AMP18+

Недвижимость

/

СП: в России нет системы технического учета состояния жилищного фонда

В России сегодня фактически отсутствует целостная система учета состояния жилищного фонда. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты (СП) России по итогам мероприятия «Анализ использования бюджетных средств региональными операторами при реализации установленных функций (совместно с Контрольно-счетной палатой Московской области)». Об этом сообщается на сайте ведомства.

В 2012 году в Жилищный кодекс были внесены изменения, определившие порядок проведения капремонта, принципы организации данной работы, права и ответственность участников процесса. Сегодня формирование региональных систем капремонта общего имущества многоквартирных домов в целом завершено во всех 85-ти регионах страны. Однако проведенный анализ показал, что предусмотренные Жилищным кодексом 11 обязательных условий для проведения капремонта (создание регионального оператора, определение порядка исполнениям им своих функций, утверждение региональной программы капремонта и краткосрочного плана по ее реализации, определение минимального взноса на капремонт и т.д.) на региональном уровне полностью выполнены только в Петербурге.

По состоянию на 1 января 2016 года в рамках долгосрочных (на 30-летний срок) региональных программ в целом по РФ завершен капремонт в 21,3 тыс. многоквартирных домов (МКД) общей площадью 65,6 млн. кв. метров, в которых проживают 2,5 млн человек. Стоимость выполненных работ за счет всех источников финансирования (Фонд ЖКХ, средства региональных и местных бюджетов, средства собственников жилья) составила 51,43 млрд руб. Всего региональными программами запланировано проведение работ по капремонту в 735,5 тыс. МКД общей площадью 2,3 млрд. кв. метров.

При этом ни один из анализируемых регионов (за исключением Тверской и Воронежской областей) в 2014 и 2015 гг. не выполнил в полном объеме принятый в рамках региональной программы краткосрочный план капремонта. Полный перечень видов работ по капремонту, определенный в Жилищном кодексе, был предусмотрен только в Петербурге, Республике Дагестан и Тверской области. Ряд работ – ремонт лифтовых шахт или проведение дополнительных работ по повышению энергоэффективности зданий – не предусмотрены. В Минстрое согласились, что не все виды необходимых работ прописаны в региональных планах и программах капремонта. Субъектам РФ дано поручение представить актуализированные планы выполнения работ на 2016 год.

Также в ходе проведенного анализа были установлены недостатки в части нормативно-правового регулирования. Так, правительством РФ до сих пор не принят ряд необходимых нормативно-правовых актов, регламентирующих порядки проведения региональными операторами закупок товаров, работ и услуг; отбора кредитных организаций для открытия своих счетов; учета и контроля за использованием полученных средств господдержки и собственников помещений.

Отдельное внимание на Коллегии было уделено вопросам полноты и своевременности уплаты взносов на капремонт за счет средств бюджетной системы. Основная причина неуплаты взносов на капремонт – низкая платежная дисциплина и недостаточная бюджетная обеспеченность. Вместе с тем несвоевременная уплата взносов на капремонт содержит риски вынужденного выделения дополнительных бюджетных ассигнований из средств федерального, региональных и местных бюджетов в случае предъявления региональными операторами претензий по уплате взносов и штрафных санкций или их последующего взыскания в судебном порядке.

Еще один актуальный вопрос – это размер взноса на капремонт и его достаточность. Как было установлено в ходе анализа, минимальный размер взноса на капремонт за 1 кв. метр общей площади значительно различается в зависимости от региона (от 2 руб. – в Санкт-Петербурге, до 15 руб. – в Москве).

Минстрой также подтвердил наличие проблемы с занижением платы за капитальный ремонт в ряде регионов. «Если брать в качестве наиболее яркого примера случай с Санкт-Петербургом, очевидно, что установленный там взнос, не покрывает те виды работ, которые необходимо делать. Поэтому из бюджета города выделяются значительные субсидии на эти цели, – рассказал Андрей Чибис. – Если говорить про цифру, то, например, в 2014 г. – это 7 млрд. руб., в 2015 г. эта цифра была чуть больше. Хотя там действительно выполнены все работы, мы считаем такой подход к проведению капремонта неправильным». По мнению заместителя министра, таким образом, оказывается социальная поддержка всем категориям граждан, а не только тем, кто имеет право на соответствующие льготы.

Москва, Зоя Березина

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Недвижимость, Экономика,