«Зеленые» через ООН отбирают у русских Арктику «Гринпис» хочет для Арктики статус «достояния всего человечества»
Международные «зеленые» с помощью карликовых островных государств из тропических широт решили присоединиться к будущему разделу Арктики, где, считается, сосредоточено до 25% мирового запаса углеводородов. Через ООН «Гринпис» собирается добиться признания северных полярных территорий экстерриториальным заповедником – по образцу Антарктиды. Основным аргументом «зеленых» стал миф о глобальном потеплении, которое, считается, может ускорить разработка месторождений на арктическом шельфе.
Из-за потепления, вызванного естественными климатическими причинами и воздействием человека на атмосферные процессы (влияние каждого из факторов ученые оценивают по-разному), за период с конца 1970-х гг. до начала 2008 г. площадь постоянных льдов сократилась почти вдвое – с 7,9 млн до 4,2 млн кв. км, среднегодовая температура в Арктике повысилась на два градуса. По оценкам некоторых зарубежных экспертов, Северный Ледовитый океан может стать свободным от льда уже к 2019 году.
Российские ученые из НИИ Арктики и Антарктики не согласны с этими прогнозами. По их данным, отечественный сектор Арктики будет полностью доступен для судоходства в летний сезон (с апреля по сентябрь) к концу 2020-х – началу 2030-х годов. Канадский и американский секторы, по этому же прогнозу, будут свободны от льдов летом только к началу 2070-х годов.
При всей противоречивости прогнозов большинство ученых согласны, что экономическая деятельность в северных широтах в ближайшее время облегчится.
«В конце сентября состоится заседании Генеральной ассамблеи ООН, и Гринпис намерен внести в повестку рассмотрение вопроса о специальном статусе для акватории Арктики. Есть шанс, что по Арктике будет принято такое же решение, как и по Антарктиде в свое время. Консенсус должен быть достигнут, но эта работа – на десятилетия» – сообщил российским журналистам глава «Гринпис» в РФ Владимир Чупров.
Чтобы внести предложение на рассмотрение ООН, экологи воспользуются помощью малых островных государств. Аргументом «делегатов-карликов» станет страх перед глобальным потеплением и возможным затоплением этих стран.«Выдвинуть это требование с процедурной точки зрения не составляет труда. В большей степени нас волнует реакция арктических стран, которые очень ревностно относятся к таким предложениям. Мы можем встретить жесткое сопротивление даже на стадии внесения вопроса в повестку дня» – пожаловался «зеленый» Чупров.
«Зеленые» собираются воспользоваться страхами представителей островных государств, которым действительно грозит затопление в случает таяния полярных льдов. Правда, по привычке, в дискуссии об Арктике «Гринпис» подменяет причину и следствие, утверждая, что промышленная разработка шельфа станет причиной катастрофы. Тогда как именно ускоренное таяние полярных льдов в последние годы даст возможность освоения полярных богатств. «Экологи давно уже оставили надежду донести до транснациональных корпораций и правительств циркумполярных государств мысль о том, что таяние арктических льдов может привести к повышению уровня мирового океана на 60 метров, что грозит катастрофой многим крупнейшим города мира. Отмахиваться от занудствующих ученых давно стало признаком хорошего тона» – приводит, например, точку зрения «зеленых» RB.ru.
Другие издания приводят противоположное мнение тех же экологов. Например, газета «Ведомости», цитируя главу российского «Гринпис» Чупрова, приводит его слова об «экономической нецелесообразности» разработки шельфа: «Экономически разработка недр в Арктике неоправданна, а весь политический драйв по разделу Арктики имеет экономическую подоплеку. Сегодня процесс деления Арктики не нужен с экономической точки зрения при наличии альтернативных путей развития энергетики и труднодостижим с политической точки зрения. Поэтому мы считаем, что у нас есть шанс хотя бы отложить решение по разделу шельфа».
Пока «зеленые» пытаются разобраться сами с собой – выгодно освоение Арктики или нет, и убедить общественное мнение и политиков в том, что эти территории лучше оставить для «использования в интересах всего человечества» (так это сформулировано в договоре по Антарктиде), правительства стран, имеющих выход к Северному Ледовитому океану, находят все больше поводов для противостояния и поигрывания мускулами в стиле «холодной войны». И все больше экономических выгод от эксплуатации региона.
Например, Россия собирается стать транспортным монополистом на Северном морском пути, анонсировав строительство девяти ледоколов: трех универсальных атомных и шести дизель-электрических. Также запланировано расширение действующих гаваней и строительство новых портов, таких как порт Сабетта на Ямале и порт Варандей на территории Ненецкого автономного округа, у пролива Югорский Шар.
Еще прошлой осенью секретарь Совета безопасности Николай Патрушев объявил, что Арктика, население которой составляет 1% от населения России, уже сейчас обеспечивает своей продукцией 20% ВВП страны. Кроме того, продукция, добываемая на данных территориях, составляет больше 22% экспорта страны. В районах Крайнего Севера добывается: 75% нефти, 85% газа, а также золото, платиноиды, никель, алмазы. Шельф арктических морей России занимает одну треть Северного Ледовитого океана. По словам руководителя совета, разработка «Стратегии развития Арктической зоны России» уже завершается. Речь идет, в частности, о создании в Арктике транспортно-логистических комплексов и использовании Северного морского пути.
Общий объем грузопотока по Северному морскому пути в 2012 году может превысить 5 миллион тонн, а в дальнейшем – увеличиться в 10 раз. Длина маршрута Роттердам – Иокогама – 7345 миль (13 600 км), что на треть короче пути через Суэцкий канал – 11 205 миль (20 750 км). Использование Севморпути сокращает длительность рейса на 10 суток, экономит около 800 тонн топлива для среднестатистического судна.
И это козырь для России: на самом трудном участке маршрута торговые и пассажирские корабли могут проходить Северный морской путь только в сопровождении российских атомных ледоколов. С перспективами еще не все ясно, но подготовка к более интенсивному движению в Арктике уже начата.
Интерес к расширенной эксплуатации Северного морского пути оказывает даже Китай, которому крайне выгодны новые маршруты в альтернативу транстихоокеанскому и «суэцкому».
Аналогичный интерес к шельфу (логистика, углеводороды) проявляют США, Канада и прочие государства-члены НАТО. Все же именно Геологическая служба США опубликовала исследование, в котором говорилось о том, что в Арктике находится около 25% неразведанных мировых запасов углеводородов. Ответом на это исследование стала знаменитая экспедиция Арктика-2007, участники которой установили на дне Северного Ледовитого океана капсулу с российским флагом и собрали пробы грунта, что было воспринято конкурентами как сигнал к началу нового «холодного» противостояния. «На дворе не XV век. Нельзя ездить по миру, устанавливать какие-то флаги, а потом заявлять: «Это наша территория» – объявил тогда Глава МИД Канады Питер Маккей.
В целом за территорию Арктики соперничают восемь стран: Россия, США, Канада, Норвегия, Дания, Финляндия, Швеция и Исландия. Борьба между основными игроками ведется с переменным успехом, хотя в последние годы российский флот явно лидирует в регионе. Как ранее отмечал «Новый Регион», в то время как в Штатах Демократическая партия заручается поддержкой экологов, чтобы не допустить разработку нефти на шельфе, а ледоколы готовятся «отпраздновать» полувековой юбилей, российский военно-морской флот возобновляет постоянное присутствие в Арктике. К примеру, после того, как Россия заявила свои права на богатый полезными ископаемыми шельф, Норвегия и Канада выразили бурный протест, против «экспансии» РФ. ВМФ России тогда ответил на претензии Норвегии прибытием ракетного крейсера Северного флота «Маршал Устинов» в район Шпицбергена. Кроме того, Россия оказалась лидером по ледокольному флоту. Ее основной соперник – США располагает всего тремя ледоколами, лишь один из которых готов к решению современных задач, в то время, как в последний российский атомный ледокол «50 лет Победы», был спущен на воду в 2007 году. И, как писалось выше, в ближайшие годы планируется спустить на воду еще девять арктических судов.
Год назад, к «полярной восьмерке» соперников добавился хор из таких традиционно арктических стран, как Китай, Япония, Корея, Малайзия и Таиланд. Об этом в августе 2011 года объявил главком ВМФ РФ Владимир Высоцкий. Тогда же, год назад, вице-премьер Сергей Иванов обещал, что в 2012 году Россия подаст в ООН заявку на расширение границ принадлежности арктического шельфа. Для этого в Арктику была направлена вторая экспедиция по научному обоснованию претензий РФ на территории в районе хребтов Ломоносова и Менделеева.
Ссылки по теме:
В Госдуму внесен законопроект, регулирующий перевозки по Севморпути / На строительство новых ледоколов потратят 38 миллионов >>>
Северный морской путь может стать альтернативой Суэцкому каналу / Арктическая нефть и торговые пошлины будут добываться под присмотром Совбеза РФ >>>
ВМФ РФ готовится к разделу Арктики с НАТО / К 2019 году Северный Ледовитый океан освободится от льдов >>>
Прибалты и скандинавы создают военную «Северную федерацию» / Для присмотра за арктической нефтью и русскими >>>
Государство поделилось неубитым шельфом с иностранцами >>>
Арктическая нефть может стать поводом для вооруженного конфликта >>>
Москва – Нью-Йорк – Салехард, Алексей Усов
© 2012, «Новый Регион – Ямал – Югра»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».