Пятница, 26 апреля 2024, 20:15 мск

Ученые обнаружили на берегу Волги новый вид плиозавра Окаменелые останки лежали в известняковой породе

Международная команда исследователей под руководством Валентина Фишера из Оксфордского университета обнаружила на территории России окаменелые останки нового вида ящера-плиозавра, который получил название Makhaira rossica, сообщает N+1 со ссылкой на журнал Royal Society Open Science.

Находка, как передает «Интерфакс», была сделана в Ульяновской области. Окаменевшие фрагменты скелета молодого животного были заключены в известняковые породы на берегу Волги. Makhaira rossica жил в начале мелового периода и принадлежал к группе Брахаухениусов, которая просуществовала до конца мезозойской эры. Однако новый плиозавр отличался меньшими размерами, чем его более поздние родственники.

От русского плиозавра до наших времен сохранилось немногое: часть предчелюстной кости, передняя часть нижней челюсти, несколько зубов, три грудных позвонка, части седалищной и подвздошной костей. Как отмечают ученые, самой занимательной особенностью русского плиозавра оказались зубы. Они располагались парами вдоль челюсти, их края покрыты крошечными зубцами, а размеры – крупные, что напоминает зубы наземных хищников того времени, например, тероподовых динозавров.

В целом, строение зубов и размер челюсти указывают, что протяженность тела Makhaira rossica составляла примерно пять метров. Специализировался ящер на крупной добыче. Считалось, что такой тип питания плиозавры утратили во время мелового периода, однако находка показывает, что, по крайне мере, один вид все еще оставался макрофагом.

Плиозавры – морские ящеры, относящиеся к короткошеиным плезиозаврам, которые появились в начале Юрского периода и исчезли в конце Мелового периода вместе со многими группами позвоночных животных, включая динозавров. Среди плиозавров встречались крупнейшие из известных морских хищников, например, Pliosaurus funkei, известный под названием Predator X и достигавший в длину 30 метров.

Ульяновск, Иван Гридин