Пятница, 26 апреля 2024, 17:01 мск

Британские ученые раскрыли секрет викингов

Ученые из Великобритании выяснили, что викинги на самом деле первоначально были мирными торговцами, которые первыми нашли способ перевозить скоропортящуюся продукцию, в частности, рыбу. Об этом пишет журнал New Scientist.

В ходе исследования был проведен генетический анализ 15 образцов древней трески, найденной в городе Хедебю – крупнейшем центре торговли на севере Европы. Затем полученные данные сравнили с образцами ДНК современной трески. Как оказалось, четверть древней трески была завезена из северо-восточной Арктики из самой северной точки норвежского побережья.

По мнению ученых, единственное объяснение этого феномена заключается в том, что викингам удалось найти способ перевозить треску на расстояние в 2000 километров – путешествие, которое в то время занимало не меньше месяца.

Таким образом, исследование доказало, что викингам еще за десятки веков до того как было задокументировано первое использование соли для сохранения норвежской рыбы в 1690 годах, был известен метод перевозки скоропортящихся продуктов.

Как полагают исследователи, викинги ловили треску, которая зимой приближалась к Арктике на нерест. Затем они вывешивали рыбу в деревянных ящиках на открытом воздухе. Когда ветер высушивал рыбу, она замерзала на холоде. Как отмечают авторы работы, при таком способе обработки треска может храниться до 5 лет.

Как считают ученые, открытие свидетельствует о том, что производство знаменитой норвежской сушеной трески появились на Лофотенских островах как минимум тысячу лет назад, при этом по некоторым данным викинги могли начать торговать рыбой уже в 5 веке нашей эры.

Напомним, раннесредневековые скандинавские мореходы, известные как викинги, в 8-11 веках совершали нападения на территории от Восточной Европы до Северной Африки. В основной массе это были племена, жившие на территории современных Швеции, Дании и Норвегии.

Лондон, Мария Вяткина