AMP18+

Ямал

/

Акционеры «Корпорации развития» после ареста ее гендиректора: придется делать внеплановый аудит Средний и Южный Урал радуются, что вовремя вышли из проекта

Силовики задержали гендиректора АО «Корпорация развития» (КР) Сергея Маслова и его заместителя Владимира Караманова. По версии следствия, топ-менеджеры похитили не менее 1 млрд рублей, полученных от акционеров «Корпорации развития» – регионов УрФО на развитие транспортной, энергетической и социальной инфраструктур в рамках проекта «Урал промышленный – Урал полярный» (УП-УП). Для этого они разместили средства в проблемном банке «Народный кредит» незадолго до отзыва у него лицензии, действуя в сговоре с руководством финансово-кредитного учреждения. «Затем злоумышленники перечислили денежные средства на счета лжеорганизаций по фиктивным основаниям и похитили», – пояснили в пресс-службе МВД.

По данному факту сотрудники СЧ ГСУ ГУ МВД России по Ростовской области возбудили уголовное дело по статье «присвоение или растрата, совершенная группой лиц по предварительному сговору и с использованием служебного положения (ч.4 ст.160 УК РФ). Маслов и Караманов были этапированы в Ростов-на-Дону, где по ходатайству следствия суд арестовал их до 30 ноября.

Сейчас под стражей в Ростове-на-Дону по обвинению в хищении из этого банка более 10 млрд рублей также находится экс-замминистра энергетики РФ и собственник «Народного кредита» Станислав Светлицкий. Он, по данным «Коммерсанта», является другом Сергея Маслова. Арестованы и зампред этого кредитного учреждения Ирина Переверзева, начальник службы безопасности банка Николай Молотилкин и бухгалтер Майя Нюшкова. По данным Агентства по страхованию вкладов, по состоянию на 1 июля размер задолженности банка перед кредиторами составлял более 20 млрд рублей. По мнению наблюдателей, руководство КР могло размещать средства для их последующего хищения и в других проблемных банках. Ввиду этих обстоятельств, сумма ущерба может вырасти как минимум в десяток раз.

В начале июля 2016 года «Корпорация развития» опубликовала на официальном сайте сообщение об изменении доли участия основных акционеров. Заявлено, что доля Ямало-Ненецкого автономного округа в лице департамента имущественных отношений выросла на 2,2% (с 32,67 до 34,88%). Соответственно, уменьшились доли ХМАО-Югры (с 29,68 до 28,70%) и Тюменской области (с 36,51 до 35,32%). «Изменения долей участия учредителей в уставном капитале компании произошли в связи с приобретением ЯНАО акций дополнительного выпуска АО «Корпорация Развития» на сумму 1 млрд рублей. Денежные средства будут направлены на оплату выполненных работ по строительству мостового перехода через реку Надым», – уточнили в КР. Оставшаяся доля в 1,1% акций принадлежат другим акционерам. Ранее в состав основных держателей акций также входили Свердловская и Челябинская области.

Представители власти были осторожны в комментариях, ссылаясь на только начатое расследование, но выразили уверенность, что факт уголовного преследования руководства КР не окажет существенного влияния на реализацию основных планов в рамках проекта «Урал промышленный – Урал полярный». Так, заместитель полномочного представителя президента РФ в Уральском федеральном округе Борис Кириллов, отметил, что до окончания расследования делать какие-либо выводы нельзя. «Наша задача – контролировать, чтобы расследование шло в рамках закона. Никаких комментариев до его окончания дать не можем. Я сам об этом деле узнал, как и вы, из СМИ», – пояснил он.

Представители пресс-служб правительств регионов «тюменской матрешки» пока воздерживаются от комментариев. По мнению источников NDNews.ru в правительстве Югры, с большой вероятностью власти регионов-акционеров обсудят вопрос о проведении внепланового аудита деятельности КР, чтобы определить степень эффективности проводимых работ по реализации пунктов проекта УП-УП. «Это хороший повод для внимательного анализа деятельности корпорации», – сказал собеседник агентства.

По мнению руководителя Уральского филиала ФоРГО Анатолия Гагарина, так как подозреваемых только задержали, а следственные действия идут полным ходом, выводы делать рано. «Их только задержали, еще не совсем понятно, какое будет дальнейшее развитие событий. Вполне возможно, что руководство КР сможет привести какое-то объяснение. Поэтому я думаю, что каких-то особых задержек по реализации основных направлений проекта (УП-УП – прим. ред.) не будет. Мне кажется, что корпорация как работала, так и будет работать. Возможно, если будут сделаны какие-то серьезные выводы, то придут новые руководители, и тогда наблюдательный совет будет рассматривать возможные варианты дальнейшего развития тех проектов, которые существуют. Мне кажется, что на судьбу основных проектов это вряд ли повлияет, может быть, отразится на каких-то второстепенных, но то, ради чего, собственно, была создана корпорация, будет реализовываться», – полагает эксперт.

Никакого видимого беспокойства в регионах, переставших быть акционерами корпорации, нет. Так, по словам начальника управления пресс-службы и информации правительства Челябинской области Дмитрия Федечкина, Южный Урал в сложившейся ситуации не пострадал. «Фактически Челябинская область не пострадала от этого коррупционного скандала: у нас крайне ничтожная доля участия в корпорации. Мы там не участвуем ни в управлении, нет у нас и права голоса. Формальное существование в корпорации есть, мы это подтверждаем, но при этом к принятию каких-либо решений отношения не имеем. Был вклад Челябинской области на старте, и с тех пор мы не вкладывались в развитие этого проекта. Поскольку его формат предусматривал заинтересованность бизнеса, мы оцениваем, что южноуральский бизнес не увидел перспектив участия в этом проекте», – пояснил Дмитрий Федечкин.

Схожей позиции придерживаются и свердловские власти. Исполняющий обязанности председателя правительства Свердловской области Алексей Орлов сообщил, что регион полностью прекратил отношения с КР. «Свердловская область давно вышла из состава корпорации. Там остались, насколько я помню, Тюменская область, ХМАО и ЯНАО. В прежние годы мы вложили туда много денег. Была построена дорога «Ивдель – Ханты-Мансийск». Но сейчас мы туда не входим», – сказал Алексей Орлов.

Напомним, уральский полпред Игорь Холманских еще в июне 2014 года лично ознакомился с ходом строительства одного из ключевых объектов, так называемого Северного широтного хода (СШХ) – моста через реку Надым. Осмотрев мост-долгострой с борта вертолета Ми-8, Холманских провел закрытое заседание попечительского совета УП-УП. Несмотря на то, что реализация проекта по строительству моста через реку Надым, который является одним из главных проектов корпорации, контролируется федеральными властями, его возведение не завершено и сегодня.

Еще в июне 2014 года у членов попечительского совета УП-УП было немало вопросов о ходе его строительства. Потому и заседание проходило в закрытом от прессы режиме. Тогда стало известно, что между заказчиком, инвестором и исполнителями надымского мостового перехода возникали многочисленные взаимные претензии. Более того – они едва не вылились в судебные тяжбы. Впрочем, посовещавшись, тогда никто не стал выносить сор из избы: журналистов убеждали, что между еще недавно конфликтующими сторонами «налажен диалог, а работы по возведению объекта, как и их финансирование – продолжаются».

Москва, Иван Гридин, Евгения Вирачева, Юлия Малецкая

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Екатеринбург, Москва, Челябинск, Югра, Ямал, Урал, Центр России, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Транспорт, Финансы, Экономика, Корпорация Развития,