В гостях у «Нового региона» Сергей Саенко, директор Черкасской специализированной школы №17, ассоциированной школы ЮНЕСКО. Учитель французского языка, учитель-методист. Выпускник нескольких образовательных программ США, Франции. Закончил Горловский пединститут иностранных языков. 48 лет.
«Н.Р.»: Сергей, возглавляемая вами Черкасская специализированная школа №17 считается одной из лучших на Украине, о чем свидетельствуют многочисленные дипломы и награды. Но поговорим не об успехах, а о трудностях. Скажите, какие проблемы считаете самыми главными в системе среднего образования на Украине?
Сергей Саенко: Проблем, как всегда, много. Как правило, трудности и успехи системы образования неотделимы от развития общества на том или ином этапе. Так и сейчас.
Главная проблема, по моему мнению, это оторванность нашей системы образования от мировых тенденций и стратегических направлений развития.
Мы много говорим о новых образовательных инновационных технологиях, не делая почти ничего для их реального внедрения.
Педагогическая пресса страны пестрит сообщениями, разработками и достижениями в освоении проектных методов, интерактивных технологий, информатизации.
Но зачастую за словами реальных подвижек нет.
Есть бурная имитация инновационной деятельности…
Хотя есть и крайне редкие успешные примеры.
Возьмем компьютеризацию. Однозначно нужное и современное дело. Но. Почти все городские школы и многие сельские обеспечены хорошими ПК. А результаты – все хуже. Подумав о «железе», никто не думает об учителе информатики. Их или просто нет, или есть откровенно слабые, которые и сами не сильны в предмете.
Ведь лучших запросто берут в бизнес, где уровень зарплат не сопоставим с 490 гривнами молодого специалиста.
Так, в Черкассах из 34 школ на приличном уровне преподается предмет в 4-5 школах. Что тогда говорить о сельськой школе? Мне всегда было жалко народных денег, когда в сельские школы Министерство поставляет супердорогие компьютерные классы, а учителя там зачастую просто нет, или есть переученный учитель труда или физвоспитания…
Вот если бы с кучей дорого железа удалось и знающего учителя туда направить.
Очень больной является тема кадров. Многие школы держатся на пенсионерах и учителях выше среднего возраста.
Молодые специалисты приходят с крайне отрицательной мотивацией к работе в образовании и при первом удобном случае уходят на любую работу, не связанную с их специальностью.
А если учесть,что в каждой школе есть 20-30% профнепригодных учителей, которым давно нужно предложить другую работу?
Ситуация складывается крайне печальная.
О современной материально-технической базе школ и говорить не приходится. Основная масса заведений имеет материально-техническую базу 80-х годов прошлого века.
Ведь, закладывая последние 15 лет в бюджете 80-90% зарплаты, иного ждать не приходится.
Редким исключением являются школы крупных городов, где или «продвинутый» директор умеет хозяйствовать, или в школе учатся дети богатых родителей.
Меня крайне беспокоит тема перехода на 12-летнее образование в части издания новых учебников. Смею утверждать, что новые учебники и программы являются непосильными для большинства учеников Украины и их использование приведет как к новым имитациям учительськой работы, так и ухудшению здоровья молодежи.
Пример. Пятый класс класс, природоведение. В кои-то века пятиклашка был обязан знать и ПОНИМАТЬ смысл понятий – метаморфические породы, конвекция, гномон, ультразвук, агрегатные превращения?
Не отстает и «Введение в историю Украины» – сфрагистика, геральдика, этнонимика, топонимика.
В зарубежной литературе 10-летний ребенок должен знать стихи хоку, или попросту... хайку. Ну как?
Практически освоить новую программу без родителей или репетитора НЕВОЗМОЖНО.
Ну разве что 5-10% учеников могут ее осилить.
Кстати, проведенный мониторинг знаний в 5-х классах показал самые низкие знания в стране именно по истории и природоведению.
Я с ужасом думаю,какая программа и учебники появятся в этом году для 7-х классов.
В 11-м классе, наверное, обязательным требованием станет защита кандидатской диссертации.
Правда,полиграфическое качество учебника часто превосходное, но содержание...
Ко всему, в государстве нет учебника, который бы полностью соответствовал государственной программе. Их нужно иметь несколько.
«Н.Р.»: В чем же причина?
С.С.: Причина? Школьное книгоиздание в Украине – бизнес. Суперприбыльный. Никто не заинтересован в стабильном учебнике.
Недавно у нас в школе были польские учителя. Мы им показали наши лучшие классы.
Они посоветовали поскорее стать Украине членом ЕС, чтобы наше образование подпало под щадящие европейские образовательные требования и чтобы государство не издевалось над детьми.
«Н.Р.»: Реально ли решить эти проблемы в обозримом будущем, что для этого нужно?
С.С.: Без реального финансирования образования – все намерения останутся на бумаге и чиновничьих рапортах.
Понимаю, что государство не скоро повернется лицом к образованию, особенно сейчас.
И все же опыт некоторых стран, где введен налог на граждан на образование, был бы уместен. Практически везде родители несут деньги в школу. Где-то их учитывают, где растаскивают. Но все делают вид, что все хорошо.
Конституция выполняется в части якобы бесплатного образования.
Если это сделать, появятся деньги и на учителя, и международные семинары, и новые технологии.
Нужно воссоздавать чисто УЧИТЕЛЬСЬКИЕ ИНСТИТУТЫ.
Нынешние университеты, недавно ставшими таковыми, реально не готовят учителя для системы образования. Так было раньше, так стало сегодня.
«Н.Р.»: Насколько полно на Украине реализуется сегодня конституционное право на бесплатное образование? Можно ли сказать, что все дети имеют равные возможности?
С.С.: Думаю, что полностью бесплатного образования у нас давно уже нет. Бесплатным осталось лишь урочная деятельность да некоторые социальные возможности.
Нет и равного доступа к образованию, но подобное состояние имеет место даже в развитых и богатых странах.
В последние годы школы резко стали «расслаиваться».
Школы нового типа дают лучшее образование, но в этих школах имеют место сверхперегрузки учебным материалом.
В этих школах много детей имеют проблемы со здоровьем, в том числе психическим. В обычных же школах дают действительно «среднее», а часто посредственно среднее образование.
В катастрофическом состоянии сельская школа. Развал колхозов, отток рабочей силы, безработица отнюдь не вдохновляют родителей заниматься образованием детей.
Им выжить бы за счет скудного земельного сертификата и домашнего хозяйства.
А ведь нужно купить очень красивый учебник за 25-35 гривен – и не один.
Кое-что делается государством. Так, программа «Школьный автобус», проект «Равный доступ к качественному образованию» и другие несколько сглаживают проблемы, но говорить о тотальных подвижках оснований нет.
«Н.Р.»: Ладно, а все ли школы имеют равные возможности?
С.С.: И да и нет. Появился Интернет, мир новых телекоммуникационных технологий, появились возможности доступа к ранее недоступным ресурсам. Нужно лишь желание и настырность школьного руководства.
Имею примеры, когда в небольшой школе есть один компьютер, но школа является участником самых престижных международных и всеукраинских проектов, конкурсов, соревнований.
Потому что в коллективе есть суперучитель и понимающая, или не мешающая ему администрация.
А есть школы, где 50 единиц техники и весьма сомнительные результаты.
Даже в Черкассах есть школы, где создан приличный компьютерный парк и при этом нет электронной почты и Интернет.
Эти тенденции глобализации системы образования будут углубляться.
Нужен новый учитель, новый руководитель, ведь возможности сами не придут в школу.
«Н.Р.»: У Вас в школе, насколько знаем, развито самоуправление, есть даже свой школьный парламент. Расскажите об этом подробнее.
С.С.: Да, с 2002 года школе реально работает школьное самоуправление. Президента школы выбирают все ученики 7-11-х классов один раз в год.
Нынешний президент Нарек Казарян избран повторно. Он избран главой Лиги старшеклассников области, является членом республиканского ученического парламента.
Президент и школьный парламент имеют большие полномочия. Их предложения обязательно выслушиваются и реализуются общими усилиями учащихся и учителей.
В совете школы, ученическая секция во главе с президентом, самая активная.
Президент является обязательным членом недавно созданного школьного Третейского суда.
Работа школьного самоуправления широко описывается в школьной газете «Альтаир», на школьном сайте.
Увы, школьное самоуправление зачастую умирает по окончанию активистом школы.
Многие активные ребята жалуются, что в ВУЗах их активность не нужна.
«Н.Р.»: В октябре этого года школа отметит юбилей – 50 лет. Какие моменты в истории школы были самыми трудными?
С.С.: Когда в школе обучались 2750 учеников. Тройная перегруженность зданий, неимоверные шумовые нагрузки, проведение минимум трех линеек ко Дню Знаний, наличие в классах по 40 учеников, 200 учителей.
Сейчас это уже история. Выдержали.
Нынешние 1968 учащихся воспринимается как норма.
«Н.Р.»: Если бы Вы стали министром образования на один день, то что бы сделали?
С.С.: 1.Сделал бы директора школы госслужащим. Тогда в школу приходили бы новые, инициативные люди. А директора не «цеплялись» за работу до 70 лет.
2.Поднял бы зарплату молодым учителям в первые 3 года. Учитель со стажем имеет доплаты за стаж до 30%, молодые не имеют ничего.
3.Немедленно подписал бы НОВОЕ ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ школ.
Нынешнему – временному – уже 15 лет.
4.Дал бы учителю право выбора, в каком институте последипломного образования осовременить свои знания один раз в 5 лет.
5.Заставил бы работников Министерства поучиться хотя бы день по учебникам 12-летней школы со сдачей экзамена.
Киев, Андрей Лубенский
Киев. Другие новости 30.01.07
США и Саудовская Аравия сбрасывают цены на нефть, чтобы ослабить Иран. / В 2007 году число глобальных вирусных эпидемий снизится. / Доля спама достигла 80 процентов от всей почты Рунета. Читать дальше
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».