Главный источник шуток для россиян – телевизор 92% населения уверены, что обладают чувством юмора, но четверть из них против политических шуток
Главным источником шуток для населения России является телеэфир: от юмористических шоу до кинокомедий. Об этом свидетельствуют результаты исследования ВЦИОМ, изучавшего самооценку населения, какие темы шуток для населения табуированы и влияние различных типов медиа. 92% населения считает, что обладает чувством юмора, но при этом 57% считает табу шутки о религиях, 25% – о политике и лично Путине и почти четверть уверены, что нельзя шутить над экономической жизнью страны.
Больше половины респондентов никогда не пользуются юмористическими интернет-ресурсами, не слушают тематические радиостанции и не знакомы с печатным юмором. Зато большая часть населения участвует в потреблении юмористических сюжетов, транслируемых по ТВ.
В исследовании медиаисточников юмора по 53% респондентов указали, что никогда не читают печатный юмор и не просматривают юмористические интернет-ресурсы. 51% не пользуется тематическими радиостанциями, такими, как «ЮморFM». Зато комедийные сериалы, кинокомедии и юмористические шоу (от КВН до «Аншлага» и Камеди Клаб») с разной интенсивностью смотрит большая часть населения. Среди источников юмора для населения лидируют комедийные шоу: 31% респондентов смотрит их несколько раз в неделю, 29% – несколько раз в месяц, 11% несколько раз в год.
При этом 92% населения уверены, что обладают чувством юмора. 29% считают себя настоящими юмористами (от 18 до 24 лет – 42%, мужчины – 34% и высокообразованные – 32% заявляют об этом гораздо чаще, нежели люди пенсионного возраста – 20%, женщины – 25%, респонденты с начальным образованием – 16%). Каждый второй (50%) полагает, что вполне способен шутить и понимать шутки, 13% – в меньшей степени. общая доля соответствующих ответов остается практически неизменной с 1998 года (94%). Практически лишенными чувства юмора себя называют лишь 5% наших сограждан, отмечают социологи.
Несмотря на высокий процент людей, считающих, что способны смешно шутить, список табуированных тем оказался обширен – как и процент респондентов, «проголосовавших» за многие его пункты. Таким образом, исследование ВЦИОМ демонстрирует российский вариант политкорректности, так как социальные табу с запретом на обсуждение или осуждение определенных явлений начинаются именно с добровольного отказа (а потом и с запретов) шутить на эти темы.
63% населения считает, что нельзя шутить на тему войн, 58% считают недопустимыми шутки об эпидемиях и катастрофах. Шутки на религиозные темы считают недопустимыми 57% респондентов. Физические увечья и болезни не повод для шуток – уверены 56% населения. Шутки о национальностях тоже оказались на гране того, чтобы стать табуированными обществом. Их считают неэтичными 44% населения. Еще 37% считают, что не могут быть поводом для смеха эпизоды из истории России. Высмеивать чужие мечты не готовы 28%. Политическая сатира, шутки о правительстве и лично президенте Путине считает невозможными четверть населения. Экономические проблемы страны – табу для 22%. 25% оптом подписались под всем запретным списком.
Москва, Алексей Усов
© 2015, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».