Западные компании все чаще переносят производство на более дешевые рынки, в первую очередь во Вьетнам, Индию, Бангладеш, Пакистан и Индонезию, или же возвращают его поближе к дому.
Главной причиной стал резкий рост производственных издержек – Китай переживает взрывной рост зарплат рабочим, стоимости аренды производственных помещений и отчислений на социальное обеспечение, пишет «РБК daily».
По данным китайского ведомства статистики, цена мигрирующей рабочей силы выросла здесь в 2012 году на 11,8% (в некоторых регионах рост составил до 20%). Кроме того, с недавних пор в КНР ужесточены требования по защите окружающей среды, что также увеличивает издержки западных предпринимателей.
Быстро сориентировался в новых условиях концерн IKEA. Если раньше его поставщик гардин из-под Шанхая, откуда они расходились затем по всему миру, заказами шведов был загружен на 80%, то в 2012 году его выручка рухнула почти вдвое, упав до уровня 27 млн евро. IKEA уже переключилась на более выгодное сотрудничество с фирмами Юго-Восточной Азии, Пакистана и Болгарии – это дешевле и быстрее в плане доставки в торговые центры.
Немецкая фирма по выпуску модных мужских брюк Gardeur также объявила о переносе заказов в Тунис. Сначала инициатива вызвала удивление, т.к. себестоимость продукции в Тунисе вдвое превышала аналогичный показатель в КНР. Однако ставку менеджер сделал на сокращение времени, которое проходит от создания эскиза нового модного продукта до его появления на полках магазина.
«Когда Gardeur заказывал пошив брюк в Китае, только их доставка морем в Европу длилась шесть недель, а в розничную продажу они попадали через три месяца», – объяснил управляющий Герхард Кренцлер.
По мнению директора мюнхенской консалтинговой компании Beratung ROI Management Consulting Ханса-Георга Шайбе, еще больше в быстрой доставке к месту сборки автокомпонентов и запчастей заинтересованы автомобильные гиганты. Эксперт уверен: с ростом издержек в Китае европейские автозаводы активнее станут использовать связи с поставщиками, например, из Словакии и Болгарии.
В конце 2012 года глава Apple Тим Кук объявил о том, что корпорация планирует вернуть часть производства компьютеров Mac из Китая в США. «Мы очень гордимся данным решением. Это не значит, что Apple будет сама производить свои устройства, но мы будем работать и вкладывать деньги на территории США», – сказал Кук.
До конца 90х Apple производила и собирала большую часть своих устройств на территории Соединенных Штатов, однако позднее перенесла производство в Азию в связи с более низкой стоимостью производственного труда.
Проведенный в сентябре 2013 года компанией BCG опрос руководителей американских компаний, ранее перенесших производство в Китай, показал, что каждая пятая компания либо уже возвращает производство в США, либо планирует это сделать в течение двух лет.
Еще 33% сказали, что рассматривают такой вариант или собираются рассмотреть. Эти цифры сильно отличаются от такого же опроса в начале 2012 года. Тогда заводы из Китая уводили только 10% опрошенных компаний и только 27% рассматривали такую возможность.
Аналитики немецкой Valueneer и американской Kellogg School of Management провели опрос специалистов по закупкам по всему миру и выяснили, что Китай по-прежнему останется одним из главных производственных центров мира, но многие компании в ближайшие три года планируют нарастить поставки из Индии, Малайзии, Индонезии, Вьетнама и Филиппин. Шанс привлечь новых иностранных инвесторов получает и Россия.
«Солидные компании все чаще расстаются с Китаем и ищут себе новые рынки поставщиков. Россия является потенциально сильным игроком в сфере глобальных закупок. Пока, правда, лишь 9% компаний планируют увеличить там закупки. Прежде всего это компании, отличающиеся инновационностью, гибкостью и фантазией в своем развитии», – пояснил «РБК daily» глава и сооснователь Valueneer Торстен Маковски.
Бангкок, Сергей Павленко
Бангкок. Другие новости 24.10.13
Правительство Филиппин отказалось извиняться за события трехлетней давности. / На реке Меконг началось очередное совместное патрулирование. / Сингапурская авиакомпания отменяет самый протяженный рейс в мире. Читать дальше
© 2013, «Новый Регион – Таиланд»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».