«Минск-2» – плохой римейк плохого фильма Третья мировая отменяется, гражданская – продолжается
Не зря саммит в Белоруссии по урегулированию украинского кризиса задолго до его проведения окрестили «Минск-2». Самый натуральный римейк, как в кино. А римейки это всегда повторение с некоторыми не меняющими сути изменениями прежнего сценария. Вот и «Минск-2» мало чем отличается от «Минска-1». В обоих соглашениях красной нитью проходит два фактора. Об этом пишет в авторской колонке для NDNews российский политолог, руководитель Центра геополитических исследований Института Инновационного Развития Дмитрий Родионов.
Первое: Киев все еще не готов вести диалог напрямую с Донецком и Луганском, что особо подчеркнул Владимир Путин: «Почему так долго шли согласования. Я думаю, это связано с тем, что, к сожалению, киeвские власти до сих пор отказываются от прямых контактов с представителями Донецкой и Луганской народных республик. Даже несмотря на то, что они непризнанные, надо исходить из реалий жизни, и если все хотят договориться на долгосрочной основе выстроить отношения, то нужно пойти на прямые контакты». Из этого следует, что никакого не то чтобы прочного мира, но и вообще какого-либо конструктивного диалога не сложится.
Второе: решения о вводе миротворцев не принято, значит – о «заморозке» конфликта речи не идет, и он может быть возобновлен в любую минуту. В то же время первые два пункта о прекращении огня и отводе войск с одной стороны выглядят как победа Киева, которому удалось не только остановить наступление ополченцев, но и, по сути, оттеснить их к линии разграничения сентября 2014. Однако наступление ополчения реально выдохлось. Максимум, на что хватило сил – замкнуть «дебальцевский котел» (недаром туда перебросили подразделение легендарного Моторолы, что означает явную нехватку резервов).
Кстати, дата 15 февраля выбрана неслучайно – у ополчения есть три дня на зачистку «котла», само существование которого Киев, кстати, отрицает. Тем хуже для Киева. Если бы он следовал советам Путина и исходил из реальности, то попытался бы вывести своих людей. Однако отказ в признании реальности свидетельствует о том, что Киев рассчитывает тоже использовать эти три дня с военной выгодой для себя. Еще раз, тем хуже для Киева, а конкретно для Порошенко – тем болезненней украинским обществом будет воспринята правда.
Что касается невыгодного для ополчения отступления за старую линию соприкосновения, то тут строгость закона компенсируется необязательностью его выполнения. Кто-то реально верит в то, что огонь будет прекращен, а войска отведены?
Пункт четыре (в первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством). Невыполнимость этого пункта для ДНР и ЛНР еще более очевидна – это перечеркнет результаты ноябрьских выборов и фактически поставит крест на республиках. Формулировка положения дает неограниченное пространство для маневра. Начать диалог можно, а вот заканчивать его не обязательно. Начать диалог о проведении выборов – это не равно провести выборы. Диалог может продлиться вечно. И прошу обратить внимание на фразу «в первый день после отвода». Как говорится, смотри предыдущий пункт.
Далее: принять постановление Верховной рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014года. Что-то я не помню в законе конкретики по указанию территорий. Но даже не в том суть. Если до 15 февраля ополчение зачистит Дебальцево, вы себе как представляете, что они просто возьмут и уйдут оттуда по постановлению Рады? Принимать постановления Рада может сколько угодно! Контора пишет...
По поводу пунктов три, пять, шесть, семь (мониторинг режима прекращения огня, амнистия, обмен пленными, обеспечение доставки гумпомощи) – мы это уже проходили осенью. Единственное, что хоть и коряво, но прошло – обмен пленными. Думаю, пройдет и в этот раз.
Пункт восемь (определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины). Это уже победа Путина, который хотел бы хотя бы значительную часть расходов переложить на Киев. Тем более что выполнение этого пункта будет под особым контролем европейцев. Впрочем, выполнен он будет, как и первые два. Иначе Порошенко «сожрут» свои же: как так давать деньги сепаратистам, которые оружие складывать отказываются?
Девятый пункт (восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования). Этот пункт ключевой для Порошенко, т.к. восстановление контроля над границей – начало конца Новороссии. Но и тут он по сути проиграл. Формулировку «начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования» можно читать как «никогда».
Десятый пункт (вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп). Во-первых, это было еще в Женеве и касалось, в том числе «Правого сектора» и тербатов, И что? И где? Порошенко будет их разоружать? Смешно же. И потом, какие наемники в ДНР и ЛНР? Те, кого Киев считает наемниками, служат в войсках ДНР и ЛНР по официальному контракту с Минобороны, они фактически натурализованы пусть непризнанным, но государством.
Одиннадцатый пункт (проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию и принятие постоянного законодательства об особом статусе). В это кто-то реально верит? Я не юрист, но, насколько я знаю, такого понятия, как «особый статус» не существует в мировой практике. Речь ведь даже не об автономии (в определенной степени которой какое-то время обладал Крым, и которую, как выяснилось, элементарно отобрать). Придумать можно любую формулировку. Опять же в примечании повторяется то же, что было в сентябре. Воз, как говорится, и ныне там – в Минске.
Двенадцатый пункт (на основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы). Еще раз обращаю внимание на то, о чем я говорил выше. Контора пишет, вопросы обсуждаются...
Про тринадцатый пункт (интенсификация деятельности трехсторонней группы) можно сказать все ровно то же самое.
Итак, главное: Порошенко не готов к диалогу с Донецком и Луганском. Не потому, что он такой плохой, а потому, что если он начнет договариваться с «террористами» его дни у власти будут сочтены. А раз не будет, значит, игра в «испорченный телефон» будет продолжаться еще долго. Очевидно, что Киев выполнять соглашения не будет, значит, руки у Новороссии в известной степени развязаны. Ничего толком не сказано о статусе ДНР и ЛНР (кстати, Путин, несмотря на заверения в приверженности территориальной целостности Украины, все же назвал их Донецкой и Луганской народными республиками). Не сказано, где пройдет граница ДНР и ЛНР после их «автономизации» в составе Украины. Равно как и о том, как будет осуществлять управление «демилитаризованной зоной». Что-то кто-то с кем-то когда-нибудь будет обсуждать.
Очень показательно частое использование слова «модальность». Модальность соглашений вписывается в смысловые рамки слова «возможно». Возможно, будет так. А возможно, и не будет... Вот лично я уверен, что никакой конституционной реформы и никаких выборов в Донбассе по украинскому законодательству не будет. Как и перехода границы под контроль Киева.
Судя по едва ли не восторженной реакции европейских лидеров, основными выгодоприобретателями явились они – мировая война фактически остановлена, не начавшись. Европа ведь действительно перепугалась. И не сколько войны у своих границ, сколько собственного раскола. Ведь в восточной Европе нашлось немало желающих повоевать, а расплачиваться за это пришлось бы всем. Одним из самых серьезных предупреждений стало даже не настойчивое желание американских политиков вооружить Украину, а создание польско-литовско-украинской бригады, чье участие в гражданской войне на Украине могло бы как раз стать началом третьей мировой. Ну и решение палаты представителей конгресса США о выделении Украине военной помощи в последний раз продемонстрировало, что уже завтра может быть поздно.
Доволен и Владимир Путин. Несмотря на то, что старые санкции не сняты, а вступление в силу новых, уже принятых, не отменено, Москва продемонстрировала, что готова к компромиссам ради прекращения огня, чем получила ряд политических и имиджевых плюсов. При этом, прошу обратить внимание: под финальным документом есть подписи представителей ДНР, ЛНР, Украины, ОБСЕ, но нет подписи России, Германии и Франции. Прошу еще раз вдуматься: документ подписан лидерами непризнанных (то есть де-юре несуществующих) образований, пенсионер и двое послов. Нужно ли объяснять, какую юридическую силу имеет этот документ? Ну, и, конечно, Москва может в любой момент от него просто откреститься.
Когда настанет этот момент, сколько долго продлится перемирие, мы можем только гадать. Если оно вообще наступит, ведь даже за оставшиеся три дня много может измениться. Полагаю, что все же наступит – ведь в передышке заинтересованы все. Жаль только тех, кто все еще верит, что это не передышка, а это серьезное достижение. Мир, а не перемирие. Впрочем, полагаю, что таковых среди присутствующих вчера на переговорах в Минске не было…
Москва, Дмитрий Родионов
© 2015, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».