Приднестровцы считают необходимым рассекретить архивы с материалами о репрессированных (ФОТО)
Жители Приднестровья – потомки жертв политических репрессий – считают, что в странах постсоветского пространства нужно полностью рассекретить архивы с материалами о сталинских репрессиях, передаёт корреспондент «Нового Региона».
По словам Матвея Мерецкого, внука репрессированного жителя Тирасполя Олега Мерецкого, который был расстрелян предположительно в ноябре 1937 года в возрасте 39 лет, семья долго искала сведения о погибшем.
«Пробиться в архивы практически невозможно. Ни Молдова, ни Украина, ни Россия не предоставляют доступ в архивы, чтобы мы что-то узнали о своих погибших предках. Узнать, где расстреляны и где похоронены репрессированные, фактически невозможно», – рассказал Мерецкий.
Он уже 15 лет приносит цветы к братской могиле расстрелянных в Тирасполе в 30 – 40-е годы.
«У нас в семье сохранилось две фотографии деда. Я смотрю на них и думаю, сколько хорошего он мог сделать», – сказал Мерецкий.
Владимир Милев, сын председателя Союза писателей МАССР Дмитрия Милева, который был расстрелян в 1937 году и в чью честь названа одна из улиц Тирасполя, отметил, что в настоящее время архивы открыты, но не полностью.
«Необходимо открыть архивы – это нужно для будущих поколений. Получив документы на отца, мы обнаружили, что дата его смерти была сфальсифицирована. Ему приписали 7 лет жизни, и только в 1990 году мне выдали документ о том, что отца не стало в 1937 году», – сказал Милев-младший.
Говоря о результатах массового террора, председатель тираспольской Ассоциации жертв политических репрессий Всеволод Волосюк подчеркнул, что на протяжении десятилетий люди старались не говорить о том, что в их семье кто-то был репрессирован. Например, только сегодня документы на репрессированного в 1938 году Якова Матынга 1900 года рождения привезла его дочь – жительница Григориополя.
Сегодня в тираспольской ассоциации состоит 355 человек – дети репрессированных.
«В Приднестровье нет ассоциации, которая объединила бы всех потомков жертв репрессий, поэтому наша организация ведёт эту работу. В республике насчитывается 1180 потомков репрессированных в первом поколении. Хотелось бы, чтобы органы власти на местах помогали нам в этой непростой работе», – сказал Волосюк.
Внук репрессированного тираспольчанина Олег Мерецкий 15 лет приносит цветы на братскую могилу
Документы о расстрелянном в 1938 году Якове Матынга привезла его дочь
Тираспольская ассоциация жертв репрессий восстанавливает имена погибших
Тирасполь, Инна Яхлакова
© 2013, «Новый Регион – Приднестровье»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».