AMP18+

Авторская колонка

/

Бессилие Европы Что ожидать от завтрашней встречи в Минске?

Шансы на мирное урегулирование украинского кризиса по итогам завтрашних переговоров в Минске в «нормандском формате» с участием лидеров России, Франции, Германии и Украины минимальны. Договоренности если и будут достигнуты, то наверняка они так и останутся на бумаге. Об этом пишет в авторской колонке для NDNews российский политолог, руководитель Центра геополитических исследований Института Инновационного Развития Дмитрий Родионов.

Поздно вечером в понедельник в Берлине завершились восьмичасовые переговоры по украинскому вопросу представителей стран «нормандской четверки» на уровне заместителей глав МИД, предваряющие переговоры глав государств, запланированные на 11 февраля в Минске. Встреча, как и предшествующие ей переговоры лидеров Германии, Франции и России, проходила в закрытом режиме. Участники переговоров сообщили журналистам лишь о неких «ощутимых результатах». Точно так же, о чем в итоге договорились Меркель и Олланд с Порошенко в Киеве, затем Меркель и Олланд с Путиным в Москве, затем все четверо по телефону, и договорились ли вообще, мы не знаем. Равно как и о чем Порошеноко говорил с Керри, а в понедельник Меркель с Обамой. И не факт, что узнаем об этом в среду по результатам саммита в Минске. Если он вообще состоится. Так еще вчера глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер усомнился в возможности проведения саммита. Тем не менее, попробуем восстановить еще раз хронологию событий и хотя бы предположить, что нас ждет завтра.

Итак, на прошлой неделе европейские лидеры, которые до сего момента предпочитали не играть отдельную скрипку, а действовать в полном соответствии с позицией заокеанского союзника, внезапно решили попытаться взять ситуацию в свои руки. Причина понятна – угрозы открытых поставок Украине американского оружия стали реальностью, следовательно, стала реальностью угроза втягивания Запада в войну. Об этом так и заявил Олланд, прогнозируя большую войну, если в ближайшее время не удастся выйти из украинского кризиса.

Трудно сказать, что лидеры ЕС боятся больше всего: своего «большого брата» или войны в центре Европы. Последние их попытки как-то активно повлиять на ситуацию (чего за ними раньше не замечалось), взяв инициативу в свои руки, показывают, что войны они боятся все-таки больше. И что осознание того, к чему может привести их непродуманная политика в восточной Европе, начинает все-таки оказывать серьезное влияние на их восприятие ситуации. Ну, и, конечно, европейские лидеры давно мечтают проводить более независимую от США политику. Факторов много. Просто тут все совпало, тем более угроза разрастания конфликта далеко за пределы Украины и впрямь перестала быть просто страшилкой.

И вот Меркель и Олланд совершенно внезапно едут в Киев, где уже запланированы переговоры Порошенко и Керри, затем еще более неожиданный визит в Москву. Обстановка полной секретности и самые невероятные версии, высказываемые экспертами и журналистами, о сути «революционных» предложений Путину, которые, дескать, являются «последним шансом». Как тут не податься в конспирологию? Но давайте подумаем, что же такого могли предложить лидеры ЕС?

Первое, что следует сразу же учитывать: мир сейчас не нужен никому. Мир не нужен воюющим сторонам потому, что ни одна из них не добилась поставленных задач. Мир не нужен Киеву, поскольку тогда его ждет неминуемый коллапс, а война была и остается удобным «громоотводом», хунта, очевидно, совершенно неспособна к какой-либо созидательной работе, как только она перестанет воевать, она тут же рухнет. Не готовы к мирному строительству и власти ДНР и ЛНР, тем более, учитывая, что такое строительство (в случае условной победы над Киевом) должно будет осуществляться за счет России, которая сама к этому не готова. Москве хотелось бы по-прежнему видеть Украину федеративным государством и восстанавливать Донбасс как минимум совместно. Другие варианты (победа Киева, равно как и «приднестровизация» Донбасса) Москву не устраивают. Европе очень хотелось бы прекращения войны, но только не ценой победы России (отсюда и все эти метания – от осознания собственного бессилия изменить ход событий под себя). Ну, про то, почему Штатам нужна кровоточащая рана в центре Европы и под боком у России, уже сказано и написано более, чем достаточно.

Иными словами, ни о каком мире речи быть не может априори. Речь может идти только о перемирии, об очередном «Минске». Который каждая сторона будет использовать для перегруппировки и подготовке к новым боям. Кстати, это перемирие нужно обеим сторонам в той же равной степени, как им не нужен мир. Я уже говорил неоднократно, что противники фактически вошли в клинч, и для того, чтобы продолжить, им нужно временно разойтись в стороны и перевести дух. Совершенно очевидно, что у ополчения едва хватило сил на замыкание «дебальцевского котла», на большее их не хватит. У Украины сил хватает лишь на то, чтобы вяло обороняться, не пуская противника дальше, вглубь контролируемой территории. А кто не наступает, тот не побеждает, особенно учитывая то плачевное состояние, в котором пребывает сейчас украинская армия, и срыв в очередной волны мобилизации.

Что же может предложить Европа России в такой ситуации? С самого начала было известно, что речь идет об «имплементации минских соглашений». Но сейчас уже каждому очевидно, что минские соглашения давно похоронены. Их никто никогда не выполнял, кроме того, произошел ряд событий, не имеющих обратной силы: это и смещенная линия соприкосновения, отступать за которую ополченцы уже не будут, и выборы проведенные в ДНР и ЛНР. Однако предположения СМИ о характере мирного плана Меркель-Олланда пошли гораздо дальше минских договоренностей – дескать, Европа согласна на «приднестровский сценарий», т.е. на глубокую заморозку конфликта.

Тут следует заметить, что «приднестровизация» это, хоть и лучше, чем победа Киева, но все же далеко не то, чего хотят в Кремле. Интересный момент: на днях киевское издание «Зеркало недели» опубликовало якобы подробное описание предложений Владимира Путина Западу. По версии издания, в конце января, после телефонной конференции между лидерами России, Франции и Германии, Путин передал собеседникам «Комплекс мер по реализации Минского протокола от 5.09.2014 г. по урегулированию конфликта на Юго-Востоке Украины». Этот документ предусматривает предоставление Донбассу статуса автономии в рамках административных границ Луганской и Донецкой областей, гарантию безопасности, неприкосновенности и безотзывности избранных на внеочередных муниципальных выборах лиц и органов власти, гарантию выполнения Украиной Закона «Об особом статусе» в полном объеме, гарантию конституционной реформы Украины, предусматривающей децентрализацию и федерализацию, предоставление Донецкой и Луганской автономным республикам статуса свободной экономической зоны, принятие конституций Донецкой и Луганской автономных республик, проведение выборов в соответствии с донецкой и луганской конституциями, договор о разграничении полномочий между Украиной и автономными республиками. Для всего этого необходим прямой диалог между официальным Киевом и лидерами ДНР и ЛНР, а также вывод всех украинских воинских формирований за пределы областей и легализация «народной милиции» – существующих на территории ДНР и ЛНР воинских формирований, сосредоточение частей «народной милиции» на границе с Россией. По предположению издания, эти предложения должны были лечь в основу решения украинского конфликта между Москвой, Парижем и Берлином, без участия США.

Однако Париж и Берлин якобы сначала проинформировали Киев о существовании «плана», затем сочли необходимым обсудить его с Порошенко и лишь потом – с Путиным. Реакция Киева была однозначной: предложенный план неприемлем, т.к. является попыткой дестабилизации Украины с целью ее развала. Сразу после встречи с Меркель и Олландом в Киеве Порошенко вновь категорически заявил, что ни о какой федерализации, придания русскому языку особого статуса и т.д. речи не идет. Равно как не идет речи о вводе миротворцев (что однозначно означает заморозку конфликта).

Кроме того, замглавы администрации Порошенко Валерий Чалый заявил: «Никакого «плана Путина» они не привозили. Встреча показала, что мы можем сейчас четко говорить с нашими партнерами о единой позиции. Она состоит в требовании к Москве отозвать ополченцев на сентябрьские позиции и закрыть границу».

Уже в субботу Меркель резко изменила риторику, обвинив на мюнхенской конференции Россию в нарушении Хельсинкского договора, Будапештского меморандума и территориальной целостности Украины. А в понедельник американские СМИ сообщили об «ультиматуме» Меркель Путину, что, впрочем, можно рассматривать как «вброс» с целью внести еще больше недоверия между Россией и Европой. Вечером того же дня Меркель и Обама после встречи в Вашингтоне заявили о необходимости сохранения антироссийских санкций

Впрочем, в ходе той же мюнхенской конференции глава МИД Франции Лоран Фабиус внезапно сделал заявление о том, что Киев готов наделить Донбасс особым статусом (не уточняя при этом, что он имеет в виду), а Порошенко заявил о готовности в любой момент отдать приказ о прекращении огня, а также допустил проведение референдума о федерализации страны. Совершенно очевидно, что договариваться со столь откровенно несамостоятельными людьми не о чем.

Лично мне из всех этих метаний и передергиваний очевидно одно: никаких конструктивных предложений у европейцев нет и быть не может. Гипотетический «план Путина» категорически не устраивает Киев и его американских наставников. Но на что бы то ни было меньшее, не согласится Москва, которая еще раз продемонстрировала, что отступать больше не намерена. Судя по выступлению Лаврова в Мюнхене, Москва более не рассматривает ЕС как самостоятельного игрока и впредь предпочтет договариваться по Украине напрямую с Вашингтоном. Поведение Европы напоминает истерику ребенка, осознающего свою неправоту, но упорно не желающего ее признать вслух. Очевидно, что переговоры «нормандской четверки» закончатся ничем. Ну, возможно, подпишут на них какую-нибудь бумажку, требующую отвод техники и тому подобное. Которая, естественно, останется лишь бумажкой. К тому же это «нормандский формат», значит, представители ДНР и ЛНР в нем никак не участвуют. Значит, Москва всегда сможет откреститься от всего подписанного – оно не учитывает позиции одной из воюющих сторон. Договариваться Москве придется с Вашингтоном и точка.

Растущее желание США поставлять оружие Киеву чревато вовлечением в конфликт европейских стран-членов НАТО, тем более что в той же восточной Европе желающих поставлять на эту войну не только вооружение, но и «пушечное мясо», хватает. Уже сегодня в Европе намечается серьезный раскол, и провал переговоров может еще больше накалить ситуацию. В этих условиях разрастание украинского конфликта далеко за его пределы и вовлечение в него новых игроков может стать реальностью. Возможно, для Европы это действительно последний шанс, и в Берлине и Париже это хорошо понимают. Но сделать очевидно уже ничего не могут, ибо ситуация давно вышла из-под их контроля, да и не была никогда под ним. Что ж, в любом случае жители Европы должны будут сказать спасибо своим лидерам – это за их политическую близорукость, упрямство и самоуверенность Европе предстоит расплачиваться.

Вчера в Вашингтоне, отвечая на вопрос о минской встрече, канцлер Германии призналась, что у неё нет гарантий. «Я не могу дать никаких гарантий относительно результатов переговоров в среду. Может быть, ничего и не выйдет». Можно считать это заявление признанием в собственном бессилии…

Москва, Дмитрий Родионов

© 2015, РИА «Новый Регион»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Балтия, Дальний Восток, Запорожье, Италия, Кавказ, Киев, Кишинев, Крым, Москва, Одесса, Приднестровье, Севастополь, Северо-Запад, Абхазия, Днепропетровск, Донбасс, Львов, Поволжье, Сибирь, Ужгород, Урал, Харьков, Центр России, Юг России, Авторская колонка, В мире, Конфликт на Украине, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Юго-Восток Украины,