В центре Севастополя обнаружены контейнеры с асбестом – они простояли здесь 15 лет, отравляя все вокруг (ФОТО)
В центре Севастополя уже 15 лет находятся контейнеры с асбестовой крошкой, отходы представляют опасность для окружающих. Асбест попал в Севастополь вместе с американским кораблем «United States», который заходил в порт на ремонт в начале 90-х годов на предприятии «Севморзавод». С тех пор 15 лет ядовитые вещества отравляли окружающую среду.
О результатах своего своего совместного расследования с норвежским изданием Norwatch ситуации с опасными американскими отходами сообщает еженедельник «Севастопольская газета».
Издание напоминает, что в конце 1993 года, несмотря на протесты Гринпис, в док «Севморзавода» на ремонт стал лайнер «US», прозванный «асбестовый гроб». Через полгода корабль ушел, а демонтированные с него более 300 тонн асбеста были складированы на территории Севморзавода. Часть асбеста, что хранилась на складе «Океан», благодаря снижению класса опасности асбеста и перевода по документам его в класс неопасных отходов 25 ноября 2003 года была просто вывалена на городскую свалку в Первомайской балке. Про остальную часть опасного груза общественность со временем забыла.
Американский корабль в начале 90-х зашел в порт дружественной Украины, где и был сброшен опасный груз, который отравляет Севастополь уже 15 лет
Журналисты долгое время не могли попасть на территорию Севморзавода. Асбестовый след вновь всплыл в феврале и марте 2009 года, когда рабочие СМЗ протестовали против сокращения, невыплаты зарплаты и сворачивания производства на предприятии. Во время собрания цеха номер 513, что находится на Инкерманской площадке СМЗ, рабочие говорили о том, что некогда ухоженная территория завода превращается в сплошную свалку. На вопрос: «А асбест, демонтированный с американского корабля «Юнайтед Стейтс», вывезли с территории завода? – тут же несколько человек ответили: «Нет, мы каждый день ходим мимо контейнеров с американским асбестом». И рассказали, что возле цеха и на берегу моря в трех местах находится несколько десятков вросших в землю контейнеров.
Контейнеры с асбестом, которые обнаружены на территории Севморзавода
В то же время, отмечает «СГ», руководство Севморзавода длительное время делало все во избежание ответственности за хранение опасных отходов и возможных немалых затрат – со всеми уплаченными экспертизами, налогами и штрафами сумма за одну тонну отходов может составить несколько десятков тысяч гривен. Из проржавевших контейнеров асбест разносится по всей территории Севморзавода.
Контейнеры сгнили и поржавели
«Чтобы не навлечь ни на кого неприятности, не будем описывать, как удалось получить образец вещества, напоминавшего по виду асбест, из отверстия в проржавевшем контейнере с Инкерманской площадки», – рассказывает «СГ». Журналисты обратилась за экспертным заключением в Крымское отделение Украинского государственного геолого-разведочного института. «Представленный вами образец – белый тонковолокнистый минерал – асбест. Относится к группе серпентина – слоистого силиката, в составе которого преобладают магний, кремний, кислород и водород», – сказано в заключении.
«Асбест, -рассказывает «СГ», – запрещен к использованию в 65 странах мира и во всех странах Европы (в Украине он разрешен, но относится к опасным отходам 4-го класса опасности), поскольку попадание волокон асбеста в легкие вызывает асбестоз – рак легких, вызванный механическим повреждением легочной ткани. Симптомы заболеваний, вызванных вдыханием асбестовой пыли, не проявляются на протяжении 5-10 лет. Иногда скрытый период болезни может продолжаться и 20 и 30 лет. Но безопасного количества асбестовой пыли не существует – любая доза асбеста способна стать причиной заболевания. К тому же асбест, добываемый в США, то есть тот его вид, что был использован на корабле «Юнайтед Стейтс», кислотостойкий или амфиболовый. Он высокотоксичный, содержит тяжелые металлы и быстрее накапливается в организме, чем хризолитовый. Даже те, кто не склонен видеть большую угрозу в асбесте, соглашаются с тем, что он должен храниться так, чтобы предотвратить попадание волокон асбеста в воздух. Так и поступило руководство завода, когда после демонтажа поместило асбестовую крошку в металлические герметично запаянные контейнеры по 600 кг. Если присмотреться, на них еще можно прочесть первую часть названия корабля».
Контейнеры не предназначались для многолетнего хранения под открытым небом на берегу моря. Их металл проржавел и истончился, а в отдельных местах образовались дыры, через которые постоянно выветривается асбест. Все 15 лет каждый, кто работал рядом с контейнерами, подвергался опасности заболеть раком легких. И не только рабочие СМЗ: асбест разносится на всю бухту и Инкерман, сообщает еженедельник.
Севастополь, Евгений Андреев
© 2009, «Новый Регион – Севастополь»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».