В Мьянме всё большую популярность получают буддистские радикалы
В Мьянме продолжаются выступления буддистских радикалов, которые объявили охоту на рохинья – этническое меньшинство, традиционно исповедующее ислам, пишет информационный портал «Русь».
Буддистское националистическое движение «969» обретает всю большую популярность в самом крупном городе страны, бывшей столице Янгоне, где проживают 4 млн человек. С момента начала резни в стране прошло больше двух недель, но властям так и не удалось стабилизировать обстановку.
За это время в результате столкновений буддистов с мусульманами в Мьянме погибли около 50 человек, тысячи мусульман остались без крова. По данным Human Rights Watch, сожжено и разрушено более 800 жилых домов. Жители Янгона, проповедующие ислам, сообщают о росте агрессии, пишет Reuters.
«По ночам в городе никто не спит. У нас есть охрана, которая может попытаться помочь, если на нас нападут», – рассказал прихожанин одной из городских мечетей Мохамед Иршед. Мусульмане рассказали, что движение «969» становится в городе все более популярным.
По мнению международных экспертов, именно Буддистские монахи проповедуют насилие в отношении мусульман-рохинья. За время беспорядков были арестованы 42 человека, но движение «969» продолжает деятельность. Одним из его лидеров стал буддист, осужденный в 2003 году за подстрекательство к антимусульманским беспорядкам и освобожденный в 2012 году, когда новое правительство освободило сотни политических заключенных.
Исламское сообщество Индии официально объявило о виновности правительства Мьянмы в убийстве мусульман этой страны. В обращении говорится, что правительство Мьянмы не реагирует должным образом на происходящие события.
«Бирманская полиция даже оказывает содействие буддистским фанатикам», – говорится в обращении мусульман Индии. Организация призвала международные правозащитные организации и индийское правительство воспользоваться дипломатическими связями и вынудить власти Мьянмы прекратить убийства.
В ООН отметили, что изначально реакция властей на происходящее превратилась в политику суровых мер, касающихся мусульман, и в особенности мусульман-рохинья. «Мы получали поток отчетов из независимых источников, утверждавших, что силы безопасности применяли дискриминационные меры и даже сами участвовали в столкновениях», – сказала верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй. Она призвала мировое сообщество к быстрому, независимому расследованию происходящего в Мьянме.
Президент Мьянмы Тейн Сейн, в свою очередь, обвинил в разжигании розни между общинами «политических оппортунистов и религиозных экстремистов». Международные эксперты отмечают, что нынешний конфликт угрожает политическому переходу Мьянмы, едва получившей международное признание, к демократии. Правозащитники предупреждают, что продолжающееся насилие над мусульманами в стране может уничтожить большую часть этого прогресса.
Подавляющее большинство граждан Мьянмы исповедуют буддизм. Вражда с мусульманами была развязана в 2012 году, после 49 лет правления военной хунты. 4 июня 2012 года начался первый крупный конфликт между буддистами и рохинья в штате Рахин. В июне 2012 года Тейн Сейн объявил в штате чрезвычайное положение, а в Таиланд, Бангладеш и Индию хлынул поток беженцев. В результате столкновений погибли не менее 80 человек, тысячи домов мусульман были сожжены.
По данным ООН, в Мьянме проживают около 800 тыс рохинья. Аналитики утверждают, что одной из причин обострения ситуации могли стать не только религиозные разногласия, но и экономические показатели: в одной из самых бедных стран Азии мусульмане, проживающие в Центральной Мьянме, богаче, чем их буддистские соседи. Мусульмане владеют недвижимостью, магазинами электроники и одежды, ресторанами, в то время как буддисты работают уличными продавцами и разнорабочими.
Очередное обострение конфликта случилось 20 марта в нескольких городах в Центральной Мьянме. В городе Мейтхила вооруженные ножами и мачете буддисты под предводительством монахов за несколько часов истребили не менее 25 человек. Толпа протащила окровавленные тела по улицам города, после чего трупы сожгли. Несколько забитых до смерти человек были найдены в болоте. Журналист Reuters писал, что видел обугленные тела детей, которым на вид было не больше десяти лет.
Примечательно, что резня в Мейтхиле, по одной из версий, произошла из-за обыкновенной ссоры на бытовой почве: остро нуждающаяся в деньгах буддистка пришла с мужем в мусульманский ювелирный магазин, чтобы продать золотую заколку для волос. Стороны не сошлись в цене, разгорелся скандал, у дверей магазина собралась толпа людей, преимущественно состоящая из буддистов. Люди стали выкрикивать антиисламские лозунги и бросать камни в магазин и его владельцев. В результате этого столкновения никто не пострадал, но магазин был практически уничтожен.
За пару недель до первого столкновения среди жителей Мейтхилы распространили листовки, авторы которых называли себя «беспомощными буддистами». Из листовок следовало, что мусульмане города сговаривались против буддистов и проводили тайные встречи в мечетях.
Первым погибшим в Мейтхиле, население которой составляет 100 тыс человек, стал монах, убитый группой мусульман. Один из свидетелей расправы прибежал на городской рынок, где сообщил всем о случившемся. Вскоре в городе загорелось несколько домов, принадлежащих мусульманам. Группы буддистов стали нападать на мусульман. В мусульманском районе города загорелись мечеть, приют и несколько домов.
«Убийства мусульман происходили на видных местах, буквально на глазах у полиции, представители которой предпочитали не вмешиваться. Городские стены в Мейтхиле были исписаны надписями, призывающими к истреблению мусульман», – пишет Reuters.
По информации агентства, власти уступили контроль над центральными городами Буддистим монахам. Последние, в свою очередь, блокировали пожарные машины и не давали работать спасателям. Свидетели отмечают, что буддисты преследовали группы мусульман с мечами, палками, железными прутами и мачете, что было сильно похоже на «охоту за кроликами».
Нападению подверглись и журналисты, освещавшие события, – фотограф Associated Press рассказал о том, что ему пришлось передать карту памяти с фотографиями монаху, приставившему нож к его горлу. Ситуацию удалось стабилизировать только после того, как в город вошли войска.
По разным оценкам, Мьянму покинули от 9 до 12 тыс мусульман. Беженцы, обосновавшиеся недалеко от столицы Северной Суматры, требуют от верховного комиссара ООН по делам беженцев срочно переселить их в третью страну. По сообщению The Jakarta Post, люди в первую очередь заинтересованы в своей безопасности, но страны не заинтересованы в том, чтобы принять рохинья.
В конце марта нобелевский лауреат и лидер оппозиции Мьянмы Аун Сан Су Чжи появилась на военном параде армии и села в первом ряду, продемонстрировав готовность к национальному примирению в ходе демократизации страны, которую начали в 2010 году военные, длительное время находившиеся у власти.
Этот парад проходил на фоне продолжающихся столкновений буддистов и мусульман. По мнению наблюдателей и правозащитников, появление на параде Аун Сан Су Чжи, имеющей огромный авторитет в мире, могло быть воспринято как негласная поддержка действий буддистских радикалов и военных.
Бангкок, Сергей Павленко
© 2013, «Новый Регион – Таиланд»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».