российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Пятница, 26 апреля 2024, 02:18 мск

Новости, Кратко, Популярное

Архив
Приватизация в ПМР: для чего? Авторская колонка Андрея Сафонова

В конце октября в СМИ со ссылкой на сайт Правительства Приднестровской Молдавской Республики появилось сообщение, согласно которому важнейшие для жизни ПМР экономические объекты должны быть приватизированы. Это прозвучало, как гром среди не очень ясного неба. Об этом пишет в авторской колонке для NDNews президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья Андрей Сафонов.

I. Приватизационный гром среди не очень ясного неба ПМР

Приватизационный гром для ПМР заключается в нескольких аспектах.

Во-первых, потому что ПМР – непризнанное государство, которое недруги желали бы уничтожить. Это значит, что государственный контроль над теми сферами, без которых стране не прожить, должен быть выше, чем в признанной державе.

Во-вторых, именно с начала 2014 года внешнее давление на ПМР резко усилилось. Это связано с государственным переворотом на Украине и радостью в связи с этим правых, в том числе откровенно прорумынских сил Республики Молдова. Стоящие за потрясениями на юго-западе бывшего СССР западные «ястребы» решили, что пора вплотную взяться за Приднестровье, как за союзника Москвы. Получается, в такой судьбоносный для ПМР момент государство само выпускает экономические рычаги из рук.

В-третьих, в случае приватизации важнейших отраслей надо ждать нового роста цен и тарифов. А они с приходом на пост Президента ПМР вместо Игоря Смирнова в конце 2011 года Евгения Шевчука и так взлетели вверх. Социальные льготы, напротив, урезаются с тенденцией к полному их исчезновению. Таким образом, шаг за шагом, планомерно устраняются те плюсы в социально-экономической сфере, которые выгодно отличали Приднестровье в его негласном соревновании с Молдовой в плане привлекательности той или иной модели развития для населения. Недаром во второй половине 2000-х годов немало жителей Молдовы перебирались в Приднестровье из-за сравнительной дешевизны квартплаты.

II. История со списком

Но что же это всё-таки за история с приватизацией? Начнём с того, что вскоре после появления на сайте Правительства ПМР списка подлежащих приватизации стратегически важных для страны объектов, данная информация была удалена с сайта. Почему? Она не соответствовала действительности или кто-то разозлился, поскольку планы приватизации стали известны раньше, чем «нужно»? Однако, ряд информационных агентств и других СМИ, а также множество пользователей соцсетей распубликовали сию «бомбу» и принялись активно обсуждать. Да и официального опровержения от Правительства насчёт списка так и не поступило.

Прежде всего, посмотрим на список приватизируемых объектов. Таковых несколько, но важнейшие из них – это Дубоссарская гидроэлектростанция, «Единые Распределительные Энергетические Сети», «Почта Приднестровья» и «Приднестровская Железная Дорога». Получается, в момент попыток взятия ПМР в плотное кольцо высшее руководство Республики намерено само передать кому-то контроль над энергетикой, железнодорожным транспортом и почтовыми услугами. Кому? Об этом мы поговорим ниже, а пока отметим кое-что важное.

Нужно понимать, что в ПМР Правительство не является самостоятельным центром силы и влияния. Оно полностью подконтрольно Президенту, каковым сейчас является Евгений Шевчук. Нет в ПМР также сильного и авторитетного Председателя Правительства, который мог бы твёрдо отстаивать перед главой государства свою точку зрения. Вряд ли кто-то всерьёз станет возражать против вывода, что Е. Шевчук стремится всем управлять сам. В экономической сфере, коль скоро нет и сильного Премьера, мог бы помочь ему грамотный министр экономического развития – производственник. Ведь ПМР – это производственный, экспортно-ориентированный регион. Но с приходом Е.Шевчука к власти ни одного производственника в Правительстве ПМР так и не появилось.

А вскоре после появления и исчезновения информации о приватизации очередной министр экономического развития ПМР Владимир Артёменко (банкир по профессии, никогда не работавший на производстве) был отправлен в отставку.

III. Кому достанутся важнейшие объекты ПМР?

Интересно то, что в 2013 году указанные объекты были признаны в ПМР «стратегическими предприятиями, не подлежащими приватизации», разве что в «исключительных случаях». Что же изменилось?

Несколько недель назад Президент ПМР Евгений Шевчук, находясь в Москве, на брифинге сказал, что с 2015 года Россия может прекратить доплаты к пенсиям для приднестровских пенсионеров, которые сейчас составляют 150 рублей ПМР в месяц (за 1 доллар США в Приднестровье дают 11 рублей). Не является ли это сигналом из России о политическом недоверии действующему лидеру и его ближайшему окружению, которых ряд аналитиков относит к прозападно настроенным деятелям, вынужденно прибегающим к пророссийской риторике? Если предположить, что это так, тогда вдвойне интересен вопрос: в чьи руки могут попасть стратегически важные объекты в Приднестровье, которые уйдут из государственной собственности?

Не исключено, что в роли приватизаторов могут выступить откровенно антироссийские и антиприднестровские силы, пусть даже в виде фирм-однодневок, формально зарегистрированных в виде российских или имеющих отношение к России. Методика захвата ключевых экономических объектов и последующей смены политического курса страны таким способом в мире прекрасно отработана. Ведь именно сейчас важность выключения ПМР из игры для Запада и его союзников возрастает многократно.

Тут можно спросить: а российские инвесторы? Ведь они традиционно, с 1990-х годов, имели в Приднестровье сильные позиции. Да, так было. Но когда Евгений Шевчук пришёл к власти, для приднестровских заводов и фабрик был зачем-то поднят газовый тариф сразу на 67% (Верховный Совет предлагал поднять только на 17%). Это объяснялось необходимостью оплаты поставляемого российского газа, хотя сама Россия этой оплаты не требовала. В результате многие российские инвесторы были попросту распуганы. Но, как известно, свято место пусто не бывает. Кто-то всегда занимает места ушедших.

Вопрос вопросов: кто?..

IV. Логике вопреки

Ещё интереснее то, что Верховный Совет ПМР не давал согласие на такую приватизацию. Ведь ясно же, что передача в неизвестные частные руки Дубоссарской ГЭС, которая обеспечивает приднестровцев сравнительно дешёвой электроэнергией, а также ЕРЭС, создаёт прямую угрозу энергетической безопасности Приднестровья, которое сейчас, к сожалению, действительно находится в осаде.

Увы, напрашивается версия, что идти путём такой приватизации могут лишь руководители-временщики, либо проводники влияния Запада. В противном случае, логика подсказывает, наоборот, держаться за рубильник и рельсы изо всех сил. Автору этих строк уже приходилось писать, что руководство ПМР могло бы ещё несколько месяцев назад представить в Москву предложения по экстренной финансовой помощи Республике под конкретные шаги в социально-экономической сфере. Упор было бы правильно сделать на создании выгодных условий для производства, в том числе, в малом бизнесе. Не грех было бы отпустить налоговую удавку на шее предпринимателей и производителей. Но Е.Шевчук и его команда идут иным путём.

Летом на 20% обрезали заработную плату бюджетникам. С 1 ноября вроде восстановили полную рабочую неделю и, соответственно 100% зарплаты, но посмотрим, как всё будет на практике. К этому решили добавить новые налоговые нагрузки. Если бы ВС ПМР утвердил эти предложения, то совокупная налоговая нагрузка на приднестровские предприятия составила бы 41%. На Украине она даже сейчас составляет только 32%, в Молдове – 27%, в государствах Таможенного союза (об ориентации на которые заявляет и нынешнее приднестровское руководство) – 29%. Приднестровский парламент не согласился. Но и Президент, вполне вероятно, не оставил своих замыслов на сей счёт.

V. Налоговая реформа по рецептам ЕС

Есть вообще интересные моменты. Скажем, по налогам. Например, команда Президента ПМР ставит вопрос о реформе налоговой системы в Республике и введении НДС. А вот что пишет вице-президент Торгово-Промышленной Палаты Приднестровья Юрий Ганин в одной из последних своих статей: «Сегодня во взаимной торговле имеет место двойное налогообложение по НДС, что недопустимо в режиме свободной торговли. Для решения этой проблемы Тирасполь должен будет изменить свою налоговую систему для участников внешнеэкономической деятельности и ввести в нее НДС».

И далее там же: «Позиция ЕС и РМ состоит в том, что если Приднестровье желает иметь с ЕС режим свободной торговли, то оно должно принять условия DCFTA, в рамках которых предполагается отмена таможенных пошлин на импортируемые европейские товары и переход на европейские стандарты. Данное требование является дополнительным аргументом в пользу введения в ПМР новой налоговой системы, основанной на налоге на прибыль и на НДС».

Так кто объективно выигрывает от предлагаемой командой Е.Шевчука налоговой реформы – Россия с ПМР или ЕС с Молдовой? И почему, в таком случае, исполнительная власть так настаивает на данной реформе, несмотря на то, что она жестоко бьёт по производителю – основе приднестровской экономики?

VI. Тайное когда-нибудь всё равно станет явным

«Приднестровская железная дорога» тоже должна быть изъята у государства и передана в чьи-то заботливые руки. Интересно, в чьи?

А ещё интереснее момент, в который родилась эта идея. Именно сейчас США озаботились планом создания транспортного коридора, который пройдёт в обход России и без всякого влияния РФ. В этом коридоре Вашингтон предполагает задействовать Азербайджан, Грузию, Украину, Молдову, Румынию. Выстраивается чёткая транспортная линия в направлении Балкан. Одна загвоздка – ПМР с российским присутствием; а также наша «железка», которая в планы теперь уже не «бледнолицего брата» не вписывается. Пока не вписывается. А после приватизации?..

Ещё нюанс. В ПМР, в городе Днестровске, есть ещё такой огромный объект, как Молдавская ГРЭС (с российскими инвесторами). Рост газового тарифа нанёс и по ней мощный удар. Из положения дирекция попыталась выйти путём перехода на твёрдые виды топлива. Выручить мог уголь. Но наши власти принимают постановление (вроде как они экологией озаботились): больше 50% уголь в работе МГРЭС составлять не может. Не дали станции соскочить с тарифной «иглы». А сейчас и с углём проблема – поставки, например, с Донбасса уже в ПМР не идут…

Многое в шагах нынешнего руководства ПМР выглядит нелогичным, неясным, непонятным. Это даёт возможности выдвигать самые различные версии. Но, как показывает опыт истории, всё тайное рано или поздно становится явным.

Тирасполь, Андрей Сафонов

Тирасполь. Другие новости 31.10.14

Смена власти в фонде «Город без наркотиков». Разводка. Давление. Выгодополучатели. Авторская колонка корреспондента «НР» Максима Бородина. / Печальный Дима, дух изгнанья…. Хэллоуин и эволюция Демона – авторская колонка Веры Владимировой. / Черти, клады и два дна – вся правда о русских озерах (ВИДЕО). Легенды и мифы Южного Урала. Читать дальше

© 2014, РИА «Новый Регион»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках