Четверг, 2 мая 2024, 07:18 мск

Тараканы умеют делиться информацией

Специалисты из колледжа королевы Марии, входящего в структуру Лондонского университета в результате исследований пришли к выводу, что тараканы передают друг другу информацию о том, где лежит вкусная еда, при помощи некоего химического обмена.

Результатами исследования ученые делятся на страницах журнала «Поведенческая экология и социобиология». Выводы ученых позволяют лучше понять природные механизмы, благодаря которым люди нередко обнаруживают огромные скопления тараканов на своих кухнях по ночам.

Руководил работой доктор наук Матье Лихоре из школы биологических и химических исследований колледжа королевы Марии, который замечает: люди куда чаще убивают тараканов, чем занимаются их изучением. «Я могу это понять, – признал исследователь в интервью Би-би-си. – Но это приводит к тому, что мы не очень хорошо разбираемся в их поведении».

Похоже, они принимают коллективные решения по поводу источников пищи В целом есть представление о том, что неприятные насекомые питаются отдельно друг от друга.

Чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что насекомые общаются друг с другом, Лихоре и его коллеги провели тест, в ходе которого предложили этим созданиям пищу на выбор.

«Мы выпустили их на небольшую арену, на которой было два идентичных источника пищи, – рассказывает он. – Если бы они не общались, то, скорее всего, разбились бы на две равные группы».

Однако на деле вышло иначе: большинство голодных тараканов устремились к одному куску пищи, тогда как второй остался практически нетронутым. Кроме того, наблюдая за отдельными особями, экспериментаторы заметили: чем больше тараканов собираются у одного источника пищи, тем дольше каждый из них останется у этого источника.

«Мы не знаем, как они общаются, но понимаем, что они используют химические вещества, – говорит доктор Лихоре. – И это наш следующий шаг: определить те вещества, которыми они пользуются. Эти наблюдения велись параллельно с математическим моделированием, которое свидетельствует: тараканы общаются друг с другом, контактируют в тот момент, когда уже находятся у источника пищи».

Ученый считает, что тараканы подают друг другу сигналы при помощи «феромона питания» – некоего вещества, которое, возможно, содержится в их слюне, либо при помощи углеводорода, вырабатываемого их организмами.

«Мы думаем, они натыкаются на другого таракана, прикасаются к нему – и думают: «Ага, это тоже таракан, и он ест что-то вкусное, дай-ка я останусь», – объясняет исследователь.

По его мнению, исследования в этой сфере могут способствовать производству феромона питания. Его можно будет использовать в борьбе с насекомыми, при помощи которого инсектицидные препараты и ловушки для тараканов станут более эффективными.

Лондон, Евгения Штефан