Здесь Донбасс, а не Дейтон Украина просто так не склеится
Раскол Украины вряд ли не удастся преодолеть: склеить эту разбитую чашку, вновь формально присоединив взорвавшийся Донбасс к остальной стране, почти невозможно. О перспективах развития украинского кризиса пишет в авторской колонке для NDNews российский политолог, руководитель Центра геополитических исследований Института Инновационного Развития Дмитрий Родионов.
В четверг Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение обратиться в ООН и к ЕС насчет развертывания международной миротворческой миссии на юго-востоке. Секретарь СНБО Александр Турчинов выразил уверенность, что Верховная Рада поддержит это решение. Ранее Петр Порошенко назвал полицейскую миссию Евросоюза оптимальным форматом международного присутствия на востоке страны. По его словам, вопрос о вводе миротворцев обсуждался и на переговорах «нормандской четверки».
Власти Новороссии на это отреагировали так: «Если хотят ввести, мы не против», – заявил представитель Минобороны ДНР Эдуард Басурин. Однако уточнил: «Я имел в виду введение миротворцев на границу между Украиной и ДНР». Это естественно, ведь по замыслу Киева миротворческая миссия должна встать не только на линии соприкосновения с ополченцами самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, но и на участке украинской границы с Россией, которую Киев не контролирует. Закономерна реакция России: по словам постпреда при ООН Виталия Чуркина, заявления Киева о приглашении на восток страны миротворцев ставят под сомнение намерение властей Украины выполнять минские договоренности.
Зачем нужны миротворцы Порошенко? Тут все предельно ясно: в Минске он так и не смог выторговать для себя получение контроля над границей, без чего ни о какой победе на Донбассе для него не может быть и речи. Условиям «минских соглашений» прописаны так, что контроль над границей Киев не получит никогда, так как никакой конституционной реформы при нынешней власти не может быть по определению. Видимо, Порошенко решил попробовать не мытьем, так катанием. Впрочем, думаю, без особой надежды на успех. Тема миротворцев в Минске, судя по всему, обсуждалась, но ввести международный контингент можно только с согласия обеих сторон, а представители Новороссии никогда не согласятся на ввод на границу каких-либо других миротворцев, кроме России. Да и Россия, обладая правом вето в Совбезе ООН, такого просто не допустит.
Очевидно, что миротворцы нужны Киеву хотя бы на линии соприкосновения просто для перестраховки, чтобы в случае широкомасштабного наступления ополченцев после нарушения перемирия (а оно будет нарушено рано или поздно), спасти фронт от неминуемого обвала. Иными словами, Порошенко прекрасно осознает, что его армия с каждым днем теряет боеспособность, и что рано или поздно защитить его будет некому, кроме «голубых касок». Кстати, миротворцы нужны и Вашингтону – как очередная попытка втянуть Европу в конфликт непосредственно, уже без возможностей для маневра.
Новейшая мировая история показала нам два варианта миротворческих миссий. Первый – это миссия, имеющая непосредственной целью то, ради чего они все и создаются – развод сторон, заморозка конфликта. Примеры таких миссий – та же Абхазия, Приднестровье. Второй – миссия, направленная на непосредственную помощь одной из сторон, точнее на то, чтобы спасти ее от неминуемого поражения. Такие миссии мы видели в бывшей Югославии – в Боснии и в Косово, в обоих случаях «миротворцы» были нужны лишь для того, чтобы зафиксировать итоги грубого вмешательства Запада, останавливавшего наступления сербов. Кстати, любопытное замечание: первый тип миссий осуществляется обычно странами СНГ, главным образом, Россией. Второй – силами НАТО.
Совершенно очевидно, что Порошенко никак не устраивает первый вариант – это будет означать «приднестровизацию» Донбасса. А вот «югославизация» вполне бы устроила. Во всяком случае, как временный вариант. Он ведь прекрасно понимает, что иных вариантов, кроме временных, у него нет, и что следующий вариант, скорее всего, придется искать уже другому президенту.
Первый вариант, кстати, и России не нужен, не зря она так остро восприняла разговоры Киева о миротворцах. Ведь «приднестровизация» поставит крест на планах Кремля создать внеблоковую управляемую федеративную Украину, ему придется «нянчиться» со вторым Приднестровьем, от которого уже нельзя будет отмахнуться, как от первого – общая граница!
Стоит подумать о том, а возможно ли какое-либо мирное сосуществование Донбасса и Украины в условно едином государственном и экономическом пространстве в ближайшее время? Я в последнее время много слышу дискуссий на эту тему, читаю предложения по конституционной реформе Украины и т.д. Тут, конечно, надо понимать, что просто так взять и соединить в один день части бывшей Украины нельзя, как нельзя собрать разбитую чашку. Как сделать так, чтобы все те мирные жители, которых я сам видел бьющихся в истерике на руинах собственных домов и над трупами собственных детей, которых трясло от слова «Украина», захотели жить в Украине, пусть даже это будет конфедерация, а Донецк станет ее столицей? Чтобы ополченцы, которые, несомненно, испытывали эйфорию, сбрасывая на днях украинский прапор с вышки над Дебальцево, обращавшиеся с ним как с тряпкой, которую противно трогать руками, захотят жить в стране, на флаге которой будут присутствовать ненавистные жовто-блакитные колиры?
Да, разбитую чашку можно склеить. Но, тем не менее, это будет склеенная чашка, к которой в будущем надо будет приложить гораздо меньше усилий, чем до этого, чтобы разбить вновь. Причем, по тем же самым «границам». Возникает вопрос, а зачем нужна склеенная чашка, когда купить новую будет практичней, да и выглядеть она будет эстетичней, чем клеенная-переклеенная?
Тут, конечно, снова и снова сторонники Запада будут вспоминать Боснию и Герцеговину как свое величайшее достижение. Но ведь не надо быть экспертом в геополитике, чтобы понимать, что это и есть та самая склеенная чашка. Не важно, насколько крепко, ровно и красиво она склеена, важно то, что она склеена, и уже не будет целой. И над ней будет постоянно висеть дамоклов меч новой войны уже просто потому, что ни одна из сторон не добилась своих целей. Очевидно, что республика Сербская будет всегда стремиться к воссоединению с Сербией (разумеется, с собственной столицей в Сараево), территории населенные хорватами, будут стремиться в Хорватию, да и у мусульман есть свои далеко идущие планы. Что нынешний вариант это временное решение, которое применил Запад для того, чтобы не было этих великих Сербий и великих Хорватий, чтобы продолжать контролировать ситуацию. Что он держится только на штыках «миротворцев», равно как, и даже в большей степени – ситуация в Косово. Все эти постоянно меняющие друг друга UNPROFORы, SFORы, EUFORы , которые стали для местных жителей такими же естественными, как полиция или почтовая служба – все это свидетельства того, что иногда клея мало, нужно чашку еще и держать руками.
Кстати, единственным «клеем» в подобных ситуациях могла бы стать некая общая наднациональная идея, общее сверхгосударство, в котором все народы ощущали бы себя в равной степени винтиками огромной машины, каковой была Российская империя или СССР или та же СФРЮ. А еще должно исчезнуть всякое влияние извне. А то мы привыкли, что все конфликты «постялтинского» мира (особенно на руинах СССР) являются не только прямым следствием геополитических потрясений, вызванных итогами «холодной войны», но и рычагами давления региональных игроков друг на друга.
Единственным известным вариантом, когда проблема сепаратизма была решена эффективно и усилиями только той страны, в которой она возникла – это Чечня. И то, не следует забывать, что Ичкерия просуществовала почти 10 лет. Несмотря на то, что была полностью изолирована от внешнего мира. Несмотря на то, что в ней не было иных вариантов хозяйственной деятельности, кроме похищения людей с целью выкупа, изготовления фальшивых авизо, фальшивомонетчества, наркомафии. Несмотря на то, что в ней сформировалось по сути нечто среднее между рабовладельческим и феодальным строем, и население страдало от беспредела, который творили местные князьки. Ичкерия пала потому, что ее некому было защищать, потому, что даже многие бывшие боевики поняли, что у такого «государства» нет будущего. И она, возможно, продержалась бы чуть дольше, если бы не начала расползаться в Дагестан, поскольку внутренних ресурсов выживания уже не хватало. Впрочем, ненамного…
Многие украинские оппоненты, кстати, любят приводить Чечню в пример, мол, сами приползли обратно, и ничего, живут под триколором, забыв об обидах войны. Видимо, эти люди не хотят понимать, что на Донбассе такую ситуацию, когда местное население само позовет украинскую армию, надо еще создать, и потребуется на это не один год. Но никаких предпосылок для такой ситуации нет и не предвидится. У Донбасса есть граница с дружественной Россией, которая не станет участвовать в его блокаде. Население Донбасса намного больше, чем в Чечне, и это, как говорил Ленин, в основном сознательные промышленные пролетарии, а не горцы-селяне. Кстати, простора для экономической деятельности там еще побольше, чем на всей остальной Украине вместе взятой. Наконец, на Донбассе, нравится это кому-то или нет, начинает выстраиваться пусть со скрипом, пусть зависимая от России, но государственность.
Украина – не Россия, а нынешний Киев тем более не в состоянии решить свои территориальные проблемы, поэтому всякий раз, когда проблемы угрожают перерасти в национальную катастрофу, будет просить мира и миротворцев. Конечно, Киеву бы хотелось миротворцев по уже упомянутому мной второму, «югославскому» сценарию. Проблема Порошенко в том, что сейчас не 90-е, а Украина не Сербия, которую Ельцин тогда откровенно говоря, сдал. Сдавать Новороссию никто не собирается. Тем более, что цель Кремля – не Донецк и Луганск, а сам Киев.
Москва, Дмитрий Родионов
© 2015, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».