AMP18+

Югра

/

Shell приостановила сотрудничество в рамках «Ханты-Мансийского нефтяного союза» «Газпромнефти» предстоит добывать «тяжелую» нефть своими силами

Российские нефтяники продолжают терять партнеров из-за санкций. Вслед за «Роснефтью», лишившейся ExxonMobil, приостановить сотрудничество по одну из проектов по добыче сланцевой нефти с Shell пришлось «Газпромнефти». Санкции могут затронуть и другой проект – Salym Petroleum Development. Общей тенденцией стало и закрытие западных рынков капитала, поэтому «Газпромнефть» тоже уже готова обратиться за государственной поддержкой, пишет «Коммерсантъ».

Shell приостановила свое участие в СП с «Газпромнефтью» по разработке сланцевой нефти в рамках «Ханты-Мансийского нефтяного союза» (ХМНС), сообщил в пятницу гендиректор российской компании Александр Дюков. Он добавил, что возможна и заморозка другого СП – Salym Petroleum Development. «Shell обсуждает этот вопрос с регуляторами», – пояснил топ-менеджер. В Shell подтвердили, что «ведут диалог с европейскими госорганами и партнерами». «Мы видим некоторое влияние санкций ЕС и США как на текущую, так и на планируемую деятельность компании в России», – признают в компании.

Shell была в числе немногих крупных иностранных компаний, которые официально и настойчиво декларировали желание остаться в России после принятия первого пакета санкций в апреле. Об этом главный исполнительный директор Shell Бен Ван Берден заявил на встрече с президентом Владимиром Путиным. Еще в сентябре топ-менеджмент Shell уверял: «Стратегия концерна касательно России не изменилась, мы хотим продолжать тут работать».

По мнению Александра Дюкова, работа SPD не подпадает под санкции, так как добыча ведется на месторождениях с традиционной нефтью. «Обсуждается лишь вопрос по разработке запасов баженовской свиты», – сказал Александр Дюков. SPD разрабатывает Салымскую группу нефтяных месторождений в Югре, добыча на ней в прошлом году составила около 7 миллионов тонн. Но SPD планировала в 2016-2017 годах начать полномасштабную разработку баженовской свиты (трудноизвлекаемые запасы, на которые распространяются санкции), добывая там 5-6 миллионов тонн в год. С проектом ХМНС, который владеет тремя лицензиями на сланцевую нефть в Югре, по словам Александра Дюкова, «Газпромнефть» сможет справиться сама.

«Мы прошли очень серьезный путь по наработке опыта на сланцах», – заверил Дюков. Отсутствие Shell в качестве партнера может обойтись «Газпромнефти» в 2-3 доллара США дополнительных расходов на баррель добытой нефти, но «запас прочности по проектам большой», заверил топ-менеджер. Кроме того, по его словам, компания ведет переговоры о покупке доли в высокотехнологичной сервисной компании.

Тем не менее «Газпромнефть» вслед за «Роснефтью» и НОВАТЭКом, чьи проекты также затронули санкции, уже готова обратиться за господдержкой. «Если будет доступ к ресурсам ФНБ для всей нефтяной отрасли, мы, конечно, проявим к этому интерес. Если эти средства будут распространяться между нефтегазовыми компаниями, мы считаем, что будет справедливо, если мы сможем в этом участвовать», – отметил господин Дюков.

Он уточнил, что стоимость заимствования средств ФНБ могут быть на 4 процентных пункта ниже, чем у банков. «Роснефть» и НОВАТЭК хотят получить из ФНБ 1,5 триллиона и 100 миллиардов рублей соответственно. По словам главы «Газпромнефти», компания также обсуждает привлечение кредитов у азиатских банков, а также частично переход на расчеты за нефть в рублях, юанях и других «недолларовых валютах».

Григорий Бирг из «Инвесткафе» полагает, что «Газпромнефть» – одна из самых опытных компаний в России в области разработки сланцевой нефти и сможет продолжить проекты без Shell. Но, уточняет эксперт, проекты могут задержаться на два-три года.

Напомним, в сентябре в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2014» состоялась панельная дискуссия «Роль ТЭК в российской экономике: донор или драйвер роста?». В обсуждении темы принимали участие министр энергетики РФ Александр Новак, губернатор Югры Наталья Комарова, президент ОАО «ЛУКойл» Вагит Алекперов, председатель концерна Shell в России Оливье Лазар и другие руководители крупнейших энергетических компаний. Участники дискуссии рассмотрели разные аспекты развития топливно-энергетического комплекса, включая систему налогооблажения, тарифную политику, развитие технологий, в том числе, в условиях секторальных санкций.

В ходе дискуссии Наталья Комарова подчеркнула необходимость ускоренного ввода в промышленную разработку трудноизвлекаемых запасов нефти. По словам Александра Новака, в новую редакцию энергетической стратегии России будет включен комплекс мероприятий, стимулирующих развитие отечественных технологий и оборудования. «В частности, туда войдут вопросы, связанные с импортозамещением, производством оборудования, технологий, финансированием научно-исследовательских опытно-конструкторских работ, финансово-кредитной поддержкой, привлечением банковских средств, возможно, субсидированием процентной ставки, с определением перечня критичных технологий, которые должны разрабатываться у нас в России. Все эти инновационные моменты должны найти отражение у нас в стратегии», – подытожил Александр Новак.

© 2014, «Новый Регион – Югра»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Югра, Урал, Россия, Технологии, Экономика,