых, упомянутый полумертвец – СНГ.
Во-вторых, Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана.
В-третьих, Союз России и Белоруссии.
В-четвёртых, ОДКБ – Организация Договора Коллективной Безопасности, то бишь военный союз России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана с наблюдателями в лице Сербии и Афганистана.
В-пятых, будущий Евразийский Союз, которого сейчас попросту нет.
В-шестых, какое-то объединение с признанными Россией Абхазией и Южной Осетией, через которые Тирасполь получает юридически прямой выход на Москву.
Вроде упомянуты все возможные варианты. Но тут-то и кроется возможная ловушка для ПМР! В чём же она заключается?
На московских реанимобилях – к кишинёвским «хирургам»!
Она заключается в статусе Молдовы на момент начала официального участия ПМР в интеграционных проектах, указанных выше. И тут тоже возможно 2 варианта.
Первый. Молдову неотвратимо уводят на Запад. «Уводят» – это не оговорка. Большинство жителей РМ против сближения с ЕС и Румынией, они желают участвовать в интеграции стран бывшего Советского Союза. Но власти Кишинёва гнут свою линию вопреки мнению большинства сограждан. В этом случае, если только ПМР не будет подчинена силой, или российские либералы, которые сейчас мечтают о возврате горбачёвско-ельцинских времён, не «сольют» Приднестровье, Тирасполь начнёт официально и самостоятельно работать с Востоком по всем направлениям.
Второй. Молдова остаётся в подвешенном состоянии. Допустим, в Вильнюсе что-то сорвалось. Соглашения РМ-ЕС даже не парафированы, внутреннее противостояние в Кишинёве продолжается, а власти Молдовы, вне зависимости от их внешнего окраса, даже делают невнятные реверансы в сторону Москвы. При этом, разумеется, от курса на европейскую интеграцию никто официально и не думает отказываться. В этом случае за общую лояльность Москве лидеры Молдовы могут потребовать от России «голову» Приднестровья.
Возникает опасность, что на недавно подаренных Приднестровью Россией реанимобилях ПМР будет «доставлена» в кишинёвское «отделение хирургии», где «врачи» из РМ, Румынии, Евросоюза и США немедленно начнут «операцию». Её суть: удаление той части «головного мозга» приднестровского общества, которая отвечает за осознание приднестровцами своего права на независимость и государственность ПМР.
А потом начнут «обрабатывать края раны». То есть, получив доступ на политическую арену Приднестровья, националистическая кишинёвская бюрократия примется за устранение тех приднестровских политиков и общественных активистов, которые не согласны 20 с лишним лет спустя возвращаться под власть Молдовы. При этом суть националистов не изменится от того, какому союзу они будут клясться в верности – Европейскому или Евразийскому, Зоне свободной торговли с ЕС или Таможенному Союзу.
От перестановки лозунгов национализм не меняется
Могут сказать: не всё ли равно, если, например, и Молдова, и Приднестровье вместе окажутся в Таможенном Союзе? Разве всё остальное – не технические детали?
Нет. Остальное – не менее, а, возможно, даже более важно для многонационального народа Приднестровья. Кишинёвская бюрократия может, выторговав у Москвы контроль над ПМР и зачистив её от сторонников независимости Приднестровья, прикрываясь разглагольствованиями о ТС и прочей «евразийскости», вытащить на свет Божий знакомые нам ещё по СССР лозунги о «титульной нации», «национальных кадрах» и т.п. Вот и получится: Приднестровье придёт к тому, от чего уходило со времён распада Советского Союза.
Для приднестровцев нет и не будет разницы – прикрывается ли кишинёвский бюрократ прорумынскими лозунгами или клятвами в верности евразийской интеграции. От смены флагов и лозунгов суть националистической власти кишинёвского чиновничества не изменится.
В прошлое возвращаться нельзя
С помощью молдавских националистов в «усмирённом» Приднестровье неизбежно вспомнят о «румынском языке» и присущем ему якобы исконном латинском алфавите, триколоре и т.д. Даже если от чего-то из этого «джентльменского набора» и откажутся, чтобы раньше времени не пугать Москву, общий националистический курс «реинтегрированного государства» от этого не изменится.
Что же делать ПМР? Как отличить пустые лозунги от реальной работы по интеграции в бывшем СССР? Как избежать капкана, за которым – возврат под власть Кишинёва?
А очень просто. Давайте рассуждать вместе. Может ПМР как независимое государство вступить в Таможенный Союз? Пока РМ полностью не «ушла» на Запад – однозначно нет. Даже после такого ухода – нет уверенности. Ведь не признали же члены ТС Белоруссия и Казахстан Абхазию и Южную Осетию, хотя Россия это сделала. Из-за этого непризнания Цхинвал и Сухум в ТС не приняли. РЮО и Абхазия не входят в СНГ, в ОДКБ, в Союз России и Белоруссии. В Евразийский Союз они не входят по другой причине – туда вообще никто не входит. Нет пока такого Союза.
Значит, в своём нынешнем непризнанном статусе ПМР никак не может участвовать в интеграционных проектах в бывшем СССР. А если предположить, что Кишинёв всё-таки начнёт «путь на Восток», то участие под кишинёвской «шапкой» будет означать для Приднестровья возвращение под власть молдавских националистов. Где же выход для ПМР?
Независимость ПМР должна быть официально признана
Выход – в официальном признании Российской Федерацией и всеми странами, которые сочтут для себя это по тем или иным причинам возможным, государственной независимости Приднестровской Молдавской Республики.
Тирасполь – сознательный сторонник нового сближения бывших советских земель. Таких государственных образований сейчас не так уж много. «Запихивая» Приднестровье под власть Кишинёва, можно на месте некоторых российских чиновников не приобрести влияние на всю бывшую Молдавскую ССР, а отдать ПМР под жёсткий контроль противников Москвы, да и Киева. Эти противники – политики Молдовы, Запада и Румынии – мигом наденут на приднестровцев «смирительную еврорубашку» и утянут ПМР «в Евросоюз через Румынию».
Разве вышло в своё время получить любовь Грузии, «торгуясь» с ней головами абхазов и осетин? Ответ из Тбилиси был один: Абхазия и Осетия и так наши, а суверенная Грузия сама решит, куда идти. И пояснялось: на Запад, в НАТО… Похожую линию ведёт и Кишинёв, только пока вместо НАТО больше говорит о сближении с ЕС. Но это пока. Пока ПМР под контроль не взята и пока Гагаузия сопротивляется прорумынскому курсу …
За 22 года с момента распада СССР мир необратимо изменился и продолжает меняться. Новое сближение народов бывшего Советского Союза может идти лишь на новой основе. Как нельзя вернуть копию прежнего Союза, так нельзя реализовать новый объединительный проект на базе границ бывших союзных республик. Под новое объединение нельзя закладывать старые мины. Новый взрыв нам не нужен!
Участвовать в интеграции в бывшем СССР Приднестровье должно только как признанное независимое государство.
А потому следует признать независимость Приднестровской Молдавской Республики и начать с ней как с равноправным партнёром открытую и прямую работу по сближению всех желающих сохранить и укрепить связи народов нашей Большой Родины. Иного пути нет!
Тирасполь, Андрей Сафонов
© 2013, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».