Приднестровье принуждают к новым уступкам Кишиневу Авторская колонка Андрея Сафонова
Киев – Тирасполь – Москва – Кишинев, Сентябрь 10 (Новый Регион, Андрей Сафонов) – 10-12 сентября премьер-министр Республики Молдова Влад Филат будет находиться с визитом в Москве, а 12-13 сентября в Вене пройдёт одна из встреч в формате «5+2» по урегулированию молдо-приднестровского конфликта. Складывается впечатление, что кто-то изо всех сил подстёгивает ритм этих встреч, чтобы как можно быстрее достичь решительных политических уступок от Тирасполя и заставить его принять условия Кишинёва. Об этом в авторской колонке специально для РИА «Новый Регион» пишет приднестровский политолог Андрей Сафонов.
Тактика «малых шагов» провалилась
6 сентября в Бендерах в офисе миссии ОБСЕ в РМ прошла встреча спецпредставителя президента ПМР, министра иностранных дел Приднестровья Нины Штански и заместителя премьер-министра Молдовы по вопросам реинтеграции Евгения Карпова. После смены руководства ПМР в 2011 году, с согласия новых приднестровских руководителей свою площадку для дискуссий предоставляют и подводят итоги очередных саммитов не послы стран-гарантов – России и Украины, а дипломаты ОБСЕ.
Встреча 6-го была тяжёлой и безрезультатной. Вот что сказала Нина Штански: «Нам не удалось выйти на подписание документов. Мы не смогли прийти к решениям, которые, казалось, были близки. Я огорчена этим».
Что же обсуждалось? Как явствует из СМИ, это – автомобильное и железнодорожное сообщение, а также образование. В частности, уточняет глава МИД ПМР, «передвижение автотранспорта с приднестровскими номерными знаками, передвижение граждан по российским и украинским паспортам». По международным перевозкам, сказала министр, «было высказано мнение о подключении Украины к решению этого вопроса, так как были выявлены наши недоработки относительно подключения Киева».
Кстати, офис ОБСЕ в Бендерах расположен в учебном заведении, находящемся в ПМР, но работающем под юрисдикцией Молдовы. Между прочим, по отношению к таким школам «с приднестровской стороны никаких препятствий в плане обеспечения… ни методической литературой, ни оборудованием, ни чем-нибудь иным не чинилось», сказала Штански. То есть, нет препятствий и в завозе в эти школы учебников по ультранационалистическому курсу «Истории румын», ядом которого ежедневно отравляются учащиеся данных «храмов знаний».
Но главная фраза приднестровского министра была такой: «Уже наступила осень, но пассажирские поезда в направлении Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова, которые ждали наши граждане, так и не поехали… Мы огорчены, что мы не смогли прийти к решениям, которые были близки».
В переводе на обычный язык это означает: за прошедшие месяцы Кишинёв получил от новой приднестровской администрации то, что хотел, но в ответ практически ничего не дал.
Тактика «малых шагов» в сближении с Кишинёвом, исповедуемая новыми властями ПМР, провалилась.
Плоды сдачи своих позиций
Что получил Кишинёв – известно. «Приднестровская железная дорога» фактически вошла в систему «Молдавской железной дороги», и станции, через которые в ПМР ввозится из Украины импорт, теперь «просвечивается» Молдовой. Почуяв слабину новых властей Тирасполя, контролирующие органы РМ начали штрафовать приднестровские фирмы за «контрабанду», подразумевая под ней импорт, ввозимый в ПМР без санкции Кишинёва. Задерживается сырьё для заводов ПМР. В Рыбнице и Бендерах появились молдовские таможенники.
Но, главное, в июле на встрече в Вене делегация ПМР, либо проявив полную некомпетентность, либо сознательно сдав главные позиции своего государства, дала санкцию на включение в повестку дня переговоров в формате «5+2» т.н. «Третьего Пакета». Теперь Кишинёв и его союзники в лице Евросоюза, США, да и самой ОБСЕ, могут требовать конкретного разговора по таким проблемам, как вывод из ПМР остатков 14-й армии России; замена российских миротворцев и украинских военных наблюдателей на некую «гражданскую миссию» под эгидой ОБСЕ; а также статус «широкой автономии» для Приднестровья в составе унитарной Молдовы.
При этом позиция самой Молдовы в диалоге не стала гибче. Кишинёв не соглашается даже на федерализацию бывшей Советской Молдавии!
Правонационалистические и прорумынские власти РМ безоговорочно требуют, чтобы ПМР забыла о всяких интеграционных проектах в рамках СНГ, а влилась в курс Кишинёва на евроинтеграцию, проводимую через форсированное сближение с Румынией.
Многие эксперты и аналитики предупреждали новое руководство ПМР об опасностях односторонних уступок Кишинёву, за спиной которого маячит тень Бухареста и правых сил Запада. Но от этих предостережений нынешний президент ПМР и его министр иностранных дел демонстративно отмахнулись.
Теперь Приднестровье пожинает плоды этой сдачи позиций.
Кого будет усмирять на Днестре «международная полиция»?
В эти дни В.Филат в Москве будет убеждать российское руководство, что правящий «Альянс за европейскую интеграцию», запретивший в РМ советскую символику и готовящийся с помощью закона о люстрации устранить с арены страны огромную часть пророссийски и антирумынски настроенных политиков и бывших спецслужбистов – не враг России. А заодно попробует убедить россиян отдать во власть правых националистов РМ военно-политического союзника России в лице Приднестровья.
В Вене кишинёвская и западная дипломатия будут заняты не менее ответственным делом – добиться от Тирасполя и Москвы распечатывания упомянутого «Третьего Пакета». В своё время глава миссии ОБСЕ в РМ Дженнифер Браш прямо сказала об этом: «Статус-кво – это проигрыш для всех сторон. Поэтому, невозможно представить повестку дня для «5+2», которая бы не включала вопросы «третьей корзины».
Проясняя подход ОБСЕ, генеральный секретарь Организации Ламберто Заньер после сдачи позиций делегацией ПМР в июле, прямо заявил: «Вопрос о миротворческой операции тоже должен быть в этой повестке. Надо рассматривать вопросы более широко, то есть затрагивать и то, что принадлежит к так называемой «третьей корзине». Она, конечно, очень обширная. Я думаю, что рано или поздно в любом случае нужно будет обсуждать вопросы, касающиеся приднестровского статуса. На столе переговоров должно быть всё». А миротворческий формат он видит так:
«Высоко милитаризированные миротворческие силы, чье присутствие было согласовано 20 лет назад, могут уже не подходить региону, где сегодня, судя по всему, уже нет серьезного риска вооруженного конфликта. Может быть, не прямо сейчас время говорить об этом, но по мере укрепления доверия между сторонами (Молдавией и Приднестровьем) мы, возможно, увидим, что какие-то организации с полицейскими функциями будут более уместны в миротворческом процессе».
Остаётся только догадываться, чьи полицейские силы должны, по замыслу Кишинёва и его друзей, прийти на смену российским миротворцам и украинским наблюдателям. А вот сценарий действий таких сил можно попробовать предугадать: кишинёвские правые разжигают конфликт или провоцируют инциденты на Днестре, а интернационал-полицаи начинают усмирять Приднестровье.
Требования уступок от ПМР будут возрастать
Возможно, 12-13 сентября в Вене и не будет принято громких политических решений. Молдовский переговорщик Евгений Карпов, например, сообщил журналистам, что в повестку Венской встречи будут включены вопросы, которые, хоть и должны были обсуждаться в прошлый раз, но участники формата «5+2» их «не успели обсудить». В их числе, политический представитель Молдовы назвал взаимодействие в области борьбы с преступностью и предотвращения последствий чрезвычайных ситуаций, а также установление контактов между представителями гражданского общества с двух берегов Днестра.
Последнее означает, что Кишинёв попытается получить одобрение происходящему со стороны неправительственного сектора обоих берегов Днестра. Расчёт Кишинёва строится и на том, что руководство ПМР, совершившее целую серию уступок Молдове в горбачёвском духе, не захочет признавать свои ошибки и посоветует контролируемым командой Евгения Шевчука общественникам одобрить уже фактически провалившуюся тактику «малых шагов».
А Кишинёву и его союзникам только этого и надо. С ещё большей настойчивостью от Тирасполя будут требовать всё более кардинальных уступок, мотивируя это тем, что уже совершённые уступки сам Тирасполь считает правильными.
Есть и ещё один важный момент. Часть экспертов не исключает, что делегация ПМР, в случае осуществления каких-то новых уступок Кишинёву и его союзникам в Вене, не сообщит или сообщит не сразу Верховному Совету и гражданскому обществу ПМР о подписанных документах. Так, МИД ПМР, несмотря на настойчивые требования парламентариев Приднестровья, так и не прислал им документ, в котором санкционировалось включение в повестку дня переговоров пресловутого «Третьего Пакета».
Содержимое этого «пакета» было вброшено в Интернет теми, кто, как можно понять, был встревожен односторонними уступками нынешних приднестровских лидеров. Возможно, вброс был осуществлён российской или украинской стороной.
Исправить ошибку, отозвать подпись!
Ранее трудно было представить, что приднестровские дипломаты, если только они бы не сошли с ума, санкционировали самоубийственный для ПМР «Третий Пакет». Они вообще заявляли, что формат «5+2» – исключительно консультативное совещание, тогда как основные решения по урегулированию сторонами конфликта должны находиться в формате «1+1». То есть находиться самими ПМР и РМ. Это позволяло вообще уходить от любых вопросов а-ля «Третий пакет».
Новое руководство ПМР подыграло своим же оппонентам. Так, в интервью «Политком.Ру» 26 июня 2012 года Нина Штански заявила: формат «5+2» – это «единственный действенный на сегодняшний день переговорный механизм. Кто-то может возразить и сказать, что и в формате «1+1» сторонам удаётся обсуждать проблемы и даже решать некоторые вопросы. Да, но пока такой формат не является стабильным, он пока не показал свою действенность, эффективность. Контакты и их количество не всегда синхронизируются с качеством и результативностью... Немаловажно и то, что «5+2» – многосторонний комплексный переговорный формат, в рамках которого могут официально участвовать в обсуждении вопросов, касающихся хода урегулирования молдо-приднестровских отношений, ЕС и США».
Предельно ясно. И комментарии не нужны.
После смены власти в ПМР, была уверена в июне Нина Штански, переговорный процесс «получил новый импульс. Формируется переговорная повестка, в рамках которой на первый план выведены вопросы практического взаимодействия в социально-экономической области. Кроме того, стороны согласовали принцип о том, что при выработке новых решений будут учитывать ранее достигнутые договорённости, а также согласовали неукоснительность выполнения соглашений».
Прошло менее трёх месяцев, и стало очевидным, что данный оптимизм не имеет под собой реальной почвы. Кишинёв и его союзники отнюдь не намерены ограничиваться локальными социально-экономическими договорённостями. Им, получившим «Третий Пакет», нужно Приднестровье в составе унитарной Молдовы. А до этого и ранее достигнутые решения не выполняются; по ним предстоит договариваться снова.
Несомненно, что в ходе целых трёх (! – А.С.) встреч в формате «5+2», намеченных на сентябрь-ноябрь этого года, «Третий пакет», уже поданный на «блюдечке с голубой каёмочкой» официальным Тирасполем, попытаются полностью распечатать. В этой ситуации для ПМР просматривается единственный выход – Тирасполь должен в Вене официально отозвать свою подпись под «Третьим Пакетом».
От решения новых властей ПМР по этому поводу мы и увидим – исходят ли они исключительно из интересов своего государства или же над ними довлеет чья-то другая воля.
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».