Принуждение к миру Готов ли Запад к открытому противостоянию с Россией на Украине?
Украинский кризис подходит к решающему моменту: ни у ополчения, ни у Киева нет достаточных сил и средств, чтобы одержать безоговорочную победу. В этой ситуации всё будет зависеть от внешних сил. Вопрос в том, решатся ли США на открытое противостояние. Об этом пишет в авторской колонке для NDNews российский политолог, руководитель Центра геополитических исследований Института Инновационного Развития Дмитрий Родионов.
В своих предыдущих материалах я писал о том, что в ситуации на юго-востоке бывшей Украины фактически наступило состояние, которое в боксе называется «клинч», когда у обоих соперников не хватает сил на атаку, и они лишь вяло защищаются, пытаясь сковать действия противника, изредка нанося друг другу по сути ничего не значащие удары. Однако в том же боксе это не может продолжаться вечно: рано или поздно один из ударов может стать решающим. Или судья разведет соперников.
Сейчас совершенно очевидно, что ни у ополчения, ни у украинских войск нет никаких серьезных сил для каких-то решительных действий. Ополчение очистило от силовиков донецкий аэропорт, замкнуло «дебальцевский котел», но на этом его контрнаступление фактически выдохлось: участок «Пески-Опытное-Авдеевка», с которого так удобно обстреливать Донецк, остался за ВСУ, никаких предпосылок к изменению ситуации там не наблюдается. Наступление на Мариуполь и вовсе даже не начиналось. Очевидно, что у ВСН нет сил и ресурсов (что бы там не говорили украинские алармисты о «работающем на всю мощь военторге» и прибывших «отпускниках»). Так же, как у ВСУ нет сил и ресурсов вернуть утраченные позиции – им важнее сейчас закрепиться там, где они стоят, чтобы не допустить развития наступления ополченцев. Дебальцевская группировка уже, судя по всему, Киев не интересует – ее «списали».
Все. Классический. Клинч. Время вмешаться судье. Но тут возникает резонный вопрос, озвученный еще классиком: а судьи кто?
Почему остановилось наступление ВСН? Ведь войска хунты реально вывели из себя ополченцев последними обстрелами городов Донбасса, «ответка» был тут делом чести. Кстати, это одна из причин, почему Москва, как и подобает судье, все это время спокойно взирала на происходящее, как обычно ограничиваясь заявлениями. Собственно говоря, ей и не было никакого смысла вмешиваться: помогать ополчению было не нужно, оно само неплохо справлялось. Останавливать, как в августе, тоже не пришлось – ситуация была не та, ни на какое полномасштабное наступление по всему фронту ВСН были неспособны. Так что, думаю, говорить о том, что Москва вновь «лишила шайбовцев верного гола», как это было в Минске, неправильно. Голевой ситуации как таковой не было. Но с задачей попугать противника ДНР и ЛНР справились блестяще. С задачей принуждения к переговорам.
Собственно, трудно сказать, ставилась такая задача именно сейчас или нет. Так или иначе, Порошенко сам полез на рожон в аэропорту (впрочем, вынужденно, чтобы не допустить полного разложения армии и собственного свержения). Но ополчение с нею справилось. Для того чтобы усадить Порошенко за стол переговоров, нужно его совсем чуть-чуть «дожать». И на этом фоне понятна риторика Захарченко и Плотницкого, заявляющих, что будут разговаривать только с официально уполномоченным лицом и согласны остановиться только там, где будут находиться на момент переговоров. И чем дольше Киев будет раздумывать, тем больше вероятность того, что еще больше отодвинется вглубь Украины разграничительная линия, которую ему придется лишь зафиксировать. Как немцы в 1918-м: не хотите границу здесь, значит, она будет ближе к вам.
Понятно, что дээнэровцам и элэнэровцам хотелось бы зафиксировать разграничительную линию по границам бывших областей. Но это пока предмет торга. Чем больше Киев будет упираться (нет, не в мирных переговорах, а в неприятии кремлевского плана пересборки Украины), тем ближе мечта ополченцев. Вернее, не Киев, конечно, а его заокеанские кураторы. Хотя Порошенко не может действовать только исключительно по инструкции из Вашингтона, без оглядки на внутреннюю ситуацию. Так поражение под Дебальцево еще больше понижает его авторитет как главнокомандующего у солдат, а у нацгвардейцев, бойцов тербатов и прочих идейных и вовсе повышает градус ненависти. Дальнейшие поражения приведут к тому, что его просто свергнут. А Москва не зря активно демонстрирует технику, снятую где-то непонятно, где. В том числе средства ПВО. Действует безотказно – еще нет никаких свидетельств, что все это находится на Донбассе, а в его воздушном пространстве уже никто не летает. Хотя украинцы и пытались применить авиацию в начале нового витка противостояния.
Но пойдет ли Порошенко на серьезные уступки даже под давлением? Ведь если он примет невыгодные условия, вопрос его свержения опять же станет вопрос времени (причем недолгого) и принципа. Помимо рассерженных комбатов есть еще и Вашингтон, которому перемирие на любых условиях, а тем более, без прямого втягивания в войну России, ну никак не нужно. Не за то, как заявил Обама, способствовали «передаче власти», а попросту организовывали переворот на Украине. Не за то, в течение 23 лет выбрасывали миллиарды долларов на подготовку Майдана».
Так что вместо переговоров, которые, судя по всему, Порошенко нужны будут только в критический момент, когда возникнет реальная угроза серьезного военного успеха ВСН, на Украине мобилизация. Четвертая волна, которая провалилась, не начавшись. Даже министр обороны Полторак вынужден признать, что 80 процентов призывников пытаются тем или иным способом уклониться от мобилизации. Кстати, самые высокие показатели по уклонистам у западной Украины, которая всегда считалась оплотом «Майдана» и АТО. Не хотят селяне отдавать свои жизни за юго-восток, который они своим никогда не считали. Зато в армии все больше выходцев из центра и того самого юго-востока, которые не смогли откупиться, сбежать за границу и т.д. Думаю, понятно, какие из них получатся солдаты, и на каком уровне будет их боевой дух, когда их пошлют стрелять в своих же.
В ответ Захарченко заявляет о намерении домобилизовать в ВСН до 100 тысяч человек. Думаю, всем очевидно, что сделать это, используя ресурсы Новороссии, нереально. Все, кто хотел воевать – давно в ополчении. Конечно, на фоне варварских обстрелов со стороны карателей, которые стали совершенно нетерпимыми, все больше людей, которые вчера думали пересидеть войну, записываются в ополчение. Но все же… сто тысяч…Судя по всему, это прикрытие для приезда «отпускников». Которые обязательно приедут, если Киев проявит несговорчивость. И повторю, чем дольше Киев будет ее проявлять, тем ближе к нему отодвинется граница. И речь уже может совершенно серьезно пойти о взятии Мариуполя (даже если это не понравится тем, чьи экономические интересы затронет, и чье мнение пока приходится так или иначе учитывать и Москве, и Киеву) что может означать, перелом в войне.
России нужен сухопутный коридор в Крым, и она его получит. Лучше, конечно, по-хорошему (через федеративную внеблоковую Украину). Но, если не получится, придется по-плохому.
Безусловно, у Кремля сейчас гораздо более выгодные позиции, чем были до этого. Тем более что санкции продлены, а значит, терять, в принципе практически нечего. На отключение от СВИФТа вряд ли кто пойдет. Европе это точно не нужно. Европа уже успела устать от «холодной войны» и геополитических игр, которые зашли так далеко, что при любом раскладе говорить о победе уже не приходится. Да и в разных частях Европы уже сомневаются, в чем эта победа должна заключаться.
Но есть Штаты. А Штаты, судя по всему, готовы фактически вступить в конфликт, поддержав Киев оружием. Лауреат нобелевской премии мира Обама, испытывающий колоссальное давление Конгресса которому в электоральном плане терять уже нечего (свои два срока в Белом доме он уже отсидел) может стать тем самым спусковым крючком «партии войны». Поставки оружия, по информации газеты New York Times, поддерживает главком НАТО в Европе Филипп Бридлав. Данный вопрос будет обсуждаться на этой неделе в ходе визита в Киев госсекретаря США Джона Керри (который тот совершит вместо отмененной встречи с Лавровым), при этом в переговорах может принять участие председатель объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил США Мартин Демпси. Также в них может принять участие советник президента США по вопросам национальной безопасности Сьюзан Райс, которая ранее была против поставок оружия Украине, но сейчас изменила свою позицию.
Первого февраля достоянием общественности стали выдержки из доклада трех американских политологических центров – Атлантического совета, Института имени Брукингса и Чикагского совета по международным отношениям под названием «Сохраняя независимость Украины, противостоять Российской агрессии: что Соединенные Штаты и НАТО должны делать». Там сказано, что одним из лучших способов «сдерживания России от поддержки повстанцев» является повышение «рисков и цены» для нее в случае возобновления наступательных действий.
Что это означает? Это означает, что Вашингтон, не видя перспективы в сложившейся ситуации, готов перевести ее в иное русло, начав снабжать Украину оружием по полной. Что, разумеется, вызовет соответствующую реакцию Москвы. А там и до прямых столкновений недалеко. А это уже другой уровень «игры» и рисков для игроков, да и что там говорить – для всего мира. Пока одна из сторон не остановится. А я уже не раз писал, что ни одна не остановится, т.к. для обеих это будет серьезнейшее геополитическое поражение (утрата доминирующего положения в мире у США, а у России и вовсе вплоть до распада страны).
Вчера на ресурсе аntiwar.com появилась статья под названием «U.S.-Russia Clash in Ukraine?», в первом же абзаце которой сказано, что у всех президентов США от Трумена до Джорджа Буша-старшего существовало неписанное правило: не вторгаться в сферу влияния России в Восточной Европе, это «красная черта». Эта черта была пройдена Западом давно, но Украина – это действительно уже крайний рубеж. Стоит ли из-за непонятных интересов в Крыму и Донбассе рисковать прямым военным столкновением с Россией?» – размышляет автор. Вопрос без ответа. В смысле, что отвечать на него не нам. Но ответ окажет прямое влияние на все стороны конфликта. Сейчас у Запада есть два пути. Или признать, что ситуация вышла за рамки и не может быть урегулирована без учета интересов всех заинтересованных, а также поддержать принуждение Украины к миру, как это делал Саркози в 2008-м, заставив Саакашвили подписать мирный документ («Я телефоном удерживаю российскую армию в 20 км от Тбилиси»). Или по полной втянуться в войну, которая не нужна никому, и вести ее до конца...
Москва, Дмитрий Родионов
© 2015, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».