AMP18+

Общество

/

Полиции придется измерять у граждан глубину патриотических чувств А директорам школ запретят не пускать на уроки девочек в хиджабах

ОП предлагает новые штрафы в КоАП за недостаток толерантности и любви к родине. «Общественники» решили на практике применить особый синтез российского варианта толерантности и патриотизма. Различные специалисты по «гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений» предлагают ввести в КоАП штрафы за оскорбления религиозных и патриотических чувств граждан. Среди прочего, это означает победу исламских фундаменталистов, добивающихся ношения хиджабов в российских школах: теперь запрет приходить на занятия в мусульманских глухих одеждах станет правонарушением. Как судам и правооохранителям для квалификации дел и вынесения решений измерять глубину патриотических и религиозных чувств граждан, в ОП не смогли придумать, оставив это на усмотрение Минюста.

Членам Общественной палаты накануне были представлены новые поправки в КоАП, разработанные группой депутатов-единороссов во главе с Владимиром Плигиным, одним из ключевых законотворцев партии. К различным новым формулировкам от ЕР члены ОП решили добавить свои. Как решил Иосиф Дискин (глава комиссии ОП по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений), в законопроекте не отражена проблема межрелигиозных и межнациональных отношений.

Члены ОП считают, что необходимо ввести наказание за оскорбление по мотивам религиозной и межнациональной ненависти и мелкое хулиганство с нарушением национальных и религиозных прав граждан. В первом случае предложен штраф до 10 тысяч рублей для граждан и до полумиллиона для юрлиц. Во втором – до 30 тысяч или арест на 15 суток.

Правонарушения на религиозной почве предложено считать отягчающим обстоятельством, это, как отмечает «Коммерсант», Дискин мотивировал «проблемой Pussy Riot». С такими нововведениями в КоАП участниц перфоманса можно было оштрафовать за правонарушение, избежав скандала с уголовным процессом по такому поводу.

Заодно Дискин и другие общественники предложили ввести наказание за ограничение прав учащихся на бесплатное образование по религиозным мотивам – штраф до 2000 тысяч рублей. Члены ОП сослались на опыт дискриминации протестантов. Например, в одной из новосибирских школ директор устроила травлю двух учениц, узнав об их протестантском вероисповедании.

Но на деле, эта норма, если будет принята, решит заодно и спор о ношении религиозной одежды в школах. В частности – о хиджабах для девочек. Напомним, борьба с хиджабами в школах началась четыре года назад в Ставропольском крае. В октябре 2012 года в Нефтекумском районе Ставрополья администрация одной из школ и районные чиновники распорядились не пускать в учебные заведения девочек в религиозных одеждах. Родители-мусульмане пожаловались в прокуратуру и одновременно стали угрожать расправой женщине – директору школы в селе Кара-Тюбе. Учительницу взяли под защиту казаки.

На стороне местных салафитов выступили краевой муфтий Мухаммад Хаджа Рахимов и «президентский омбудсмен» Павел Астахов. Бывший телеадвокат призвал учителей к «толерантности и терпимости» – то есть разрешить носить хиджабы в российских учебных заведениях. А еще Астахов предложил ввести в ставропольских школах уроки ислама. В ответ краевые власти ввели в крае обязательное ношение школьной формы и запретили хиджабы не в отдельной школе, а во всем регионе.

«Мусульманские правозащитники» обратились в суд. Они стали утверждать, что чиновники нарушили конституционные права мусульманских детей. По логике «правозащитников», в светской стране родители-мусульмане заставляют детей жить «по шариату» и запрещают им посещать школу «в неподобающем виде», а «право на образование» при этом нарушается чиновниками. Точку в дискуссии поставила реплика президента РФ: «У нас что, исламизация? Ничего хорошего в этом нет. Есть, конечно, национальные особенности в национальных республиках, но это демонстрация известного отношения к религии. В нашей стране и в мусульманских регионах такой традиции не было». Путин напомнил, что даже в некоторых мусульманских странах ношение хиджаба запрещено на законодательном уровне и посоветовал вернуться к «светской» школьной форме. Затем последовало решение Верховного суда РФ по ставропольскому случаю. ВС РФ постановил, что решение краевых властей было законным и обоснованным, напомнив, что в России закреплен светский характер общего образования.

Вслед за ставропольским краем хиджабы и атрибутику прочих религий запретили в школах большинство российских регионов. С тех пор исламисты не сдаются и регулярно пытаются оспорить в судах правило о светском характере образования в РФ. В частности, в прошлом году Верховный суд РФ отказал мусульманам Мордовии. Между прочим, именно в этом деле мордовские истцы ссылались на то, что были нарушены их права на свободу вероисповедания и то, что запрет на хиджабы в школах противоречит закону «Об образовании», где говорится об общедоступности образования. Потерпев неудачу в судах, заинтересованные лица пытаются провести свои идеи через Общественную палату и Госдуму – уже в виде поправок в Кодекс об административных правонарушениях.

Вполне вероятно, что именно попытка ввести в законодательство норму, запрещающую ограничивать религиозные проявления, в том числе в школах, является ключевой в серии поправок, предложенных ОП. А прочие инициативы, порой весьма абсурдные, служат лишь фоном, отвлекающим маневром – чтобы именно на них сконцентрировать внимание СМИ и участников обсуждений, проведя то, что кажется более безобидным. Среди тех новаций, что могли быть предложены в качестве вызывающего дополнения – идея поставить в один ряд с правонарушениями по религиозным мотивам деяния, ущемляющие «патриотические чувства граждан». Что подпадает под это определение, расшифровано на слушаниях не было.

Юристы и правозащитники первым делом отреагировали именно на последнее предложение. Например, глава центра «Сова» Александр Верховский назвал его «безумием». Адвокат Сергей Бадамшин полагает, что формулировки поправок противоречат логике юриспруденции. «Оскорбить можно конкретное лицо, а не чувства»,– уверен адвокат, который не понимает, как представители властей будут измерять глубину любви к родине. Члены ОП тоже не смогли ответить на этот вопрос и решили переложить бремя формулирования точных критериев на Минюст. Общественник Дискин заверил участников слушаний, что все трактовки можно издать в виде рекомендаций Минюста в адрес судей.

Москва, Алексей Усов

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, Культура, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, "Религия мира и добра", страна Фрустрация,