Дмитрий Соин: России нужна своя мечта Путину удалось структурировать «кремлевскую пропаганду»
России недостает собственной привлекательной для внутренней и внешней аудитории «мечты». Однако современная «кремлевская пропаганда» намного более структурирована и целенаправленна по сравнению с информационной политикой 1990-х гг. Такое мнение в интервью NDNews высказал известный приднестровский политический деятель, эксперт в области информационных и политических технологий Дмитрий Соин в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?»
Информационная политика России находится в состоянии тотальной мобилизации. Практически все имеющиеся крупные медийные ресурсы работают на поддержание официальной идеологии.
Сейчас российские СМИ особенно интенсивно трудятся на внешнеполитическом поприще, потому что международное положение России с момента провозглашения независимости еще никогда не было таким сложным. Это связано и с Крымом, и Украиной, а также с тотальной информационной войной, которую ведут против РФ крупнейшие держатели информационных ресурсов – США и ЕС. Мы имеем перед собой единый пропагандистский фронт. В его задачу входит создание условий, которые приведут к смене правящей элиты, а так же к изменению внешней и внутренней политики России.
Мы прекрасно понимаем, что сегодня Москва даже при наличии такого мощного источника новостей и аналитики как Russia Today не располагает информационным ресурсом, каким обладают такие западные гиганты как CNN, BBC и Euronews. Это объясняется тем, что ранее перед Россией не стояли так остро задачи ведения мировых информационных войн. И вот необходимость возникла, что повлекло за собой принятие жестких антикризисных решений в сфере пропаганды. Поэтому произошла мобилизация и концентрация практически всех значимых медийных ресурсов, существенно повысилась их управляемость. И мы видим, что это уже приносит определенные успехи – американцы и европейцы признают, что Москва совершила качественный скачок в развитии своих информационно-пропагандистских возможностей. Вашингтон словами первых лиц четко ставит контрзадачи: «не допустить информационной победы русских». Борьба ожесточается. Но, на мой взгляд, вес и значение западной пропаганды в мире на сегодня пока еще существенно превосходит то, что может предложить Россия. Однако все только начинается и итог этой схватки труднопредсказуем.
Конечно степень эффективности информполитики РФ за рубежом выше, чем в прошлом. Если взять 90-е или начало 2000-х годов, то говорить о какой-либо серьезной внешней российской пропаганде было сложно. Теперь на этом направлении совершен качественный скачек, но надо понимать, что сегодня против России задействованы лучшие специалисты в области информационной войны, и сражаться с ними непросто.
На мой взгляд, главная проблема внешней пропаганды России – ее стигматизация, т.е. клеймирование. Если источник информации российский, то он воспринимается на Западе с сомнением и высоким уровнем скептицизма. Западные пропагандисты сделали против российских коллег своеобразную прививку – все, что исходит от нас для американского и европейского обывателя, – ложь. Он изначально напуган «коварными русскими», «происками КГБ» и т.д. В этой ситуации пробиться на рынок и завладеть умами аудитории очень сложно, но российские информационные потоки набирают силу. Подчеркну еще раз, что это несопоставимо с тем, чем обладают враги России, но уже что-то ощутимое.
К сожалению, мы часто слышим о «кремлевской пропаганде» как о чем-то негативном. Это тоже элемент стигматизации – сам термин звучит как нечто угрожающее. Особенно для зарубежной публики. Хотя на самом деле в любой стране есть официальная пропаганда: вашингтонская, лондонская, брюссельская и т.д. Но именно из «кремлевской» попытались сделать некий жупел, от которого исходит угроза. Даже в дискуссиях часто приходится слышать, как человека, отстаивающего позиции России, прерывают и обвиняют в «кремлевской пропаганде».
Я считаю, что в новейшей истории России было два крупных информационных периода: ельцинский и путинский. В обоих пропаганда присутствовала, но качественно отличалась. «Кремлевская пропаганда» 90-х гг. несла явный след борьбы олигархов (медийные группы Березовского, Гусинского и пр., которые конкурировали друг с другом). Это дробило информационную политику на сегменты, и зачастую они боролись друг с другом. В тот период были группы влияния олигархов и на телевидении, и в печати. Все это отражалось на государственной информполитике.
При Владимире Путине все поменялось, и мы видим первые серьезные результаты. На мой взгляд, стратегическое достижение президента Путина и его команды в том, что им удалось структурировать цельную «кремлевскую пропаганду». Сейчас это единый механизм, перед которым ставят цели и прописывают задачи. Кому-то это нравится, кому-то нет, но важно, что «кремлевская пропаганда» есть. Это создает понятное, качественное лицо государства. Но, к сожалению, в технологическом отношении мы отставали от Запада еще с момента заката СССР. В период Ельцина пропагандистское отставание приобрело катастрофический характер. Сейчас Россия нагоняет время, восстанавливает потерянное. Судя по стонам в Вашингтоне, Страсбурге и Брюсселе успешно.
Эффективная пропаганда возможна только на основе четкой и привлекательной идеологии. Вот есть понятие «Американская мечта» – ради нее миллионы человек мечтают уехать жить в США, тема green card очень актуальна. Она выражается в одной игре «Стать миллионером». На это работает Голливуд, все медийные ресурсы Вашингтона. Есть «Европейская мечта» – это права человека, равные возможности, доступность власти, бизнеса. Я задаю вопрос: а в чем заключается «Российская мечта»? Каковы рисуемые идеологами и пропагандистами перспективы русской цивилизации? И пока не будет «Российской мечты», четко структурированной и привлекательной как для россиян, так и для внешних потребителей, с эффективной международной пропагандой ничего не получится. Потому что люди за рубежом должны «заболеть» Россией, любить ее и стремиться сюда приехать. Для этого им нужно подать цельную концепцию, состоящую из мифа, культуры, духовности, традиций, ценностей, научных, социальных и экономических достижений. И самое важное – перспектив. Все вместе это превращается в мечту.
Сверхзадача информационных противников РФ – демонизировать и дегуманизировать нынешнюю власть и саму страну как культурно-исторический тип. И они этого добиваются – зарубежная пропагандистская машина работает как конвейерное производство информационного продукта.
Для того чтобы люди, находясь в жестких социально-экономических условиях, продолжали жить, работать и двигаться вперед, им нужна мечта. А в условиях общей кризисной турбулентности тема мечты гиперактуальна. Когда была Российская империя, была имперская мечта – территория расширялись, появлялись новые народы. Манила перспектива владения Босфором и Дарданеллами, освобождения Константинополя и т.д. В СССР – победили фашизм, полетели в космос, совершали научные открытия, прорывы. Тогда шли к коммунизму как к «раю на земле». И это была советская мечта.
Сейчас необходимо родить что-то аналогичное. Это уже начинает проявляться как «Россия – второй центр силы», страна, которая противостоит мировой американской империи. Но этого явно недостаточно – должен быть концепт, может быть, морально-нравственный, духовный. То, что может быть притягательным. Пока мы дорастем в материальном отношении до США и ЕС, могут пройти десятилетия – и еще вопрос, дорастем ли. Как раз один из элементов притягательности западных стран – материальное благополучие, стабильность. Мы этому можем противопоставить духовность, нравственность, умеренный аскетизм. Возможно, представить Россию, как цивилизацию безграничных возможностей человека в сфере развития личности. В общем, тут надо проработать все варианты.
Если говорить о консолидации населения РФ после крымских событий, то это реальное достижение лично президента Путина и пропагандистского аппарата. Начиная с 1991 года, Россия только теряла – откололись огромные территории, разгорелись внутренние конфликты. Ее пытались превратить в отсталую региональную страну, в сырьевой придаток. Приращение территорий, активное участие в международных событиях консолидируют нацию, придают ей дополнительные смыслы и опорные точки. Именно здесь проявляется ключевая роль лидера страны. В этом отношении Владимир Путин эксклюзивен, потому что он харизматичен и спокоен одновременно, в нем отсутствуют истерика и паникерство. Он олицетворяет современную, с одной стороны, прагматичную, а с другой, идеологически заряженную Россию. Он президент развития.
Возвращение Крыма дало импульс росту национального самосознания россиян. В свое время Россия не смогла присоединить Приднестровье; Абхазию и Осетию. Хотя там тоже прошли референдумы и люди просили это сделать. Видимо тогда еще время не пришло. А вот решение в отношении Крыма произвело серьезные ментальные подвижки в сознании граждан. Россия заявила о себе, как о сверхдержаве. Людям это понравилось – рейтинг Владимира Путина подскочил вверх.
Эффективность телевидения существенно снижается из года в год – реальные данные по этому падению скрываются, иначе это будет огромной потерей в поступлениях рекламных средств. Я знаю не один десяток семей, которые вообще не смотрят телевизор. Они предпочитают находиться в Интернет-пространстве, потому что телевизор стал им неинтересен. Причем многие из них – представители культурной и бизнес-элиты.
Правильная работа в Интернете, несомненно, перекрывает телевизионную пропаганду. Приведу пример: в прошлом году я консультировал выборы мэра Одессы. Наш кандидат не тратился на билборды, не заказывал ролики на ТВ (выступил только один раз на теледебатах). Но мы выкупили основные Интернет-площадки, форумы Одессы, группы в ФБ и ВКонтакте, делали инфоблоки с видеорядом. Размещали их там, где находилась наша целевая аудитория. В итоге этот уважаемый человек занял третье место. Тем временем аптечный олигарх, получивший четвертое место, вложил несколько миллионов долларов в эту кампанию, но уступил нашему кандидату.
Телевидение конечно в ближайшие десятилетия не умрет, но оно все больше работает на себя. А интернет, пока существует наша цивилизация, будет только набирать очки, развиваться. Постепенно, но довольно быстро все будут уходить в интернет-пространство. На мой взгляд, сейчас в телешоу и теледебатах зачастую создается иллюзия эффективности этих программ, происходит отработка эфирного времени и списывание крупных денег. В этом отношении новости, насыщенные сенсациями, взрывами, перестрелками, душераздирающими кадрами, более эффективны. Они формируют общественное мнение. Часовая жвачка «экспертов» и политиков все меньше привлекает аудиторию, которая, как правило, переключается на развлекательные программы.
В свое время мне понравился подход Пелевина к тому, как освободить свое сознание от воздействия масс-медиа. Он предлагает три варианта просмотра телевизора: включаешь ТВ и убираешь звук, через неделю-полторы убираешь изображение и оставляешь звук. Еще через 1,5-2 недели такого просмотра ты выключаешь и звук, и изображение, и ставишь на ТВ красивый цветок. Все, ты свободен!
Каждый человек имеет право выбора, просто не каждый над этим задумывается. Я как политик и политтехнолог – сам раб системы и не могу публично призывать людей перестать смотреть ТВ и защищать свое сознание от его манипулятивного воздействия. С другой стороны, из-за информационного перегрева мне иногда самому хочется уйти в горы и отключиться от политического безумия. Но каждый из нас должен выполнить свой долг. Поэтому я по-прежнему в строю.
Чем отличается пропаганда от информации? На сегодняшний день информации вообще не существует, есть только пропаганда (политическая, коммерческая и пр.). Пропаганда всегда имеет субъективный контекст, в ней есть свои и чужие, плохие и хорошие. Она формирует взгляды человека. Как защитить себя от пропаганды? Это возможно только в том случае, если ты минимизируешь источники воздействия (сокращаешь контакт с масс-медиа). Меньше телевидения, радио, газет и Интернета. И тогда возможно мозг будет свободнее. Но это лишь частичное решение проблемы. Все равно мы находимся в социуме, что предполагает политизацию сознания.
Есть три уровня позиционирования себя в информационных потоках: первый – полностью отдаться воле СМИ и нестись в пропагандистском канале на встречу судьбе. Второй – попытаться анализировать, сопоставлять информацию из разных источников, отсеивать ложное и делать выводы. Здесь проблема в том, что на это будет уходить много времени. И третий уровень – когда человек выходит из игры, т.н. информационный офсайд. В этом случае люди перестают быть потребителями медийной продукции.
В пропаганде много спорных моментов, но с одним нельзя не согласиться: это составная часть жизни современного общества. Его функционирование невозможно без четкой информационной политики – иначе будут беспорядки, хаос, революции и пр. Именно масс-медиа в том или ином виде поддерживают культурные и нравственные коды, поведенческие стандарты. Хотя есть и обратные примеры разрушительной деятельности СМИ.
На созидательную функцию пропаганды работает вся система воспитания, образования, социализации – это комплексный подход к делу. Только сумасшедшие или романтики могут выступать против этого. Я всегда задаю им вопрос: что вы можете предложить взамен? Есть, конечно, технологически выполнимые, идеи создать альтернативу, некий антимир – но на каком-то этапе это сообщество могут обвинить в сектантстве. Поэтому потребляйте информацию, анализируйте ее и делайте выводы…
Москва, Софья Метелкина
© 2015, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».