На родине «Бурановских бабушек» резко вырос спрос на все удмуртское (ФОТО) Символ «Единой России» теперь называют «мохнорылый гондыр»
В Республике Удмуртия неожиданно появилась мода на все национальное, т.е. удмуртское – в тренде изучение удмуртского языка, проведение свадеб и даже полит-корпоративов с национальным колоритом, рестораны делают ставку на традиционные перепечи и пыщетым. Это притом, что коренных удмуртов в республике нет и половины. Откуда появилось новое веяние – в спецрепортаже «Нового Региона».
Еще несколько месяцев назад большинству жителей России об Удмуртии не было известно ничего, кроме того, пожалуй, что в Ижевске делают знаменитые автоматы Калашникова. Даже путешественники, которые предпочитают заграничным поездкам внутрироссийский туризм, полагали, что Ижевск – не более, чем обычный промышленный город. Однако оказалось, что это совсем не так. Внезапно выяснилось, что у региона есть богатая культура – со своим языком, сказками, национальными костюмами, обрядами, кухней, наконец.
Бабушкин феномен
Феноменом Удмуртии стали знаменитые теперь «Бурановские бабушки», которые сумели провернуть для родной республики такую брендинг-кампанию, какая не снилась и именитым пиарщикам. Фольклорный коллектив, занявший второе место на «Евровидении», спровоцировал небывалый рост интереса к национальной удмуртской культуре, что и простые граждане, и чиновники массово бросились ее изучать. Такого не было лет 450 – т.е. ровно столько, сколько Удмуртия входит в состав России. Так, еще совсем недавно все правительство республики разговаривало исключительно на русском языке. И правда, чего церемониться с местными традициями, если коренное население не превышает 30% от всех жителей (прим. НР – по данным переписи 2010 года 28% жителей УР это удмурты). Теперь же чиновники массово бросились в изучение удмуртского – на национальном языке разговаривает теперь даже президент республики Александр Волков и Главный федеральный инспектор по Удмуртии Дмитрий Мусин.
Население от руководства региона не отстает – как грибы после дождя, стали появляться курсы изучения удмуртского языка, школьников стало модно записывать в удмуртские классы, а новорожденных девочек стали назвать Италмасами (удмуртское женское имя, вообще италмас – это цветок купальница, похожий на лютик, один из символов Удмуртской Республики). Более того, феномен коснулся и молодежи. Раньше, молодые удмурты, прямо скажем, стеснялись своей национальности и языка, многие предпочитали не распространяться об этом, забывали язык. Исследователи указывали на то, что причина такого поведения – врожденная скромность коренного населения.
Теперь же всему удмуртскому дали ход. Особенно радуется старшее поколение. «У меня внуки на лето приезжали, стали расспрашивать, как по-удмуртски то, а как по-удмуртски это, им интересно было», – рассказала «Новому Региону» коренная жительница региона Зянсула Урсегова. Для общемирового культурного наследия, это, кстати, тоже добрая новость – удмуртский язык, по последним данным ЮНЕСКО, имеет метку «под угрозой исчезновения» – сейчас в мире на нем разговаривают лишь около 450 тысяч человек.
Впрочем, находятся и противники «всеобщей удмуртизации». Они считают, что это лишь дань моде, которая, как известно, довольно мимолетна, и выступают за более серьезный подход к восстановлению интереса к местной культуре. «Надо менять психологию удмуртов, чтобы они не стеснялись говорить о себе, что они удмурты, не забывали родной язык, воспринимали это серьезно, а не как «прикол», – считает ижевчанин Андрей Вахрушев.
Есть и еще более загадочные причины у противников «удмуртизации». «Не понимаю, зачем удмурты так стараются популяризировать свой язык? Это же так круто – разговаривать, обсуждать что-то на удмуртском языке, когда тебя никто не понимает, это как шифр, секретный код, тайна, которую должны знать только посвященные», – считает жительница Удмуртии Анна Кайсина.
Удмуртское – это модно
Так или иначе, все удмуртское теперь модно. Модно говорить вместо «здравствуйте» или «привет» – «чеч буреч», модно кушать перепечи (традиционное удмуртское блюдо, представляющее из себя нечто вроде тарталеток с разными начинками), модно пить пыщетым (местный алкогольный напиток крепостью 12%, напоминающий нечто среднее между самогоном, настойкой на травах и дорогим коньяком. Пыщетым подается горячим. Литр напитка, кстати, стоит недешево – около 700 рублей).
Модными стали национальные свадьбы со всеми удмуртскими обрядами – даже у тех, кто к удмуртам имеет отношение самое опосредованное, т.е. просто живет на одной территории с ними. Корпоративы, особенно у местной политической тусовки, теперь тоже проходят под национальным флагом – со спичами на удмуртском языке, тим-билдингом с традиционными для региона конкурсами и играми, блюдами национальной кухни. Аккомпанемент пока не чисто удмуртский – граждане, окунувшиеся в местную моду, предпочитают хит «Party for everybody». А символом конференций, например, «Единой России» теперь является мохнорылый гондыр – так по-удмуртски зовется медведь.
Без национального колорита
Если говорить об Удмуртии, как не о самобытном регионе, а просто еще одном субъекте Российской Федерации, то и тут есть некоторые любопытные детали. Например, чистота. Даже в местах массовых гуляний не валяются бутылки, фантики и окурки. При этом нельзя сказать, что коммунальные службы здесь работают как-то по-особенному. Просто, видимо, в Удмуртии принято жить по принципу: «Чисто не там, где часто убирают, а там, где не мусорят». Отдельная ремарка в адрес местного железнодорожного вокзала, реконструированного пару лет назад. Например, пермяки или свердловчане, попавшие на станцию «Ижевск» остаются страшно недовольными собственными жд-вокзалами – настолько они убоги и неудобны по сравнению с удмуртским. Даже перевалочный пункт в Агрызе (маленький городишко, где есть железнодорожный вокзал) выглядит достойно – екатеринбуржцы говорят, что вокзал похож, как минимум, на резиденцию свердловского губернатора.
С другой стороны, регион сильно подвержен главной российской беде – негодности автодорог. Автомобилисты, впервые попавшие в республику, ужасаются ямам даже в центре республиканской столицы, не говоря уже о периферии. К слову, видимо, чтобы не позориться, во время одного из последних визитов Владимира Путина в Удмуртию, того по региону возили не в автокортеже, а на вертолете – так оно и быстрее, и сверху выбоины в дорогах не видно.
Еще одна «фишка» Удмуртии – жесткая антиалкогольная политика. Задолго до вступления в силу поправок к КоАПу, после 22.00 здесь нельзя было купить даже пиво. Впрочем, это если следовать официальным данным. Ижевчане всегда могут показать пару ларьков или киосков, где ночным покупателям делают поблажки.
Словом, удмуртская культура гордо поднимает голову. Да так, что за обидное «Вотяки мы с тобой, вотяки, и никто не подаст нам руки…» можно, что называется, «отхватить звездюлей» (подобного рода стишки весьма популярны у соседей Удмуртии – жителей Пермского края, Башкирии, Кировской области. Прим. НР, «вотяки» – устаревшее и ныне считающееся обидным название удмуртов). Впрочем, в большинстве своем, удмурты – мирный народ, большая часть коренного населения к подобным шуточкам соседей относится вполне философски, что, наверно, к лучшему – жители других регионов пока мало что знают о возрождении национальной удмуртской культуры.
На заметку путешественнику
Кстати, на заметку путешественнику, по крайней мере, в Ижевске очень развита система интернет-бронирования всего и вся: от автобусных (!) билетов до номеров в отелях. Кроме того, продвинутым пользователям кредиток не нужно обналичивать деньги – почти в каждом заведении или магазине принимают пластиковые карты, что для провинции считается очень неплохим показателем. Кстати, цены в заведениях общепита очень радуют – особенно, жителей мегаполисов. Поесть и выпить тут весьма дешево, видимо, по причине отсутствия интереса к Ижевску у «сетевиков», которые накручивают цены.
Проезд на общественном транспорте в Ижевске стоит 13 рублей, такси, которое приезжает за 5 минут в любую точку города, обойдется примерно в 150-200 рублей. Отели, кстати, тоже вполне недороги – всего за 1,5 тысячи можно поселиться в номере гостиницы в самом центре города.
Попробовать блюда национальной кухни, услышать местные песни, посмотреть на быт удмуртов их национальные костюмы можно не только в музеях, типа «Лудорвай» (национальный музей-заповедник под открытым небом в нескольких километрах от Ижевска), но и практически в любом населенном пункте, в первую очередь, конечно, в Бураново, где к туристам потихоньку начинают привыкать.
Ссылка по теме:
Финал «Евровидения»: «Бурановские бабушки» стали вторыми (ВИДЕО) >>>
Фото Алексея Спиридонова
В Республике Удмуртия неожиданно появилась мода на все национальное
В тренде изучение удмуртского языка, проведение свадеб и даже полит-корпоративов с национальным колоритом
Местные жители и приезжие с готовностью участвуют в национальных танцах
Едят национальное блюдо – перепечи
Молодежь, хотя и тяготеет к западной культуре, тоже стала интересоваться местным языком и традициями
Символ «Единой России» – медведь – по-удмуртски звучит как «мохнорылый гондыр»
Многие гости Удмуртии удивляются чистоте на улицах городов
Екатеринбург-Ижевск, Екатерина Норсеева
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».