До окончания 2015 года, когда перестанут действовать преференции для приднестровских товаров, поставляемых на рынки Европейского Союза, остаётся всего ничего. После истечения этого срока Приднестровью будет необходимо либо войти в сферу действия соглашения между Молдовой и Евросоюзом об ассоциации и о зоне торговли, либо занять «глухую оборону» и подтвердить курс на интеграцию в Таможенный Союз, не имея общей границы с Россией. В последнем случае ЕС введёт пошлины на товары, поставляемые из Приднестровья, и те враз станут неконкурентоспособными.
Итак, чем обернётся тиканье этого своеобразного «часового механизма»: «взрывом» или дальнейшим обычным отсчётом времени? Об этом пишет в авторской колонке для NDNews президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья Андрей Сафонов.
Налоги как панацея?
Вполне очевидно, что нынешнее руководство Приднестровья во главе с президентом Евгением Шевчуком не обладает программой действий по выходу из катастрофической экономической ситуации, куда оно же, во многом, и завело Республику. В этом убеждает сессия Верховного Совета ПМР, прошедшая 22 октября.
На сессии Правительство внесло свои предложения по улучшению дел в данной сфере. Каковы же они? «Поддержание величины налоговых поступлений в бюджет в размере, необходимом для выполнения финансовых обязательств государства». Что кроется за этой хитрозакрученной формулой? За ней, как показывает опыт более двух с половиной лет президентства Евгения Шевчука, находятся его взгляды на то, как обустроить Республику. Все эти годы одна из основных президентских панацей – это рост налоговых поступлений. То, что предложения 22 октября были обозначены, как правительственные, никого не должно вводить в заблуждение. Дело в том, что в ПМР не приходится говорить даже о минимальной самостоятельности Правительства – по Конституции Республики оно полностью зависит от первого лица. Верховный Совет не только не контролирует Правительство, но и сам является фактическим заложником особенностей приднестровской Конституции. Так, если ВС ПМР выразит Правительству недоверие, глава государства вправе принять решение: то ли отставить Правительство, то ли распустить парламент.
С учётом того, что Правительство полностью пребывает под президентским контролем, а в Верховном Совете имеются всё же оппоненты Евгения Шевчука, давайте попробуем угадать с трёх раз, какой выбор сделает Президент…
Страна производственников – без производственников в руководстве
Мало того, что Правительство подконтрольно Президенту, так вдобавок возникают очень большие сомнения в компетентности и министров, и самого Президента в делах реального сектора экономики. Дело в том, что ПМР – индустриально-аграрный регион ещё с советских времён. Здесь всегда было много заводов по переработке сельхозсырья, предприятий тяжёлой индустрии, оборонки… Отсюда и тот мощный директорский корпус, бывший традиционно эдакой «подушкой безопасности» Приднестровья. А где директора – «красные» и не только – там и квалифицированные рабочие, мастера, ИТР-овцы, конструкторы, начальники цехов, крепкие аграрии и т.д.
Читателю покажется удивительным, но при Евгении Шевчуке (с 2012 года) в Правительстве ПМР нет ни одного производственника, ни одного директора завода. Да и вообще ни одной самостоятельной фигуры со своей позицией по развитию реального сектора экономики. Бывший Президент Игорь Смирнов сам был некогда директором тираспольского завода «Электромаш», а в его окружении всегда было много руководителей предприятий. Да оно и понятно: в ПМР расположены такие гиганты, по нашим меркам, как Молдавский металлургический завод (Рыбница), Рыбницкий цементный комбинат, Молдавская ГРЭС (Днестровск), «Литмаш» (Тирасполь) и т.д. Многие заводы уже не работают, некоторые загружены лишь немного, но всё равно значительный производственный потенциал ещё сохраняется.
Но в нынешней власти – вот парадокс! – производственники не представлены.
Чего опасается Президент ПМР?
Есть версия, что Президент Евгений Шевчук сознательно не включает в состав Правительства серьёзных и авторитетных деятелей, так как опасается, во-первых, конкуренции; во-вторых, того, что Правительство тогда сможет стать самостоятельным центром влияния и принятия решений. Кроме того, сегодня Правительство безропотно выполняет любые указания Президента, то завтра министры во главе с Премьером смогут стать громоотводами, если недовольство народа зашкалит.
Впрочем, все в ПМР и так понимают, что Правительство – это коллективный исполнитель воли Евгения Шевчука, и только.
Так все и отнеслись к предложениям 22 октября. Министр экономического развития ПМР Владимир Артёменко (тоже не производственник) высказал точку зрения, по которой надо заменить налог на доходы организаций на другие: налоги: во-первых, на налог на имущество юридических лиц; во-вторых, на налог на прибыль; в-третьих, на налог на добавленную стоимость (НДС). По элементарным подсчётам экономистов, это привело бы к тому, что налоговая нагрузка на предприятия Приднестровья увеличилась бы до 41%. Между тем, по данным пресс-службы Верховного Совета, на Украине совокупная налоговая нагрузка составляет 32%, в Молдове – 27%, государствах Таможенного союза – 29%.
Ясно, что такая реформа добила бы производственный сектор, а потому депутаты отвергли правительственный (фактически, президентский) проект.
В развитии производства – спасение Приднестровья
Но решение депутатов 22 октября – это тактический выигрыш. Вряд ли Президент ПМР легко откажется от своих планов. Однако, вопросы в развитии приднестровской экономики касаются и стратегии. А именно: каким быть дальше приднестровско-российскому экономическому сотрудничеству? Вопрос не праздный, особенно в преддверии уже упоминавшегося окончания срока преференций для приднестровских товаров на рынках ЕС.
В настоящее время это сотрудничество осуществляется в огромной мере через такую неправительственную российскую структуру, как «Евразийская интеграция». С её помощью в Приднестровье возводятся социальные объекты – больницы, школы… Дело нужное, но если из ПМР разъедется народ, кто будет учиться и ходить по врачам? У исполнительных структур эта угроза обезлюживания маленькой республики (в 2012-2014 годах из Приднестровья, по разным данным, уехало до 50 тысяч человек) не вызывает, возможно, такого трепета, как у депутатов. Иначе чем объяснить, что не Президент Евгений Шевчук и не Премьер Татьяна Туранская (бывший налоговик и тоже не производственник), а Председатель ВС ПМР Михаил Бурла сказал: «Нужно понять, что происходит и найти способы запуска предприятий, которые стоят. Выяснить, почему работающий, к примеру, ММЗ загружен на 20-25% возможностей, а Рыбницкий цементный комбинат на 30%. Нужно привлекать инвесторов, которые будут строить не только новые социальные объекты, как делает АНО «Евразийская интеграция», но и производства».
Итак, перед ПМР стоит сегодня важнейшая задача: сохранить производственный потенциал и по мере возможностей подготовить переориентацию своего экспорта с запада на восток, если только ЕС не пойдёт на подписание с Приднестровьем отдельного Протокола. Почему отдельного? Так ведь Приднестровье, в отличие от Молдовы, не намерено входить в ассоциацию с Брюсселем и в зону торговли с Евросоюзом.
Времени на раскачку нет!
Но, судя по всему, ЕС намерен рассматривать Приднестровье строго как составную часть Республики Молдова и руководствоваться при подходе к Тирасполю теми документами, которые уже подписаны между Брюсселем и Кишинёвом. Такой подход даёт возможность приднестровцам продлить экономические преференции для своих заводов и фабрик, но требует безоговорочно уйти под власть Кишинёва. А это, в свою очередь, означает для ПМР отказ от ориентации на Таможенный Союз, от евразийского интеграционного проекта и от военно-политического союза с Россией.
Вполне возможно, что в необходимости смены внешнеполитических ориентиров в 2015 году попытаются убедить приднестровцев те прозападные силы, которые, несомненно, чувствуют себя в Приднестровье более свободно, чем до ухода с поста Президента ПМР Игоря Смирнова.
Однако, это вопрос перспективы, пусть и не очень далёкой. А вот спасать производственный сектор экономики Приднестровья необходимо уже сейчас. И спасать не с помощью дальнейшего натягивания налоговой удавки, а путём создания выгодных условий для производственников и инвесторов. В противном случае, через год всякое обсуждение с Европейским или Таможенным Союзами экспортных вопросов потеряет для ПМР смысл – нечего будет экспортировать…
Тирасполь, Андрей Сафонов
Тирасполь. Другие новости 22.10.14
России грозит серьезная опасность в начале 2020-х годов. США делают ставку на распад России, – считает Сергей Глазьев. / Михаил Веллер: Россия никогда не будет правовым государством. Русская оппозиция не лучше диктатора. / Затяжной прыжок в войну. Москва больше не намерена играть в «поддавки». Во всяком случае, до весны. Читать дальше
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».