AMP18+

Югра

/

Год с начала второго губернаторского срока Комаровой СМИ поводят предварительные итоги деятельности главы Югры версии 2015

Чуть больше года прошло с момента переизбрания Натальи Комаровой на пост губернатора одного из ключевых (хотя бы с точки зрения экономики) российских регионов – Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. И средства массовой информации решили подвести предварительные итоги очередного губернаторского этапа в деятельности главы региона. В частности, с аналитической статьей на эту тему выступил ресурс «Чиновник.ру». Правда в тексте данное издание саккумулировало основные вехи деятельности Комаровой не только за период последних двенадцати месяцев, но и за прошлый губернаторский срок, и даже за время работы в Госдуме.

Приводим текст статьи без исправлений и дополнений.

«События последнего времени недвусмысленно указывают, что Югра погрузилась в смутные времена. Прошло уже более года, как в сентябре 2015 года губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова была переизбрана на новый срок. Самое время ответить на вопрос, насколько правильным и целесообразным оказалось решение высшей власти об оставлении ее в качестве прежнего менеджера на посту губернатора Ханты-мансийского автономного округа, дающего нашей стране огромный объем нефти и газа.

Не будем лукавить: ее кандидатура была не просто поддержана Кремлем, а фактически утверждена. Сейчас можно попытаться подвести промежуточные итоги этого судьбоносного решения и оценить перспективы, ожидающие жителей Югры. Но сначала вспомним, как развивались события.

8 февраля 2010 года Президент России Дмитрий Медведев внес на рассмотрение депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа кандидатуру Натальи Комаровой на должность губернатора ХМАО-Югры. Сразу отметим, что ранее ее кандидатура на эту должность вообще не рассматривалась, поскольку шансов получить высокую должность у нее было ноль. На внеочередном заседании 15 февраля 2010 года депутаты единогласно высказались в поддержку ее кандидатуры. Кто бы сомневался: внеочередное заседание собрали специально ради нее.

1 марта 2010 года Наталья Комарова вступила в должность губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Несложно заметить, как быстро, можно сказать – молниеносно – все было сделано: за три недели практически никому не известная в Югре дама стала губернатором самого доходного и стратегически важного региона России. Не случайно федеральная и региональная пресса тут же начали расхваливать ее достижения и «выдающиеся способности», про которые раньше в Югре никто и не слышал. Достаточно вспомнить, как назойливо возносились ее успехи в качестве управленца.

Наблюдателям было понятно, что Центр настойчиво рекомендует местным элитам любить и жаловать новоиспеченного губернатора.

Сегодня все мы знаем, что на перманентную поддержку высоких чиновников постоянно рассчитывать нельзя. Все течет, все меняется, в том числе мнение начальства, которое мимикрирует в зависимости от того, насколько та или иная конструкция власти в регионе ему выгодна. Но поскольку в 2015 году переназначение Комаровой состоялось, следовательно, еще год назад в Москве решили все-таки не менять ее на переправе. Посмотрим, насколько это было ошибкой центральных властей и трагедией для местного населения.

По сути, переназначение Комаровой было делом техники: депутаты Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры просто «избрали» главу региона Наталью Комарову, получившую 28 голосов из 35. За ее конкурента, скажем прямо – спойлера, Михаила Сердюка, кандидата от партии «Справедливая Россия», проголосовали 7 человек. Последний претендент (второй утвержденный наверху спойлер) на должность главы региона – мэр города Советский Александр Савинцев – не получил ни одного голоса. Как мы помним, 24 августа 2014 года именно этих трех кандидатов в губернаторы Югры предложил президент России Владимир Путин.

А чуть позже, в конце февраля 2015 года, глава государства назначил Комарову временно исполняющей обязанности руководителя региона на период до сентябрьских выборов, ведь 1 марта у нее истек первый срок полномочий на посту губернатора. Несложно увидеть, что сентябрьская «выборная спецоперация» 2015 года прошла так же гладко, без сучка и задоринки, как и первичное назначение Комаровой на губернаторскую должность в 2010 году. Правда, события 2015 года были «обставлены» еще более навязчиво, несколько драматично, но более грамотно, нежели это имело место в 2010 году. Это понятно: к 2015 году и население, и элиты, и эксперты уже поняли, что на самом деле представляет собой Наталья Комарова. Потребовались дополнительные усилия для создания нужной картинки.

Этапы мутного пути в Югру

И вот через год после начала второго срока губернаторства Натальи Комаровой в округе снова заговорили о возможности ее отставки. Некоторые горячие головы говорят даже о необходимости ее досрочной отставки, а самые смелые – о срочной замене на адекватного человека. Зададимся вопросом, почему Наталью Комарову все чаще и настойчивее называют одним из самых слабых губернаторов в России. Все дело в том, что к возглавляющей округ Наталье Комаровой за годы ее губернаторства накопилось немало серьезных претензий. Не случайно она относится к числу рекордсменов по антирейтингу.

Видимо, отчасти поэтому, а также, чтобы «набить себе цену», так называемая команда Комаровой, а проще говоря – зависимые люди из ее окружения – настойчиво и неутомимо распространяют слухи о том, что ей, якобы, раз за разом предлагают стать федеральным министром. Особенно популярна версия о предложении должности министра природных ресурсов. Так ли это? Наблюдатели полагают, что это откровенный блеф: в Москве своих претендентов – пруд пруди.

Вместе с тем, претензии к работе Натальи Комаровой появились не вчера. Легко заметить, что скандалы сопровождали ее на протяжении практически всей трудовой деятельности. Так, еще в период ее работы в горисполкоме и администрации Нового Уренгоя, где она прожила 20 лет, ее неоднократно подозревали в коррупции и растрате бюджетных средств. Да, не привлекли и не осудили – это все так, но всем понятно, что латентная (скрытая) преступность в России – дело обычное.

Сколько жуликов спокойно ходит на свободе и даже сидит в высоких кабинетах? Не счесть. Вспомним последние громкие задержания высокопоставленных чиновников, того же Алексея Улюкаева, до недавнего времени – действующего министра экономического развития РФ. До поры до времени он считался ценным, высокопрофессиональным и почти незаменимым кадром. Как известно, суровость российских законов вполне компенсируется необязательностью их исполнения. Да и незаменимых людей, как свидетельствует российская действительность, на самом деле нет. Время все расставляет по своим местам.

Как отмечают наблюдатели, настоящая скандальная известность пришла к Комаровой во время работы в Государственной Думе, куда она впервые избралась в 2001 году. Интересно, что сначала депутат Комарова пыталась играть роль важного думского лоббиста «Газпрома», однако вскоре убедилась, что «газпромовцы» вполне успешно решали свои вопросы и без ее помощи. Это понятно: у них там давно, задолго до Комаровой, сидели свои проверенные люди. Комаровой пришлось лоббировать интересы более мелких игроков. Но справедливости ради отметим, что многолетние обитатели Охотного Ряда неспроста удивлялись, с какой напористостью Комарова, возглавив Комитет по природным ресурсам и природопользованию, пропихивала поправки, выгодные отдельным представителям интересного ей бизнеса.

Чуть позже, освоившись в полной мере, Наталья Комарова начала активно добиваться принятия нового проекта Лесного кодекса РФ. Заметим, что Кодекс вступил в силу в 2007 году, однако пагубные последствия страна ощущает до сих пор. Еще в процессе обсуждения законопроекта Greenpeace называл кодекс «преступным». Лес превратился в движимое имущество, не требующее регистрации прав на него. Этим имуществом собственник распоряжается полностью по своему усмотрению. Но, самое прискорбное, были ликвидированы лесхозы, а также упразднена Единая федеральная пожарная служба, занимающаяся лесом, а также Авиалесоохрана. В результате уже в 2008 году пожаров в стране стало в 41 раз больше, чем за аналогичный период 2007 года.

Но дело сделано, Кодекс принят, так называемая реформа состоялась, а за негативные последствия никто не ответил, в том числе и Комарова. Как нам известно, ежегодные эпидемии лесных пожаров – распространенное явление в России, и по сути бороться с серьезными пожарами некому, кроме армии и МЧС. Наталья Комарова известна также тем, что явилась автором поправок в пресловутый Лесной кодекс, которые исключили понятие лесопарка и разрешили неограниченный перевод земель лесопарков в «земли иных категорий», пригодных для застройки.

Последствия этих новаций всем известны. До 2009 года лесопарки, обеспечивающие город кислородом, были неприкосновенны. Поправки, инициированные Комаровой, открыли ящик Пандоры: площади лесопарков сократилась на четверть. В этой связи эксперты отмечают, что экологическая ситуация ухудшается просто катастрофически, но бенефициары и спонсоры так называемых реформ остались Комаровой довольны. Понятно, за что.

При таких обстоятельствах президент Дмитрий Медведев внес кандидатуру Натальи Комаровой для наделения ее полномочиями губернатора ХМАО-Югры. Почему и зачем? Мнения наблюдателей по этому поводу разделились. Одни сочли такой ход благодарностью за нужные определенным кланам «реформы», позволившие туго набить карманы. Другие считают, что приход Комаровой «на царствование» в Югру нужен был для повышения управляемости регионом из Москвы, а так же для того, чтобы деньги ХМАО могли с легкостью «утекать» в Москву.

Так, в первый период губернаторства Комаровой скандальное внесение изменений в региональное законодательство о формировании консолидированных налоговых групп принесло югорскому бюджету многомиллиардные потери. Как видим, вовсе не случайно Комарова стала единственным губернатором, деятельность которого вызвала массовые протесты в регионе.

Популярность предыдущего главы региона Александра Филипенко, которого справедливо называют лучшим губернатором Югры, наложилась на очевидно

провальную стратегию и сомнительные «достижения» нового губернатора. В итоге в ХМАО-Югре стали не редкостью митинги с требованием «отправить Комарову домой» и вернуть Филипенко. На улицы вышли даже несколько депутатов гордумы г. Ханты-Мансийска, а так же студенты Югорского государственного университета, было много пенсионеров.

Кроме того, жители ХМАО написали несколько открытых писем председателю Думы Югры и президенту Медведеву. В результате после проведения соответствующей работы (кое-кто утверждает, что «по указанию сверху») региональные депутаты все же поддержали Комарову, хотя с первых же дней воспринимали ее исключительно как «варяга». В такой обстановке Комарова успела поссориться со многими представителями югорского истеблишмента.

Чтобы укрепиться во власти и наработать социальную базу, Наталья Комарова поступила стандартно: она раздала все сколько-нибудь значимые должности, начиная от первого заместителя губернатора и заканчивая главой своей пресс-службы, своим фаворитам или лично преданным ей субъектам, профессиональные качества которых не выдерживают серьезной критики. Как и ожидалось, на своем новом посту Комарова сразу стала больше заботиться о благополучии лояльных нефтяных олигархов, нежели об интересах простых жителей.

Разумеется, эту стратегию неотлучно сопровождал дешевый популизм, благодаря которому часть электората поначалу обманулась ожиданием блестящих перспектив. Но жизнь все расставила по своим местам. Только по итогам 2011 года объем предоставленных недропользователям ХМАО налоговых льгот превысил 20 млрд. рублей. Приличные деньги даже в докризисное время. Разумеется, это не все преференции для крупного бизнеса.

Например, Комарова одобрила разработку месторождений сланцевой нефти, что сильно вредит окружающей среде, но обогащает бенефициаров. Может быть, Комарова бьется за благополучие ХМАО в целом? Обратимся к цифрам. Еще в докризисный 2013 год дефицит бюджета ХМАО, несмотря на наличие в регионе крупных налогоплательщиков, составил 21,077 миллиардов рублей, что составляет 11,2% от расходов. В 2014 году он увеличился практически в 2 раза. В прямом и косвенном исчислении из года в год бюджет ХМАО теряет десятки миллиардов рублей, чего не было при прежнем губернаторе Филипенко. Еще в 2011 году регион был бездефицитным. Тогда Югра давала 51% добычи всей отечественной нефти и почти 7% мировой. Но в 2012 году пошел очевидный спад: 50,2% добычи всей российской нефти, затем – 48,7%.

В чем же дело? Ведь не мог же один человек, пусть даже занимающий пост губернатора, так стремительно обрушить рынок добычи нефти в регионе. Оказывается, Комарова сама взялась за дело организации рентабельной добычи трудноизвлекаемой нефти. Как известно, добыча такой нефти технологически сложная и требует серьезных инвестиций, поэтому в этом вопросе требовалась помощь государства. Иначе для нефтяных компаний разработка этих месторождений становится нерентабельной. Вспоминая молодость и бурную законотворческую жизнь в Госдуме, губернатор Комарова принялась лоббировать закон, который теоретически должен был спасти нефтянку не только в регионе, но и в целом по стране.

Суть несложной задумки заключалась в введении налоговых преференций для добытчиков так называемой трудноизвлекаемой нефти. В частности, нефтяникам, работающим на Баженовской свите, должны были обнулить ставку НДПИ на 10-15 лет. Поскольку это сделало бы разработку «проблемных» месторождений выгодной, предполагалось, что добыча нефти резко увеличится. Казалось бы, у Комаровой есть не только ушлые фавориты, но и светлые головы. Возможно, и есть, но только в воображении.

При принятии документа во втором чтении один из членов команды лоббистов Комаровой в Госдуме, депутат Павел Завальный, в некотором смысле оправдывая свою фамилию, внес небольшую поправочку, ставшую убийственной. Ее суть заключается в том, что льготы распространяются лишь на те месторождения, степень выработки которых составляет менее 3%. Конечно, одиозная поправка родилась не просто так, но по факту такие мощные компании как «Сургутнефтегаз или, скажем, «Роснефть» во многих случаях оказываются «за боротом», поскольку на многих месторождениях, на которых они сейчас работают, их выработка явно превышает взятые с потолка 3%.

Естественно, возник вопрос о том, кто надоумил (наблюдатели высказываются прямо: кто и как заинтересовал?) Комарову с Завальным вылезти с этой странной поправкой. Ведь не зря говорят: дьявол кроется в мелочах.

Очень скоро выяснилось, что принятый закон с одиозной поправкой выгоден только «Газпромнефти», поскольку это единственная крупная компания, которая попала под льготу. Эти же наблюдатели считают, что в данном случае имеет место проявление элитарной коррупции, традиционным выражением которой является ситуация, когда достаточно мощная компания подкупает крупного чиновника, который лично или через своих людей лоббирует нужный для этой компании закон, заодно отсекая потенциальных конкурентов. Понятное дело, что такие «подарки» дорогого стоят.

Ни для кого не секрет, что и до кризиса, и после него российские углеводороды – это основной источник доходов для России, как бы к этому ни относиться. В этой связи понятно, что лоббирование в пользу одной компании из многих (и фактически – против многих) можно легко расценить как государственное преступление. Вот почему бывает, что нефтяники нефтяникам – рознь, а по жизни такая политика неизбежно приводит к уменьшению сборов в бюджет, что в свою очередь непосредственно отражается на населении региона.

Короче, среди нефтяников началось понятное брожение умов и даже нелицеприятные высказывания относительно наличия корыстных интересов у заинтересованных лиц. Комарова тут же дала задний ход и стала говорить о «необходимости расширения льгот», а сам «Сургутнефтегаз» вдруг напрямую обратился в Минэнерго с инициативой о «проработке нового пакета поправок», которые предоставят льготы на разработку месторождений с выработкой до 10%. Эксперты утверждают, что этот подозрительный «промах» Комаровой чуть не стоил ей карьеры губернатора, поскольку еще в 2012 году на встрече с Владимиром Путиным губернатор Наталья Комарова уже получила первую публичную выволочку за спад промышленного производства и снижение выпуска регионального продукта.

Эта встреча, неофициально именуемая в определенных кругах как «первый звоночек», произошла вскоре после появления в сети гневной петиции югорчан с требованием немедленной отставки главы ХМАО. Разумеется, об этом доложили главе государства. Кроме того, Путина сильно удивили показатели ветхого и аварийного жилья в столь богатом регионе. Однако тогда, в 2012 году, для Комаровой все обошлось благополучно, поскольку она благоразумно прикинулась бедной овечкой, согласной с верховной критикой, и обещала поработать над своими ошибками. Говорят, что в 2012 году Путин счел снятие недавно назначенной Комаровой преждевременным, и дал ей возможность и время для того, чтобы выправить положение в регионе.

Про «второй звоночек», связанный с лоббированием подозрительной поправки, знающие люди говорят, что за Комарову заступились на самом верху российской вертикали власти. Кто это был, догадаться несложно, поскольку этому же человеку пытался дозвониться бывший министр Алексей Улюкаев непосредственно после своего задержания в офисе «Роснефти» с 2 миллионами долларов «на кармане». О том, как Наталья Комарова «исправлялась» в Югре, читайте в следующем материале. Продолжение следует».

Ханты-Мансийск, служба информации РИА «Новый День»

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Югра, Урал, Общество, Политика, Россия, Экономика,