AMP18+

Севастополь

/

Эксперт: законодательство Украины позволяет России остаться в Севастополе после 2017 года

image

Не существует никаких юридических препятствий для продления договоры аренды крымской военной инфраструктуры Черноморским флотом после 2017 года. Более того, лично Виктор Ющенко своими законодательными инициативами создает условия для присутствия на территории страны иностранных военных. И хотя делает это украинский президент с расчетом на НАТО, Россия могла бы использовать ситуацию в свою пользу. Об этом в интервью РИА «Новый Регион» сказал специалист в области российско-украинских отношений, доктор политических наук Сергей Усов.

«Новый Регион»: На самом высоком уровне в Киеве звучат заявления о том, что Конституция Украины не позволяет дальнейшее базирование российского флота после 2017 года. Так ли это?

Сергей Усов: Действительно, в Конституции Украины есть положение о том, что на территории страны не допускается размещение иностранных военных баз. Но это положение не имеет никакого отношения к базированию Черноморского флота. В Конституции Украины вообще не упоминается Черноморский флот и какие-либо исключения, сделанные для него. Базирование ЧФ обосновывается статьей 14 переходных положений конституции – об использовании существующих военных баз на условиях аренды в соответствии с международным договором. Чувствуете разницу? В первом случает речь идет о размещении, то есть о создании новых баз, во втором – совершенно другая формула об использовании существующих баз. Именно эта формулировка зафиксирована и реализована в соглашениях по Черноморскому флоту, которые были ратифицированы украинским парламентом, подписаны президентом Украины и стали составной частью законодательства страны. Таким образом, базирование Черноморского флота на территории Украины основывается на положениях Конституции страны. Этот факт подтвердил еще в 2000 году Конституционный суд Украины, когда группа народных депутатов пыталась опротестовать соглашение по Черноморскому флоту.

«Новый Регион»: Известна ли эта юридическая аргументация в Киеве?

Сергей Усов: Безусловно. Именно поэтому там делают акцент на термине «размещение», по сути дела, вводя в заблуждение общественность. Более того, положение об «использовании», на основе которого базируется Черноморский флот, недавно было использовано президентом Украины Виктором Ющенко, когда весной он внес в Верховную Раду новый проект Конституции страны. В нем статья 14 переходных положений о возможности использования существующих баз полностью сохранена. Еще интересней то, что, как сообщил Секретариат президента, этот проект Конституции получил позитивную оценку Венецианской комиссии Совета Европы. Таким образом, и на международном уровне правовая основа базирования Черноморского флота фактически подтверждена.

«Новый Регион»: Почему Ющенко оставил в своем проекте формулировку, которая выгодна России?

Сергей Усов: Действительно, украинская сторона, заявляя о невозможности продления сроков базирования Черноморского флота, фактически создает для этого условия. За последнее время Украина сделала много для того, чтобы это положение приобрело необратимый характер. И связано это с развитием отношений Украины с НАТО. Еще в 2002 году Украина подписала так называемый меморандум о взаимопонимании Украина-НАТО. В 2004 году он был ратифицирован Верховной Радой. В этом меморандуме, который является законом Украины, есть малоприметная статья, в которой зафиксировано, что НАТО имеет право не только использовать инфраструктуру на территории Украины, но и развивать ее. Именно на основании этой статьи в целевой план Украина-НАТО 2006 года был внесен еще один малоприметный пункт, который предполагал создание на базе Старокрымского полигона некоего международного центра подготовки морской пехоты. Летом того же года в Феодосию прибыли американские корабли с оборудованием и морскими пехотинцами для обустройства этой базы. Однако это встретило острую негативную реакцию общественности, что вызвало серьезное разочарование в самом Альянсе. Но возможности, заложенные в законодательстве, сохраняются. Поэтому попытка отказаться от положения об использовании существующей инфраструктуры неизбежно осложнит отношения как с Востоком, так и с Западом.

«Новый Регион»: Как вы считаете, существуют ли планы использования или «развития» военной инфраструктуры Севастополя натовцами?

Сергей Усов: Это предполагать очень сложно. Мы можем говорить только о том факте, который был зафиксирован. Объективно такие условия для использования инфраструктуры Альянсом есть в законодательстве Украины.

«Новый Регион»: Если нет юридических препятствий для продления договора аренды с Черноморским флотом, решение зависит только от воли руководства Украины, которое в последние годы не демонстрирует дружелюбия?

Сергей Усов: Вопрос о пролонгации базирования флота должен рассматриваться значительно позже. На нынешнем этапе основная дискуссия идет о том, существуют ли непреодолимые правовые препятствия для этого. На сегодняшний день таких препятствий нет. Думается, что к 2017 году правительства найдут взаимопонимание. Необходимо учитывать следующее важное обстоятельство. При подписании общеполитического договора между Украиной и Россией в 1997 году было принято заявление двух президентов, в котором зафиксированы три позиции. Первое: соглашения по Черноморскому флоту открыли путь к подписанию Большого договора. Второе: соглашение по Черноморскому флоту является стабилизирующим фактором во всей системе отношений между нашими странами. Третье: соглашение по Черноморскому флоту открывает широкие возможности для развития тесного сотрудничества и взаимодействия ЧФ РФ и ВМСУ в обеспечении безопасности южных рубежей двух стран. До сих пор от этих положений ни одна из сторон не отказалась. Именно они вселяют оптимизм в отношении 2017 года.

Севастополь, Елена Острякова

© 2009, «Новый Регион – Севастополь»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Киев, Крым, Севастополь, Интервью, Интервью, Конфликт на Украине, Политика, Россия,