Сухая нефть заменит Белоруссии сухое молоко (ФУТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ВЕРСИЯ)
Скоротечная «молочная война» «последних европейских изгоев» – белорусского «Батько» и российской «Совести Нации» – вызвала немало недоуменной критики и откровенного высмеивания столь неожиданного конфликта внутри почти состоявшегося Союзного государства.
Известный мифотворец Максим Кононенко (Mr.Parker) в своей колонке во «Взгляде» довел историю до логического абсурда – что, если, вдохновленная примером братьев-славян, заваливающих Европу дешевым и простым в употреблении и транспортировке сухим молоком, Россия изобретет «сухую нефть»? Ведь сухое молоко – тоже российское изобретение – правда, начала XIX века. В лучших киберпанковских традициях – со страстью к миниатюризации и конспирологическим теориям, в России начала XXI века стоило бы изобрести «сухпаек» для мировой промышленности.
Правда, если магический порошок будет изобретен, нефтяные воротилы, по их словам (если верить Мистеру Паркеру), не допустят возникновения альтернативного энергоносителя. Российских нефтяных магнатов устраивает то, что существует сейчас. Впрочем, арабских, венесуэльских или американских нефтяных олигархов статус-кво тоже устраивает – не случайно к концу прошлого века появился термин «нефтяные политики». Появление альтернативного энергоносителя, который бы при этом не вонял жареной курицей или прогорклым маслом и не оставлял умирать с голоду население, не вошедшее в «золотой миллиард», может радикально перекроить планетарную политику. Да так, что эффект будет сравним с глобальными тектоническими сдвигами или падением метеорита. Впрочем, сюжет вполне киберпанковский.
– Вот это-то и невероятно, – пробурчал руководитель испытаний и, поднеся к глазам мощный бинокль, принялся наблюдать, как техники вытаскивают из гнезда в боку вертолета цилиндр, испускающий едва заметное голубоватое сияние.
– Плазменный преобразователь…
– Нефть нам больше не нужна.
Изобретение альтернативного источника энергии в романе Вадима Панова «Анклавы» едва не привело к очередной мировой войне (третья – за нефть – в мире «Анклавов» уже случилась). Естественно, возможность появления «плазменных двигателей» или «сухой нефти», угрожает всей сложившейся мировой системе. Теория промышленного заговора, пожалуй, одна из немногих разновидностей конспирологической паранойи, которая имеет право на существование без галоперидольной блокады... Исторически достоверный факт – что на рубеже XIX-XX веков одна американская компания, заинтересованная в маркетинге нейлоновой веревки, путем успешного лоббирования добилась запрещения конопли, или пеньки, – своего главного конкурента в веревочной промышленности. Не менее скандальна практика американского картеля «Феб», созданного в 1924 году и просуществовавшего до 1949 года (в него входили такие гиганты, как «Осрам», «Филипс», «Дженерал Электрик», «Вестингхауз»). Картель монополизировал производство осветительных лампочек и намеренно не позволял создавать более яркие, экономные и долгоживущие модели. Даже в далеком XIX веке корпорации, производившие паровые машины, вставляли палки в колеса Рудольфу Дизелю, стараясь помешать его разработкам. А первые экспериментальные двигатели на модном сейчас биотопливе создавались еще в 70-е в СССР и Бразилии, но тогда из-за младенческого состояния инфосферы были успешно «замолчаны» нефтяным лобби.
Однако сейчас, из-за появления новой силы – «инфосферы», замолчать изобретение глобальной значимости почти невозможно: «Бабочка, бьющая крыльями в Китае, вызывает ураган в Лос-Анджелесе», – гласит популярный афоризм. А если представить, что разработкой искомой «сухой нефти» займутся не в России, а в той же Белоруссии, где всемогущих нефтяных магнатов видят только по телевизору, а механика порошкового демпинга отточена на сухом молоке? При этом, Минск может быть сильно заинтересован в изобретении энергоносителя, позволяющего Европе и всему миру отказаться от «кровеносной системы» нефтепроводов. Хотя бы из желания «напакостить» восточному соседу посущественней помех российскому пивному экспорту.
Если подобный сценарий когда-либо осуществится, то у него есть две наиболее вероятные возможности развития:
– Российские нефтепроводы фактически становятся никому не нужны. Мир отказывается не только от дорогостоящих «артерий», но и от танкеров. Возможности влияния на мировую политику у Москвы падают в разы. Не желая с этим смириться, но и не имея возможности «заглушить» новое изобретение (не забываем о всемогущей инфосфере!), угрюмый сосед де-факто аннексирует Белоруссию, обставив это формально как «завершение долгого процесса создания Союзного государства». Это еще – «мягкий» вариант: большинство футурологов вообще связывает с глобальными изобретениями мировую войну. Но локальный скоротечный конфликт наподобие недавней «кавказской войны» выглядит более реалистично. «Зона by» станет чем-то вроде Татарстана или Чечни, и если в Лукашенко инстинкт выживания победит амбиции, ему может достаться роль Кадырова или Шаймиева. Разумеется, Россия постарается монополизировать изобретение, получив в разы большие геополитические преимущества, чем от существующих планов взять Европу в кольцо «Северного» и «Южного» газопроводов.
– Второй вариант более оптимистичен для Лукашенко и Белоруссии, и гораздо менее – для России и особенно Евросоюза. В критический момент Минск может обратиться за покровительством к Брюсселю. Еврочиновники, сознавая всю значимость новой технологии, могут проявить милосердие – в обмен на «европеизацию» Белоруссии – и защитить политически Минск . И тогда над мирной Европой нависнет Тень Батьки. Используя отлаженные Россией способы энергетического давления, но уже изнутри Евросоюза, Лукашенко может стать одной из наиболее влиятельных фигур в Европе. После чего мечта континентальных жителей о «мировой деревне» неожиданно осуществится. Только в виде «европейского колхоза» по белорусскому образцу. Впрочем, социализм в ЕС и так популярен – что показали последние выборы в их наднациональный парламент.
Москва-Минск, Алексей Усов
© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».