Пятница, 26 апреля 2024, 10:26 мск

Сибирские титанозавры: российские ученые обнаружили уникальный вид ящеров (ФОТО)

Исследователи ТГУ, СПбГУ и Зоологического института РАН описали новый вид динозавров, сообщается на сайте Томского государственного университета. Возможно, уже в этом году уникальный экспонат выставят, чтобы люди смогли увидеть гигантского титанозавра.

Ученые выявили новый таксон в семействе титанозаврид – гигантских четвероногих растительноядных динозавров, чьи останки были обнаружены еще в 2008 году в селе Шестаково Кемеровской области. В ходе сравнительного анализа установлено, что он имеет схожее с титанозавром строение, что позволило отнести его к той же группе.

Этот динозавр, обитавший на территории современной Западной Сибири в период раннего мела (около 100 млн лет назад), относится к подотряду зауропод, но является представителем нового вида.

По описанию ученых, ящер был поистине гигантским: длина составляла около 20 метров, а вес около 50 тонн. Главное отличие динозавра от собратьев – расположение крестцовых ребер, которые в форме звезды сходятся к центру, и у него отсутствует сочленение позвонка на невральной дуге. «Древних ящеров с таким строением скелета пока не находили ни в одной стране мира», – подчеркивается в статье.

Останки неизвестного ранее вида динозавров

Как пояснил сотрудник лаборатории континентальных экосистем мезозоя и кайнозоя ГГФ ТГУ Степан Иванцов, уникальные фрагменты были заключены в глыбы песчаника, несколько лет ушло на их извлечение из сцементированной породы. «Вместе с ученым из Зоологического института РАН Александром Аверьяновым, работающим в нашей лаборатории, мы провели сравнительный анализ останков с титанозаврами, найденными в других странах», – сообщил он.

Кроме того, в настоящее время ученые ТГУ заканчивают работу над описанием своей находки, в результате которой будет дано латинское имя открытому таксону. Сейчас палеонтологи собирают имеющиеся фрагменты динозавра в единое целое. Уже соединены самые крупные кости, которые когда-то были крестцом титанозавра. Кроме того, из многочисленных кусочков смонтирована часть лопатки динозавра и шейные позвонки. Также в Палеонтологическом музее ТГУ хранится стопа зауропода, которая была обнаружена еще в 1995 году и может принадлежать этому же виду.

Палеонтологи планируют разместить уникальный экспонат для постоянного свободного доступа. Возможно, уже в этом году палеонтологи установят самую сохранную часть динозавра на втором этаже главного корпуса ТГУ.

Москва, Анна Федорова