Севастополь оказался слабым звеном в цепи транзита газа из Казахстана в Европу Городские власти «развели» российского инвестора на покупку норвежских паромов, но не выполнили своих обещаний
В распоряжении «Нового Региона» оказались документы, объясняющие, почему российский бизнесмен, председатель совета директоров компании «АннРусТранс» Александр Анненков приобрел для Севастополя в Норвегии несколько подержанных паромов, предназначенных для пассажироперевозок в акватории бухты. Цена только одного судна – 440 тыс евро, но, как говорят специалисты, значительные суммы покупателю пришлось затратить на перевод плавсредств из Норвегии в Крым.
Напомним, что 1 мая на линию вышли 2 парома, в каждый из которых может вместиться 25 легковых автомобилей или 6 большегрузных и около 130 пассажиров. Они заменили, старые советские паромы, полностью отработавшие свой ресурс. Недавно в Севастополь прибыло еще 2 судна, предназначенных для перевозки 600 пассажиров каждое.
Меценат искусства пускать деньги на ветер
О том, что некий «меценат» готов закупить для Севастополя паромы, первый зампред севастопольской госадминистрации Сергей Савенков заявил еще в январе этого года. Именем благодетеля чиновник не злоупотреблял. Фамилия Анненкова прозвучала, когда паромы уже вышли из Норвегии.
Зачем российскому бизнесмену делать Севастополю такие подарки, было непонятно. Но словечко «меценат», употребленное Савенковым, казалось, вполне подходит к этому странному случаю. Владелец списанных паромов, Севастопольский морской порт, давно утверждал, что пассажироперевозки в бухте приносят ему 5,5 млн грн убытков в год, которые приходится компенсировать за счет работы других подразделений порта.
Городские власти поставили частному предприятию «Севастопольские транспортные системы», которое будет эксплуатировать норвежские суда, основное условие – не повышать плату за проезд. При этом местные транспортные чиновники не смогли объяснить «Новому Региону», как можно будет в таком случае окупить стоимость судов и получить прибыль.
«Мы не можем вмешиваться в хозяйственную деятельность коммерческих структур. Я не знаю экономику предприятия, его затратную часть. Любой транспорт – это живые деньги. Как будет построена внутренняя экономика предприятия, будет либо прибыль, либо убыль», – таинственно высказался начальник отдела транспорта СГГА Александр Синепалов.
Судя по имеющейся у «Нового Региона» информации, тех, кто покупал паромы, не беспокоила не только экономика будущего предприятия, но и судьба судов. Паромы ходили в Норвегии по фиордам и делали 2-3 перехода в день по 5-6 часов. В Севастопольской бухте им приходится делать по 10 переходов. В итоге гидравлическое устройство одной из аппарелей не выдержало и сломалось. Капитан принял решение ее демонтировать. При такой эксплуатации, полагают специалисты, суда проходят по бухте максимум года два и развалятся. Едва ли они окупятся за этот срок.
Почему Анненков так странно тратит деньги? Дело в том, что паромы для него – лишь взятка властям города. Замена старых судов на внутреннем рейде станет одним из главных козырей будущей предвыборной компании Партии регионов. Не случайно на церемонии открытия новой паромной переправы ведущие в начале вовсе забыли упомянуть присутствовавшего там Анненкова. Зато назвали сотрудника принадлежащего россиянину банка «Морской» Николая Корюкина, который является зампредом городской организации ПР.
Что же хочет российский «меценат» в обмен на свой вклад в имидж партии власти? Как утверждают его представители, бизнесмен просто просит городскую администрацию добиться выполнения своего же распоряжения от 22 марта 2006 года. Именно тогда ООО «Приватная газовая компания», 50% которой принадлежит ООО «Гео» – управляющей компании анненковского холдинга «АннРусТранс», было дано разрешение на проектирование и строительство в Инкермане газонаполнительного пункта на территории, принадлежавшей на тот момент Черноморскому НИИ судостроения.
Как говорит генеральный директор «Приватной компании» Владимир Порватов, изданию распоряжения предшествовали 3 года борьбы с волокитой и отговорками чиновников. Положительного решения удалось добиться только после вмешательства вице-премьер-министра Украины Владимира Рыбака.
Обосновывая социальную значимость проекта, руководство «Приватной газовой компании» указывало на то, что в пункте будет производиться заправка баллонов пропан-бутаном, которым в Севастополе пользуются 12,5 тыс квартир и более 9 тыс владельцев дачных участков. А газонаполнительная станция в селе Штормовое эксплуатируется уже 50 лет, и в скором времени по соображениям безопасности должна быть закрыта.
Из казахов в албанцы
Однако основной интерес Анненкова, конечно, не в этом. Инкерман – звено в цепи глобального проекта по транзиту сжиженного газа из Казахстана в Европу. Помимо «АннРусТранса» в нем задействовано ТОО «КазРосГаз» – компания, созданная на паритетных началах казахской НК «КазМунайГаз» и «Газпромом».
Пропано-бутановая смесь будет производиться на Оренбургском ГПЗ и транспортироваться по железной дороге в порт Тимрюк. На первых порах именно оттуда танкера пойдут в албанский «Romano Port» в 6,5 километрах от Дурроса. Там газ будет распределяться между основными потребителями на Балканском и Пиренейском полуостровах. На этом этапе объемы поставок будут составлять 4-6 тыс тонн в месяц.
Далее планируется задействовать железнодорожную паромную переправу «Крым-Кавказ». Из Керчи газ пойдет в Севастополь по железной дороге. По заказу «Приватной газовой компании» институт «Укргазпроект» сделал предпроектную проработку создания в Инкермане линии разлива пропан-бутана в танкеры-газовозы. Когда она заработает в полную мощь, объемы перевалки будут доведены до 20 тыс тонн в месяц. Прибыль инкерманского предприятия по прогнозам составит от 2 до 6 млн долларов.
По-видимому, Анненков вовлечен в столь масштабный проект благодаря своему опыту работы в МПС СССР и в качестве замминистра МПС РФ. В настоящее время его «АннРусТранс» владеет парком из 2 тыс грузовых вагонов, в том числе 150 вагонами по перевозке сжиженного газа, 16 судами, в том числе 9 железнодорожными паромами и 2 газовозами.
Первым этапом реализации проекта транзита пропан-бутана по территории Украины стало участие Анненкова в восстановлении паромной переправы Керчь-Кавказ. Поначалу бизнесмену, как и в Севастополе, пришлось поскитаться по чиновничьим кабинетам, но с приходом Джарты дело сдвинулось с мертвой точки. Крымские власти также потребовали от российского инвестора вклада в социальное развитие. Им стало здание морвокзала, которое обошлось Анненкову в 1 млн долларов и было открыто в декабре 2010 года.
Газ или уголь?
Однако в Севастополе Анненкову приходится опасаться элементарного кидалова. По сведениям «НР», даже после торжественного открытия паромной переправы городские власти не торопятся помогать «Приватной газовой компании», запрашивая новые и новые документы.
Начальник управления промышленности СГГА Олег Кужман поначалу все откладывал встречу с корреспондентом «Нового Региона», а потом наотрез отказался комментировать перспективу перевалки пропан-бутана, сославшись на то, что этот вопрос рассматривается в судах.
Мэр Инкермана Валерий Киселев божится, что существует лишь один проект развития территории – перевалка сыпучих грузов Севастопольским морским портом. На самом деле Коноплев встречался с представителями «Приватной газовой компании» и не может не знать о существовании положительного решения по пропан-бутановому проекту Инкерманского горсовета, принятого в октябре 2004 года.
Просто и руководство Севастополя, и мелкие чиновники не спешат вставать на сторону Анненкова в его конфликте с Севморпортом, за спиной которого маячит некая донецкая компания.
Дело в том, что в 2007 году Черноморский НИИ судостроения перестал существовать. Его правопреемником стал Севастопольский морской торговый порт – в том числе, и по договору о совместной деятельности, заключенному в 2003 году с «Приватной газовой компанией». Дополнительное соглашение к договору было заключено в сентябре 2007 года. По этому соглашению порт обязан был в течение 15 дней выдать компании доверенность на ведение хозяйственной деятельности.
Однако вместо этого порт расторг договор в одностороннем порядке. Судебные разбирательства длились 3 года, пока в 2009 году высший хозяйственный суд Украины не принял сторону «Приватной газовой компании». Несмотря на это, порт не торопится выполнять условия соглашения.
Теперь руководство предприятия ссылается на разбирательство в Балаклавском районном суде по поводу небольшого земельного участка, который Черноморский НИИ судостроения в свое время вернул Инкерману. «Приватную газовую компанию» этот клочок земли не волнует, ей вполне достаточно 1,3 га земли, фигурирующих в ее договоре с портом.
Как полагают, порт отстаивает интересы пользователя еще 6 га бывшей институтской земли – предприятия «Акватория-порт». Эта компания занимается перевалкой металлолома с песком и, видимо, не прочь в связи с изменившимся законодательством Украины приватизировать как можно больше портовой территории, прибрав в свои руки и землю, выделенную «Приватной газововой компании», и участок, возвращенный в свое время Инкерману.
Разрешение на строительство газонаполнительного пункта в Инкермане
Соглашение между ПГК и Севморпортом
Севастополь, Елена Острякова
© 2012, «Новый Регион – Севастополь»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».