AMP18+

Авторская колонка

/

Любое соглашение ПМР и РМ может быть только равным! Авторская колонка «Нового Региона»

Любое потенциальное соглашение между Кишиневом и Тирасполем может быть только равным. Об этом в авторской колонке специально для РИА «Новый Регион» пишет Андрей Сафонов, президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья.

– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –

Данный материал участвует в проекте агентства «Битва колумнистов». Если Вам импонирует мнение Андрея Сафонова, проголосуйте, нажав кнопку «Нравится» в социальной сети, где зарегистрирован Ваш аккаунт. С колонками остальных участников «Битвы» можно ознакомиться здесь>>>

– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –

Молдо-приднестровские отношения дошли до такой черты, когда подписание любого политического соглашения об урегулировании по любой модели не устраняет главное противоречие между сторонами. А именно: стороны декларируют свое движение в разных направлениях и делают это на практике.

Во-первых, РМ желает находиться в зоне свободной торговли Евросоюза. ПМР – в Таможенном Союзе.

Во-вторых, стратегическим курсом РМ является евроинтеграция. ПМР ориентируется на возможный в будущем Евразийский Союз.

В-третьих, руководство РМ желает переориентировать свою газовую и энергетическую системы с СНГ на Румынию. ПМР от России и Украины отрываться не намерена.

В-четвертых, официальный Кишинев в политическом плане с 2009 года активно сближается с Бухарестом – от интеграционных шагов по отраслям до совместного заседания правительств РМ и Румынии 3 марта. Тирасполь не распространяет на территорию ПМР любые молдо-румынские договоренности.

В-пятых, РМ выступает за вывод всех российских войск из Приднестровья, тогда как ПМР видит в этих войсках гарантию физической безопасности республики.

В-шестых, Кишинев видит разработку и проведение внешней политики только своей прерогативой, тогда как Тирасполь понимает, что такая модель (если некое «общее государство» и будет создано) приведет к следующему: Приднестровье будет извлечено из постсоветского пространства, оторвано от влияния России и Украины, и перемещено в пространство унитарной РМ.

Таким образом, вся бывшая МССР может в итоге попасть под румынскую «шапку». Ведь все молдо-румынские договоренности в этом случае будут распространяться и на территорию Приднестровья.

Что же делать?

Мне кажется, реальное сотрудничество сторон может идти так.

Во-первых, привлекать поставщиков молдавской сельхозпродукции на продуктовые рынки правобережных Бендер, входящих в состав ПМР.

Во-вторых, приглашать наблюдателей друг друга на военные учения ПМР и РМ.

В-третьих, восстанавливать разорванные ранее экономические связи (молдавское сырье и приднестровские переработчики).

В-четвертых, осуществлять культурный обмен и взаимное признание дипломов, а также иных документов.

Впятых, создавать совместные целевые экономические программы и совместно их финансировать (транспорт, энергетика, экология, очистка Днестра и т.д.).

Обе стороны видят: Кишинев не принимают в ЕС, а Тирасполь пока не признает ни одно государство. Значит, ни одна из сторон не обладает козырем, привлекательным для другой стороны. Следовательно, почва для спокойного разговора на равных есть.

Однако Кишинев не признает ПМР равноправной стороной переговоров и выступает за урегулирование на унитарной основе. Тирасполь добивается равноправия и одновременно исходит из курса на независимость. Как показала встреча в Дублине 28-29 февраля, эти позиции не сближаются.

Каков же выход на ближайшую перспективу? Думаю так: стороны должны разрабатывать и запускать совместные экономические, экологические и социальные программы. А обсуждение политической модели урегулирования пока заморозить. В том числе – по причине разнонаправленного курса. Пока, при таких разногласиях, просматривается только политический статус-кво.

И последнее. Мы не знаем, какая модель, в конце концов, будет взята политиками за основу урегулирования. В любом случае, отношения РМ и ПМР должны быть такими. Во-первых, равноправными. Во-вторых, горизонтальными. В-третьих, договорными.

На фоне появления в мире за последние годы новых независимых стран, льготных предложениях Китая Тайваню, недавнего прямого соглашения Сербии с Косово и т.п., говорить о том, что Кишинев может дать Приднестровью статус «сверху», абсолютно бессмысленно.

В-четвертых, выполнение итогового соглашения об урегулировании должно подкрепляться международными гарантиями, дабы не было соблазна его нарушить.

Голосуйте за понравившийся материал при помощи кнопок «Нравится» в соцсетях, где зарегистрирован ваш аккаунт

Тирасполь, Андрей Сафонов

© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Киев, Кишинев, Крым, Москва, Одесса, Приднестровье, Севастополь, Центр России, Авторская колонка, В мире, Конфликт на Украине, Политика, Россия,