Пятница, 26 апреля 2024, 04:02 мск

В Китае нашли самую древнюю в мире пивоварню

Ученые обнаружили в Китае следы изготовления 5 тыс. лет назад сложного по составу пива. Напиток был изготовлен на основе многих растений и злаков, включая ячмень.

Раскопки проводились в местечке Миджийя на северо-востоке Китая, где были найдены сосуды, в которых варили пиво. Структурный анализ осадка на стенках сосудов подтвердил, что в процессе приготовления хмельного напитка местные пивовары использовали ячмень, пишет «Российская газета». «Находка свидетельствует о том, что ячмень сначала использовался для того, чтобы готовить пиво, а уже затем стал сельскохозяйственной культурой», – заявили исследователи Ван Цзя-цин и Ли Лю из Стэнфордского университета в Калифорнии. Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Найденные археологами сосуды были использованы для изготовления пива, чтобы отфильтровать и хранить его. Морфологический анализ крахмальных зерен и фитолитов – минерального остатка от разложения растений, которые находились внутри, показал, что помимо ячменя в процессе изготовления пива также использовались просо, семена и клубни коикс (библейское растение, также известное, как «слезы Иова»). Ученые также обнаружили присутствие оксалата, побочного продукта пивоварения. Найденные артефакты принадлежат культуре Яньшао (V-II тыс. до н. э.). Ван предположил, что пиво того времени имело «кисло-сладкий привкус», однако невозможно узнать, каким оно было на вкус, поскольку неизвестны точные пропорции ингредиентов.

«Все эти археологические данные свидетельствуют о том, что народы культуры Яньшао готовили пиво, используя сложные ингредиенты, а также мастерски управляли температурами в процессе его приготовления, – говорят ученые. – Наши данные показывают, что они разработали комплексный метод ферментации солода и фрезерования различных растений, в основном ячменя. Они использовали клубни для получения крахмала и сахаров, которые были использованы для брожения».

Профессор Патрик Макговерн из университета штата Пенсильвания, который является признанным специалистом по истории пивоварения и виноделия, полагает, что нет никаких сомнений в том, что пивоварня, найденная в Китае, «является самой старой пивоварней, найденной на сегодняшний день в мире».

До этого самым древним в мире считалось пиво, изготовленное в Египте три с лишним тысячи лет назад. Это был хмельной напиток, ароматизированный экзотическими травами и фруктами.

Ранее китайские ученые нашли доказательства того, что старейшие кисломолочные напитки также были изготовлены в Китае. Произошло это 9 тысяч лет назад.

Москва, Зоя Березина