Российских детей лишат игрушечных мечей, луков, пистолетов и винтовок Общественная палата хочет запретить игрушечное оружие
Общественная палата РФ предлагает законодателям запретить оборот в России игрушечного оружия, воспроизводящего реальные образцы. Причем речь идет не только об игрушечных копиях огнестрельного оружия, но и об «ином оружии» – то есть еще и о холодном и метательном. Таким образом, в ОП предлагают лишить российских детей качественных игрушек, воспроизводящих исторические и современные образцы – от автоматов до луков и мечей. Обоснованием служит зарубежная практика – аналогичные запреты в США, Бразилии или Венесуэле.
Глава комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты РФ Владимир Слепак направил обращение председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко, в котором просит изменить регламент производства и продажи детских игрушек, сообщает газета «Известия». Слепак настаивает, что игрушки не должны воспроизводить настоящие образцы «огнестрельного и иного оружия». По мысли Слепака, такие игрушки не смогут использовать грабители, чтобы напугать своих жертв, а полицейские не станут открывать огонь на поражение, приняв игрушечные пистолеты за настоящие.
В обоснование тезиса автор инициативы приводит практику зарубежных стран: США, Венесуэлы, Бразилии и проч. Только излишне обобщая: в США, например, игрушки, как и полицейское оружие, использующее «нелетальные» боеприпасы, содержит детали оранжевого цвета, упрощающие его идентификацию. «В мировой правоохранительной практике зарегистрированы случаи, когда стражи порядка открывали огонь на поражение по подросткам, путая игрушечное оружие в их руках с настоящим. При этом очевидно, что в указанных ситуациях полицейские не имели реальной возможности выяснять, настоящее или игрушечное оружие находится в распоряжении подростков» – говорится в обращении.
«Законом детально не определены требования к внешнему виду изделий (игрушек, макетов), внешне схожих с настоящим оружием, и этот правовой пробел может привести к серьезным последствиям, по факту реагирования сотрудниками правоохранительных органов в отношении лиц, которые могут своими действиями или чем-либо спровоцировать применение к ним силы», – пишет Слепак и просит Матвиенко инициировать требуемые им изменения в законодательство.
Слепак ссылается и на практику российского МВД, в которой многие ограбления в России совершаются с использованием игрушечных или пневматических пистолетов и прочих типов реплик оружия. Однако Слепак не учитывает такой момент, что по действующему законодательству даже наличие игрушки в руках злоумышленника при ограблении приводит к переквалификации преступления с «грабежа» (ст. 161 УК РФ) на более тяжкое «разбойное нападение» (ч.2 ст. 162 УК РФ). При этом нет разницы – настоящее оружие в руках злоумышленника или игрушка. Тем более, нет разницы, насколько игрушечный предмет похож на реальные образцы: «Разбой, совершенный с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, наказывается лишением свободы на срок до десяти лет...», – говорится в статье 162 УК.
В Госдуме инициативу Слепака сочли излишней. Первый замруководителя думской фракции ЛДПР Алексей Диденко в комментарии РИАН заметил: «Совершенно убежден, обладая статистикой и занимаясь этой темой, что все инциденты, связанные с восприятием игрушечного оружия как настоящего, с учетом абсолютно минимального количества оружия на руках у населения, масштаб этой проблемы преувеличен».
Отметим, что во многих европейских странах, где государство слишком широко трактует понятие «агрессии», запрещен оборот игрушечного оружия. В Испании, например, в принципе невозможно купить детям игрушечный пистолет или винтовку. В Швеции с 1979 года запрещено продавать и рекламировать не только игрушечное оружие, но даже наборы солдатиков, посвященные событиям XX века и новейшей истории. Разрешены к обороту игрушки, относящиеся к периодам до 1914 года, но государственные цензоры следят и здесь – реклама таких игрушек не должна быть «агрессивной». Широта трактовки этого термина в каждом случае – на совести исполнителей. С 1988 года в странах Евросоюза 7 сентября отмечается «Всемирный день отказа от военной игрушки». Детям предлагают обменять пистолеты и ружья на мягкие игрушки и сладости. Напомним, что многие инициативы российских законодателей и общественных деятелей напрямую скопированы с идей европейских социалистов. Например, пакет «детских» законов, выдвигавшийся Мизулиной и другими законодателями, которые явлются либо калькой аналогичных европейских норм, либо переводом на российские условия норм «европолиткорректности». Относительно детских игрушек попытка «общественников» либо законодателей ограничить или запретить оборот «агрессивных» игрушек выглядит странно и крайне непоследовательно: на фоне возрождении патриотических игр в школах и норм ГТО. А в перспективе – восстановления начальной военной подготовки подростков и системы тиров.
Москва, Алексей Усов
© 2015, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».