Николай Розов: Кремлевская пропаганда – эффективный инструмент формирования путинского большинства Однако при смене условий она утратит эффективность
«Кремлевская пропаганда» может сформировать образ «нового человека» с определенными взглядами на Запад, Владимира Путина и др. Однако существуют условия, при которых пропаганда может потерять свою эффективность. Такое мнение для NDNews высказал российский философ, руководитель Центра социальной философии и теоретической истории при Институте философии и права СО РАН и Новосибирском государственном университете Николай Розов в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?».
В некотором смысле нынешняя кремлевская пропаганда – воплощенная мечта руководителей позднего коммунистического режима (типа Суслова и Черненко): формировать «нового человека», причем так, чтобы творчески, с энтузиазмом, с огоньком добиваться от широких народных масс, даже от большинства образованных почитания власти и искренней ненависти к внешним и внутренним врагам.
По стилю и содержанию этой пропаганды можно представить целевой образ этого «нового человека», а по-научному – габитус как комплекс познавательных (картины мира, базовые схемы), ценностных (символы, святыни), экзистенциальных (идентичности: «кто я такой в стране и мире») и поведенческих установок (см. в моей книге «Колея и перевал: макросоциологические основания стратегий России в XXI веке» М.: РОССПЭН, 2011, гл.3,5,9).
Установки эти в упрощенном (но не особо) виде выглядят примерно так.
В мире есть хорошая великая Россия и коварный Запад, желающий ее уничтожить (развалить, захватить). Остальные страны и народы важны только в той мере, в какой поддерживают либо Россию, либо Запад. Власть, правитель хороши тогда, когда Россию укрепляют и расширяют, заставляют Запад нас бояться и уважать. Ради этого можно и нужно всех тех, кто против России и крепкой власти, наказывать, хоть внутреннюю «оппозицию» (например, «белоленточников»), хоть внешних «предателей» (например, Украину).
России есть чем гордиться: великая древняя история, великая русская культура, великий грозный СССР, великая Победа, завоевание космоса, могучая армия и особо духовное Православие. Все это защищает, возрождает Путин как новый символ. Кто против Путина, тот против России и ее величия.
Кто такой русский, гражданин России в этом мире? Он причастен ко всему великому, а значит, по сути дела, и сам велик, поэтому готов терпеть некоторые временные трудности, даже унижения.
Что он должен делать, как поступать? Поддерживать власть и Путина, не давать Западу погубить великую Россию, для чего быть бдительным, разоблачать всяческих предателей под видом «несогласных» и «оппозиции».
Работает ли кремлевская пропаганда как инструмент по внушению таких установок? Судя по результатам соцопросов, работает, и вполне эффективно (даже с учетом известных искажений из-за понятных опасений и конформизма опрашиваемых).
Всегда ли кремлевская пропаганда будет столь же эффективной? Это уже вопрос сложнее. Стандартная формула А.Линкольна «можно обманывать часть народа всё время, и весь народ – некоторое время, но нельзя обманывать весь народ все время» оптимистична, но не достаточна. Следует выявить условия, при которых эффективность лжи и лживой пропаганды падает.
Некоторые базовые факторы вполне очевидны:
а) внешнеполитический провал, позорное поражение, которое не удается скрыть и/или переврать,
б) глубокое и массовое разочарование, фрустрация, когда обнаруживается ложность «причастности к величию», когда при бедствиях, болезнях, хронической нищете и безработице никакой поддержки от власти люди не получают,
в) появление таких альтернативных идей и взглядов, которые позволяют оформить накопившееся недовольство в новые перспективы: картины и схемы мира, символы и идеалы, идентичности, способы поведения.
Каким содержанием могут наполниться эти абстрактно сформулированные условия, как приближать дряхление и упадок кремлевской пропаганды (кому она чужда) или как ее сохранять, придавать ей новую жизнь (кому она близка и кого она кормит) – вопросы большие и увлекательные, но требуют самостоятельных исследований и размышлений.
Москва, Софья Метелкина
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».