Иван Преображенский: «Кремлевская пропаганда» создает параллельную реальность Простому обывателю невозможно понять, что происходит на самом деле
Российская пропаганда преувеличивает факты и создает параллельную реальность. Она действует через «агентство ОБС», телевизор и интернет. Терминологическая война – это не столько пропаганда, сколько проекция образов в головах политиков и журналистов. «Неокрепшим умам» не стоит браться за политическую аналитику, так как для этого нужно читать необъятное количество источников. Такое мнение для NDNews высказал кандидат политических наук, публицист и политический аналитик Иван Преображенский в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?»
«Кремлевская пропаганда» как термин появилась в тот момент, когда Кремль в широком смысле этого слова, то есть «кадровая» администрация президента и её не состоящие формально на госслужбе подразделения начали доминировать в российском информационном пространстве. Так что этот термин вполне имеет право на существование.
Со спецификой российской пропаганды все сложнее. Смотря, о какой области и каком периоде мы говорим. Если о настоящем моменте и информационной войне в отношении Украины как главном пропагандистском событии, то тут современная российская пропаганда ориентируется на «лучшие образцы» прошлого. Она не является уже даже пропагандой, потому что пропагандируют что-то реально существующее, несколько преувеличивая факты.
Российская же современная пропаганда создает параллельную информационную реальность, в которой живут миллионы людей. Сознание определяет бытие этих людей, а формируется оно, в значительной мере, той самой «кремлевской пропагандой» в широком смысле этого слова.
Существует три ключевых средства распространения информации: главным стало так называемое «агентство ОБС» – одна баба сказала. Информацию распространяют при помощи слухов. Второе – это телевидение. Большая часть населения признает, что это для него главный источник информации.
Последнее средство пропаганты – Интернет. Там пропаганда также господствует, и случилось это не в 2014 году. Доминирование официальной пропаганды в интернете стало фактом, практически одновременным с повсеместным распространением соцсетей.
Отличие западной пропаганды – в масштабах вранья и тотальности. Западная пропаганда не создает реальности и встречает довольно серьезный отпор из-за отсутствия даже «на родине» единого контролируемого информационного пространства. И, кроме того, она и не ставит цели абсолютного доминирования. Западе нет одного доминирующего игрока, контролирующего все или почти все СМИ.
При этом терминологическая война – даже не пропаганда в полном смысле этого слова. В западных СМИ можно найти и «сепаратистов», и «бандитов», и «боевиков и террористов» – и все это про Донбасс. Есть скорее обратная проекция образов, существующих в головах западных политиков и журналистов, а не применение жесткой пропагандистской модели.
Если говорить о том, как обывателю критичнее относиться к информации – разумеется, быть в «котле» аналитиков я не посоветую. Это может плохо отразится на неокрепших умах. По многим из тех, кто, как и я, претендует на статус аналитика, видно, как вредно для личности всерьез погружаться в любую политику и пропаганду, не только российскую.
Как говорил один известный и весьма пожилой российский арабист о советском режиме – были и пострашнее его, но таких лживых больше не было.
Поэтому для условного «рядового гражданина» вполне достаточно использовать несколько источников. Желательно, как минимум, смотреть один выпуск российских новостей в неделю, читать не менее трех русскоязычных сайтов, из которых два (в смысле редакции) должны находиться не в России.
Но в реальности, в нынешней информационной ситуации, получить объективную информацию оставаясь только в поле русского языка становится все сложнее. Когда знакомые говорят мне, что они вполне знают, что происходит, я всегда спрашиваю, о каких источниках они говорят.
Lifenews даже вместе с газетой «Ведомости» объективной картинки вам не даст. Это должны быть сопоставимые источники, специализирующиеся на одних и тех же темах, но с противоположными изначальными установками. В России сейчас этого нет.
В идеале надо начинать день с японской и китайской прессы, продолжать его российской и, например, турецкой, днем за обедом читать европейскую, а заканчивать за ужином американской. И несколько выпусков новостей международных каналов от Russia Today до Fox News и CNN.А это не всегда доступно не только рядовому гражданину, но и аналитику.
При этом важно не то, что ты смотришь, а готов ли ты критически осмысливать полученную информацию, вычленять факты, отбрасывать интерпретации, доверять самому себе и в любой новости искать ложь. Если событие кажется нормальному человеку невероятным, то в него лучше и не верить, как в распятого на Украине мальчика, пока вы собственными глазами, а не глазами соседа или журналиста, не убедитесь в обратном.
Только со временем, научившись этим азам, можно начинать доверять отдельным источникам, которые, по вашему личному опыту, обычно не врут. К сожалению, многим россиянам, у которых сегодня нарушена система причинно-следственных связей и которые не могут сопоставить санкции и падение курса рубля, это недоступно.
Москва, Софья Метелкина
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».