российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Вторник, 5 ноября 2024, 20:41 мск

Новости, Кратко, Популярное

Архив
С Новым годом «холодной войны»! Вступит ли Украина в НАТО и чем это грозит на самом деле

В предпоследнюю неделю уходящего года украинская Рада разродилась таки «судьбносным» законом об отмене внеблокового статуса. Этот закон стал одним из фундаментальных основ новой постмайданной власти, направленных на то, чтобы окончательно вывести Украину из сферы влияния России и бросить ее в «жаркие» объятия Запада, наряду, например, с такими откровенно популистскими обещаниями, как выход из СНГ и строительство стены на границе с Россией.

Об этом пишет в авторской колонке для NDNews российский политолог, руководитель Центра геополитических исследований Института Инновационного Развития Дмитрий Родионов.

Выхода из СНГ (членом которого Украина де-юре, кстати, не является), впрочем, пока не состоялось, да и над проектом «Стена» смеются все более или менее адекватные люди. Но закон об отмене внеблокового статуса, которым Янукович когда-то поставил преграду вступлению в НАТО, продвигаемому его предшественником, таки приняли.

Начну с попытки пресечь панические настроения. В законе нет ни слова о вступлении в НАТО. Кстати сказать, в Верховной Раде были зарегистрированы четыре законопроекта под номером 1014, которые предусматривают отказ Украины от внеблокового статуса. Первым подала законопроект «Батькивщина», за ней – «Блок Петра Порошенко», далее «Народный фронт» и лично президент Украины Петр Порошенко. Первые три отменяют внеблоковый статус и четко фиксируют стратегическую цель Украины – вступление в НАТО (в неопределенной перспективе, естественно).

«Проект Порошенко зарегистрирован последним, и в нем речь идет о чем угодно, о всяческих принципах и критериях, но в нем не зафиксировано главного – нет там цели вступления Украины в НАТО» – пишет у себя в «Фейсбуке»* (это такая мода у украинских политиков общаться с населением исключительно через «Фейсбук»*) экс-министр обороны и нардеп Анатолий Гриценко. Иными словами формулировка, содержащаяся в законе – «интеграция Украины в европейское политическое, экономическое, правовое пространство с целью обретения членства в Европейском Союзе и в евроатлантическое пространство безопасности; развитие равноправных взаимовыгодных отношений с другими государствами мира в интересах Украины» – не означает, что Украина стремится стать членом НАТО любой ценой.

Далее, мы вчера много слышали прогнозов от украинских экспертов на тему сроков вступления в НАТО: от двух до 6 лет. Надо ли объяснять, что этого произойдет ни через два, ни через шесть, ни через двадцать лет (если, конечно, кардинально не изменится планетарная геополитическая обстановка). Прежде всего, никто Украину там не ждет. Есть как минимум два непреодолимых препятствия, озвученные генсеком НАТО. Во-первых, это устав НАТО, запрещающий принимать страны с нерешенными территориальными проблемами и неустойчивыми политическими режимами. Во-вторых, это необходимость реформ, перевод армии на стандарты альянса и многое-многое другое, на что банально требуется очень много денег, которых у Украины нет и не предвидится в обозримом будущем. Европейцы уже четко дали понять, что за свой счет они не горят желанием даже просто спасать Украину от экономической катастрофы, не то, чтобы готовить ее к вступлению в НАТО. Согласятся ли американцы взвалить на себя эту ношу? Сомневаюсь…

Кстати, даже если представить себе, что Украина решит территориальные проблемы (то есть вернет себе Крым или окончательно откажется от него, а также полностью усмирит Новороссию), и проведет необходимые преобразования (а это не два года, как уверяет Порошенко, и даже не шесть, как считает Столтенберг), на ее пути встанет еще одно препятствие. Для вступления страны в НАТО необходим консенсус всех его членов. Понятно, что страны восточной Европы с радостью согласятся принять Украину, но что скажет Европа западная, главным образом, Германия? Кажется, немцы уже не раз прямым текстом заявляли, что не видят Украины в составе НАТО по той простоя причине, что это рассорит их с Россией. И это, надо понимать, есть основное и самое непреодолимое препятствие на пути Украины в альянс.

Нет, не то, чтобы я верю в дружелюбность Запада, который, кстати, не раз нас обманывал в плане расширения НАТО на восток. Я верю скорее в здравый смысл. Во всяком случае, у Европы. Во всяком случае, в нынешней ситуации.

А вот теперь все же о тревожном. Я уже неоднократно писал в своих статьях, что экспансия северо-атлантических структур на восток вызвана двумя причинами. Первое – закономерная необходимость расширения, как в политическом, так и в экономическом планах (империям нужно постоянное территориальное расширение, точно также империализму постоянно необходимы новые рынки, в противном случае случаются политические и экономические потрясения). Второе – отсутствие сопротивления со стороны тех, на чьи интересы расширяющийся альянс наступает. Тут речь о России. На протяжении всех девяностых и большей части нулевых Россия активно демонстрировала Западу, что с ее интересами можно не считаться. А чем больше демонстрировать слабость, тем сильнее раздуваются аппетиты агрессора.

Так, не успели мы уйти из восточной Европы и равнодушно понаблюдать за тем, как уничтожают Югославию, как НАТО тут же расширилось за счет Венгрии, Польши и Чехии. А еще через пять лет НАТО проглотило не только Болгарию, Румынию, Словакию и Словению, но и бывшую советскую Прибалтику. Практически синхронно шло расширение Европейского Союза. Казалось бы, после того как агрессивно-милитаристский созданный исключительно для борьбы с Советским Союзом блок расширился уже за счет территории СССР, можно совершенно точно ожидать вступления в альянс Грузии и Украины – что в полной мере соответствовало бы цели альянса, которую, правда, не любят озвучивать вслух – окружению России натовскими базами со всех сторон. Как минимум, для предупреждения любых попыток Москвы когда-либо вернуть себе статус сверх или хотя бы какой-нибудь региональной державы. Как максимум, для создания плацдарма для военной агрессии.

Однако в 2008-м Москва нанесла таки ответный удар, остановив грузинскую агрессию и признав Абхазию и Южную Осетию. Тогда на Западе далеко не все поняли, что у России просто не осталось выбора, кроме сопротивления. Не потому, что наша власть вдруг стала национально ориентированной, а потому, что дальнейшее насаждение однополярного мира уже стало угрожать нашим правящим элитам. В последнее время многие европейские политики начали признавать, что совершили ошибку, пойдя напролом в форсировании интеграции Украины, не учли важность этой страны для России. Не знаю, лукавят ли они или действительно не до конца понимают серьезность ситуации. «Украинский вопрос» не просто чрезвычайно важен для России. Это для России вопрос жизни и смерти.

Ведь в случае вступления Украины в НАТО и изгнания из Крыма Черноморского флота, передачи его баз американцам, вопрос полного уничтожения российской государственности был бы лишь вопросом времени. Именно поэтому и была проведена блестящая операция по уводу Крыма из под носа Запада, когда там уже во всю праздновали победу на Украине. Но именно это стало «черной меткой» режиму Путина. Россия прошла «точку невозврата» (а присоединение территорий без санкций Вашингтона в нашем мире – это красная черта), и за это Россию решили наказать. Речь идет уже не о полном «сливе» Новороссии и сдаче Крыма, но о демонтаже политической системы. Как это будет происходить, подробно описывали многие видные российские оппозиционеры, например, бывший советник Путина, а ныне старший научный сотрудник Института Катона Андрей Илларионов: «спорные» территории России отдаются Японии, Китаю, Финляндии, Германии, Латвии, Эстонии, Украине и даже Белоруссии и Казахстану, международные миротворцы берут под контроль ядерное оружие и источники углеводородов со всеми трубами…

Для Москвы Крым это в полной мере «точка невозврата», сдать его – это стопроцентное политическое самоубийство. Но, видимо, в Кремле это осознали не сразу и попытались разыграть на юго-востоке ту же карту, что Россия разыгрывала в Абхазии и Приднестровье, только с еще большим эффектом – гарантировать внеблоковость Украины посредством превращения ее в федерацию, одна из частей которой контролировалась бы Москвой и транслировала бы ее волю остальным частям. Ну, заодно снять с повестки дня вопрос с Крымом. Однако дальнейшее развитие событий показало, что Киев, вернее его западные покровители, совершенно не готовы к компромиссам.

В Кремле не учли того, что Запад не привык не то что бы проигрывать – просто отступать. Не привык, не умеет и не планирует учиться. Для США поражение на Украине – это сигнал всей планете, что эра их гегемонии окончена, мир больше не будет однополярным. Для Европы это не только признание собственных ошибок, но и крах всей политики экспансии на восток, которая продолжалась на протяжении веков, и которая могла бы победно завершиться, если бы удалось реализовать то, о чем говорил Бисмарк – оторвать от России, пожалуй, самый жизненно важный ее кусок. Отступить практически от стен Москвы для Европы означает дать собственным странам сигнал, что на евразийском пространстве возник не просто жизнеспособный, а очень перспективный интеграционный проект, что в будущем может привести к краху ЕС. Иными словами, если для России компромисс на Украине в сложившейся ситуации это действительно компромисс, то для Запада это однозначно поражение.

Судя по всему, в Кремле это далеко не все понимали изначально (этим и объясняется эта малообъяснимая непоследовательная партия в Новороссии), да и сейчас тоже. Хотя, на мой взгляд, Запад совершенно однозначно дал понять, что договариваться с ним бесполезно. Тем не менее, Москва продолжает цепляться за минский формат, который изначально был нежизнеспособен в качестве решения вопроса и использовался всеми силами исключительно для затягивания времени. Тем не менее, несмотря на достаточно жесткую риторику президента, мы вновь слышим то от министра иностранных дел, то от премьера мантру о том, что Порошенко – это лучший шанс для Украины, хотя выбор из двух «зол» меньшего тут, очевидно, не работает – все ведет к краху государства. Что будущее юго-востока Украины должен решать народ Украины, хотя, не менее очевидно, что это невозможно уже потому, что де факто никакого «юго-востока Украины» (применительно к Донбассу) давно нет, его оторвали от Украины американцы руками Порошенко и его карательной армии. Им ведь не нужна единая Украина. Им нужна слабая, поставленная на колени Россия. Какой ценой это будет сделано, не волнует ни Вашингтон, ни Киев, который фанатично уничтожает собственную государственность, принося ее в жертву суицидальной идее борьбы с «москалями» (на самом деле – с собственным народом).

Тем не менее, если угрозу не надо переоценивать, это не значит, что ее надо недооценивать. Да, принятие закона об отмене внеблокового статуса – решение явно политическое, даже популистское, что признают и многие украинские политики. «Решение Верховной рады было необходимо не потому, что его принятие принесет государству какие-то приобретения, а потому, что его непринятие привело бы к значительным потерям. Прежде всего, конечно же, речь идет об имиджевых проблемах – потере доверия. Но, в конце концов – и это не секрет – проблемы доверия в отношениях с западными партнерами конвертируются в финансовые потери» – пишет газета «Европейская правда». И здесь я соглашусь со всем, кроме одного: имиджевые потери в случае непринятия этого закона у Киева были бы не перед лицом западных партнеров (думаю, дальше терять лицо Украине уже некогда, и большинство европейских политиков не питает насчет нее никаких иллюзий), а перед лицом ультраправой антироссийски настроенной толпы, которая фактически стала определять градус настроения народа после победы «Майдана». Вооруженной толпы.

С другой стороны, сейчас мало кто сомневается, что если бы понадобилось провести референдум о вступлении в НАТО, Киеву удалось бы получить нужные результаты. Референдум – это уже второй шаг в сторону легализации нового статуса-кво. Отмена закона о внеблоковости был первым. Кроме того, не стоит забывать и о том, что все эти юридические проволочки совершенно не мешают превратить Украину в придаток военной машины США. Пусть не де-юре, но де-факто. Вот та же «Европейская правда» пишет, что наличие внеблокового статуса НЕ ОЗНАЧАЛО, что Украина приостанавливает сближение с НАТО. Этот статус изначально был примером того, как Украина (в том числе – во времена Януковича) умеет создавать размытые международные обязательства. Дело в том, что в международном праве четкого понятия «внеблоковости» не существует. В законе о внешней и внутренней политике образца 2010 года также не содержалось подробного определения этого термина. Киев всегда ссылался на то, что этот термин «общепонятный», что давало возможность манипулировать им, де-факто продолжая тесное сотрудничество с альянсом.

«Знаете ли вы, что в штаб-квартире НАТО в Брюсселе еще во времена Януковича работало полдюжины украинских офицеров? Нет, не в посольстве Украины, а собственно в NATO HQ. «Мы работали над вопросом совместимости украинской армии с натовской. Просто в период так называемой «внеблоковости» это не афишировалось и никто (из критиков альянса) не задумывался над тем, что мы тут есть», – поделился один из украинских военных с автором материала в украинском издании.

Кстати, многие ли в курсе, что, согласно списку Пентагона в мире существует более 865 военных баз США? Далеко не все они находятся в странах североатлантического альянса.

Иными словами принятый закон лишь дает возможность юридически реализовать то, что киевские власти давно намеревались сделать фактически, пусть даже и без юридического оформления. Ни больше – ни меньше. И заявления российского Минобороны о том, что Россию и НАТО ждет полный разрыв отношений в случае, если Украина вступит в альянс, на самом деле не кажутся чрезмерно нервными, как их пытаются представить украинские и западные СМИ. Они и по поводу ПРО говорили, что это не против России. Но ведь они же и обещали не расширяться на восток, а теперь у них нашлась изящная отговорка, согласно которой никто не может запретить народу требовать присоединения к тому или иному альянсу. Найдут оправдание и размещению ракет на границе с Россией…

Увы, противостояние начинает приобретать все более и более драматический характер. Нам постоянно говорят о том, что нельзя допускать возобновления «холодной войны», да и наши политики вынуждены поддерживать эту риторику. А между тем, война давно идет. Вернее, она и не прекращалась. Просто нашему противнику, спустя почти четверть века после победы над Советским Союзом, для того, чтобы сохранить свой статус победителя понадобилась еще и победа над Россией. И уходящий год окончательно расставил все на свои места, раскрыв глаза (надеюсь) на происходящее даже тем, кто верил, что хваленая «стабильность», достигнутая, в том числе, соглашательской политикой российских элит за последние годы – это всерьез и надолго. В мире ничего не бывает всерьез и надолго. Так что с Новым годом холодной войны вас, россияне!

Москва, Дмитрий Родионов

Москва. Другие новости 25.12.14

А был ли мальчик? О языческих корнях главного христианского праздника. / Почем кремлевские харчи?. Рождественские откровения тех, кто в России платит за все. / Владимир Милов: Мы живем в режиме фэнтези. Россия теряет ориентиры из-за пропаганды. Читать дальше

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

© 2014, РИА «Новый Регион»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках / Метки