Иван Давыдов: «Все, что попало в телевизор, и есть кремлевская пропаганда» «Правильные» смыслы в медиа поступают из администрации президента РФ
РИА «Новый Регион» начинает публикации материалов в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?» Рубрика станет площадкой для абсолютно разных людей с зачастую полярными точками зрения на то, что же такое кремлевская (и другая) пропаганда, существует ли она и можно ли ее отличить от сколько-нибудь объективной информации. Комментарии спикеров даются без купюр и какой-либо цензуры. Открывает серию материалов на тему пропаганды заместитель главного редактора интернет-портала Slon.ru Иван Давыдов, который точно знает, что кремлевская пропаганда существует, знает, где именно она появляется, и, следовательно, как ее можно отфильтровать ради «информационной гигиены».
«Что нужно знать нормальному человеку о кремлевской пропаганде? Во-первых, она существует. В самом буквальном смысле: есть УВП (управление внутренней политики администрации президента РФ, – прим. «НР»), есть совещания у главы УВП, на которые собирают редакторов ведущих СМИ, излагая им генеральную линию партии. Володин (Вячеслав Володин – заместитель главы администрации президента РФ, – прим «НР») их поначалу упразднил, говорят, но потом к сурковской традиции вернулся. Кроме того, Володин изредка проводит встречи с расширенным, так сказать, составом главредов, тоже для того, чтобы донести до медийщиков правильные смыслы. Это, так сказать, мягкий вариант пропаганды.
Некоторые СМИ отрабатывают задачи по полной – «Известия», «Комсомолка», «Эскперт», например. Некоторые – частично, «Коммерсант» или «МК». Некоторые – вообще никак не соотносят свою работу с указаниями АП («Ведомости», допустим). Напрямую вольнодумство здесь никак не карается, ну, могут позвонить, поругаться, попросить что-то не делать, или, наоборот, сделать, – поэтому я и говорю о мягком варианте кремлевской пропаганды. Есть также стоп-листы для тем и персоналий, которыми руководствуются вполне уважаемые издания.
Есть жесткий вариант – метровые телеканалы, МИА «Россия Сегодня» после реформы. Там, понятно, все зависит от Кремля и его решений. Правда, говорят, и там есть минимальная свобода маневра, определяемая наличием конфликта за контроль над информационными потоками между Володиным и первым замглавы АП Громовым. Понятно, впрочем, что борьба их, если она и существует в действительности, имеет характер сугубо аппаратный, то есть на содержание пропагандистских телесюжетов мало влияет. Но, все же, – любой конфликт начальников это какая-никакая, а возможность свободы для подчиненных.
Раньше это все управлялось посредством темников – специальных документов, описывавших темы и способы их освещения. Изобретены были темники в ходе думской кампании 99 года. Есть они сейчас или нет, – не знаю, люди говорят разное. Хотя регулярные синхронные выступления телеканалов, провластных и даже полунезависимых публицистов на одни и те же темы в одном и том же ключе наводят на мысль, что да, есть.
Ну и плюс – всякая возня в интернете, мелкие проекты, в основном – осколки старых больших кампаний, суета в соцсетях. Там главное – попасть в тренд, доказать свою нужность, урвать какой-нибудь бюджетик. Но пропагандистский информационный шум это, конечно, все тоже формирует.
И есть еще серая зона – всякие люди с идеями, которые время от времени попадают в резонанс с текущими нуждами Кремля, и тогда Кремль их использует, некоторых – многократно, без брезгливости. Это особенно было наглядно в истории с т. н. русской весной.
Что касается выявления пропаганды и методов информационной гигиены – тут универсальных рецептов, конечно, нет. Кроме, разве что, одного, – все, что попало в телевизор, это и есть кремлевская пропаганда. Ничего другого на метровых российских каналах быть не может по определению. То же касается габреляновских газет и «Комсомолки». В более серьезных изданиях ориентироваться сложнее, там предпочитают действовать аккуратно.
В интернете – в силу специфики кремлевского интернета – стоит, пожалуй, обращать внимание на очевидную вторичность контента, примитивность аргументации, слабость исполнения. В соцсетях, помимо этого, – на обилие «правильных» хэштэгов. Они нужны для отчетности.
Ну, а в серой зоне, где действуют люди с идеями, остается только гадать, – из высших соображений тот или иной человек выступает, или заказ отрабатывает, или же высшие соображения счастливо в данный момент с условиями заказа совпали.
Москва, Татьяна Пашкова
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».