Игорь Минтусов: В России сформирован управляемый поток новостей «Кремлевская пропаганда» – государственная система
Пропаганда не информирует о событии, а навязывает точку зрения на событие. Политический мейнстрим транслируется большинством российских каналов после отсева «ненужных» новостей. Даже интернет в большой степени сейчас подконтролен государству. В отличие от России, на Западе практически нет пропаганды. Государство не может заставить, принудить СМИ заниматься пропагандой своей деятельности. В России большинство СМИ зависит от государства или являются государственными. Поэтому «совпадение» точек зрения СМИ и государства в России никогда практически не является «случайным». Такое мнение в интервью NDNews высказал Игорь Минтусов в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?»
Словосочетание «кремлевская пропаганда» состоит из двух частей. Поэтому стоит начать с дефиниции понятия «пропаганда». Пропаганда – это информирование конкретного социального объекта (определенной целевой группы) с целью выработать у него определенные установки, взгляд, мнение о том или ином событии или факте, которое произошло или произойдет. То есть, это интерпретирование или «навязывание» определенной точки зрения в форме информирования. Задача любой пропаганды заключается в том, чтобы дать информацию о некотором политическом акторе и заставить объект либо изменить свою «неправильную» точку зрения на «правильную», либо изначально сформировать «правильную» точку зрения .
Слово «кремлевская» подразумевает, что эта пропаганда ведется в интересах Кремля как символа политического руководства страны. То есть, это интерпретирование или «навязывание» обществу или большим социальным группам точки зрения, которая совпадает с кремлевской.
Очевидно, была пропаганда и в Германии, и в СССР, существует она и в современной России. Но существует ли «западная пропаганда»? Это тонкий вопрос. И я выскажу непопулярную сейчас мысль – на самом деле западной пропаганды либо очень мало, либо ее вообще нет. Западная пропаганда отсутствует по определению, потому что необходимым источником существования любой пропаганды является наличие контролируемых СМИ. И в России, и в США есть государственные органы власти, которые имеют определенную позицию – в этом государства схожи. Но различие в деталях: в США СМИ не зависимы от правительства с точки зрения владения собственностью. В США нет государственных СМИ другими словами – есть только частные.
Конечно, можно сказать: частные руки – это руки капитала, а сам капитал тесно связан с властью (марксистский подход). Получается, западные (т.е. частные) СМИ пропагандируют западные ценности или правительственную точку зрения. Однако этот аргумент от лукавого, он неверен. Если вы являетесь представителем независимого агентства и высказываете точку зрения, которая совпадает с точкой зрения правительства – это нельзя назвать пропагандой. Вы не виноваты, что ваше мнение совпало с позицией президента.
С точки зрения своей социальной функции СМИ должны информировать общество о том, что происходит, а не навязывать определенную интерпретацию событий. Поэтому о «кремлевской пропаганде» говорят небезосновательно – российские СМИ являются в подавляющем большинстве государственными, соответственно, контролируются государством. И в данном случае в России происходит не совпадение мнений СМИ и государства, а пропаганда в чистом виде.
На протяжении последних 15 лет в России работает определенная система. В администрацию президента на регулярной основе приходят руководители основных новостных каналов («Первого», НТВ и др.), и происходит обсуждение тех новостей, которые страна будет (или не будет) смотреть на следующий день. Принимаются соответствующие решения, которые затем доводятся до выпускающих редакторов на соответствующих планерках в своих телекомпаниях. Итак, на протяжении вот уже 15 лет в России формируется управляемый поток новостей. Например, сейчас на телеканалах новостная повестка создается примерно так: все новости об Украине в первую очередь, если есть российская новость не об Украине, она, как правило, вычеркивается. Так вычеркиваются многие другие значимые для общества темы, оставляют только украинские.
Без сомнения, интернет контролировать сложнее. Кремль уже несколько лет занимается блогосферой, на системной основе началось это во время президентского срока Дмитрия Медведева. Были приглашены на работу молодые специалисты, в чьи задачи входило организация влияния на интернет-пространство и его контролирование. Этих способов влияния существует много, от создания многочисленных ботов до псевдоаккаунтов. То есть, контроль над интернет-пространством заключается в том, чтобы любой непредвзятый интернет-пользователь видел четкий мейнстрим, направленный на поддержку государственной политики. Но все равно интернет остается существенно менее управляемой сферой по сравнению с традиционными СМИ.
Москва, Софья Метелкина
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».