В воскресенье 16 апреля в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе (УОБАО) пройдет референдум по вопросу объединения двух субъектов федерации. Процесс укрупнения Иркутской области был инициирован 11 октябре 2005 года законодательными органами двух регионов. В конце октября главы двух субъектов федерации направили президенту РФ обращение с просьбой одобрить инициативу по слиянию двух субъектов. Через месяц согласие Путина было получено и депутаты обеих парламентов утвердили дату голосования – 16 апреля 2006 года. Чтобы референдум был признан состоявшимся, в нем должны принять участие 50 процентов плюс один избиратель отдельно в области и округе. Если столько же выскажется за объединение, то новый субъект на карте России может появиться 1 января 2008 года.
Между тем, референдум о слиянии двух регионов встретил неоднозначную оценку среди властных и общественных структур Иркутской области и УОБАО. Против голосования в обоих регионах активно выступили и представители политэлиты, и сами буряты. Противники объединения заявляли, что референдум не имеет под собой четкой идеологической платформы и навязывается «сверху». Как отмечают наблюдатели, основной упор в пиар-кампании, организованной иркутской областной администрацией, делался на развитие сельского хозяйства в УОБАО и обеспечении области продуктами питания из автономии, а также на то, что укрупнение регионов является установкой федерального центра. Вопрос о необходимости скорейшего решения социальных и экономических проблем бурятов, живущих в нищете, был проигнорирован. Тут же всплыл и национальный вопрос. Буряты заявляли, что объединение двух регионов приведет к уничтожению бурятского этноса.
Кроме того, проблемным моментом остается вопрос о явке избирателей. Опасения аналитиков экспертов вызывают крупные города региона и, в первую очередь, Иркутск. Кремль потребовал от местных властей обеспечить явку, необходимую для того, референдум был признан состоявшимся. Специально для этого в Иркутск приезжал замглавы президентской администрации Владислав Сурков. После его визита в регионе активизировалась агитационная кампания, в которую активно включился административный ресурс. О всех перипетиях ситуации накануне референдума пишет автор интернет-издания «Бабр.ру» Алексей Мазур в статье «Референдум – политическое изнасилование Иркутской области».
По мнению эксперта, в объединении Иркутской области с УОБАО нет никакой необходимости. А все разговоры о слиянии – прихоть Кремля, который продолжает реализацию административной реформы, предусматривающую укрупнение регионов, считает автор издания «Бабр.ру». Практически вся промышленная инфраструктура округа – это автомобильные дороги, и вряд ли стоило затевать объединительный процесс ради улучшения дорожного обслуживания. Но тут – вопрос политический.
Референдум по объединению двух субъектов совпал со сменой руководства Иркутской области. Вместо Бориса Говорина был назначен Александр Тишанин, возглавлявший до того Восточно-Сибирскую железную дорогу. Успешное проведение референдума стало своего рода испытанием «вертикали власти», ведь правящая региональная элита многое потеряла со сменой губернатора и вовсе не была готова кинуться ему на помощь, говорится в статье.
Однако маховик власти раскрутился, быстро стало понятно, что региональной фронды не получится – саботаж референдума будет приравнен к измене отечеству. И среди муниципальных руководителей, директоров предприятий, руководителей культуры и искусства, ректоров ВУЗов началась настоящая «гонка лояльности». Все СМИ, за исключением нескольких интернет-изданий, заполнены объединительной истерией, иначе не скажешь. Оказывается, объединение с несколькими сельскими районами – это прорыв вперед, выводящий Иркутскую область чуть ли не на орбиту. В область хлынут стомиллиардные инвестиции (в долларах), расцветут города, приедут стесненные жилищным кризисом москвичи…
В случае провала референдума, конечно, ничего этого не будет. Мало того – область попадет в немилость, прекратятся поступления из федерального бюджета. Эти угрозы озвучивают не официальные лица, а всякие эксперты и деятели культуры и искусства. И угрозы восприняты правящей элитой вполне серьезно. Возможности «вертикали власти» известны, и у иркутян перед глазами пример Новосибирской области, «плохо» голосующей на выборах, – у нее отняты трансферты, открытая экономическая зона «пролетела» мимо новосибирского Академгородка в Томск, а область, не имеющая сырьевой промышленности превращена, в регион-донор путем урезания поступлений из федерального бюджета.
Но убедить население Иркутской области оказалось нелегко. У референдума по объединению было три врага – фронда региональной элиты, вялый саботаж руководства УОБАО и апатичность населения Иркутмкой области. Фронду переломили, руководство УОБАО выторговало такие «вливания» в бюджет округа, что стало рьяным сторонником объединения и обещает явку в 85%. А вот безразличие населения собственно Иркутской области было и остается главной угрозой планам «объединителей».
Чтобы референдум был признан состоявшимся, необходима явка в 50%. Но после всей истерии и двухмесячной «обработки» социологические опросы показывают явку в 37%.
Иркутская область всегда давала низкую явку на выборах. И, несмотря на все потуги власти, население понимает, что все обещанные «чудеса» пройдут мимо него, и не хочет воспринимать боль иркутских чиновников за бюджетные трансферты как свою.
Чтобы обеспечить явку иркутские чиновники пустились во все тяжкие. Формально руководство области и федеральный центр к той вакханалии административного беспредела, который сегодня творится в Иркутской области, никакого отношения не имеют. Это – «самодеятельность» директоров предприятий и руководителей муниципалитетов.
За неделю до голосования студентов иркутских ВУЗов отпустили по домам за открепительными удостоверениями. Казалось, почему бы не отпустить в день голосования, чтобы проголосовали дома? Но нет – студенты должны будут голосовать на том участке, где находится вуз, под контролем администрации. В Иркутской области, известной свое аполитичностью, вдруг началось массовое досрочное голосование.
Работникам крупных предприятий говорят – «вы должны пойти проголосовать в день выборов и потом принести на работу благодарность с избирательного участка за участие в референдуме».
Такого в Иркутской области не было никогда. Власть занималась своими делишками, но не принуждало население к соучастию. То, что сегодня происходит с десятками тысяч людей в Иркутской области – это политическое изнасилование, пишет Мазур.
Но методы чиновничьего принуждения на референдуме плюс некстати случившиеся планы «Транснефти» проложить нефтепровод вдоль берега Байкала вполне могут разбудить «спящий город», отмечает автор статьи. Мало кто знает, но Иркутск в конце 80-х сотрясали массовые митинги и демонстрации еще до того, как появилась уличная активность в Москве и Новосибирске.
Ссылка по теме:
Усть-Орда не хочет объединяться с Иркутской областью >>>
Иркутск. Другие новости 14.04.06
ЛДПР предлагает Путину сменить Грефа на «Хиддинга». / В Киеве запрещают акцию протеста православных Московского Патриархата (ФОТО). / Эксперт: Россия может выдвинуть претензии на Крым уже в 2007 году. Читать дальше
© 2006, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».