То, что происходит вокруг Приднестровской Молдавской Республики, свидетельствует о том, что США и их союзники взялись за маленькую страну по-настоящему. Об этом в авторской колонке для NDNews пишет президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья Андрей Сафонов.
Поводов для размышлений достаточно. В настоящее время оказывается давление на ПМР – от экономического удушения до информационной войны и военного ослабления, когда из республики выпускают отслуживших российских военных, но новые на их смену уже не впускаются. Последнее, по мнению многих людей, призвано создать предпосылки для предъявления ультиматума о фактической капитуляции с возможным нападением на Приднестровье в случае отказа этот ультиматум принять.
Настаёт решающий час...
После государственного переворота 22 февраля 2014 года и установления контроля США над политикой Киева, ранее в целом лояльно относившегося к Приднестровью, из уст официальных лиц Киева и в националистических СМИ Украины идёт вал заявлений о якобы исходящей от Приднестровья «угрозе». Перед нами – классическое создание образа врага из ПМР, которой народ Украины оказал помощь во время агрессии прорумынских сил 1992 года. Абсурдные обвинения, возможно, призваны пропагандистски облегчить нападение на ПМР, если на Западе придут к выводу, что это необходимо.
Рубежом опасности можно считать 21 мая 2015 года, когда Верховная рада Украины денонсировала 5 соглашений с Российской Федерацией о военном сотрудничестве. Сразу же усилились декларации о «приднестровской угрозе».
А вот один из образчиков откровенных измышлений. «Приднестровье потенциально остается плацдармом для угроз Украине, прежде всего, в Одесской области», – заявил накануне 24nova.net Сергей Братчук, координатор группы «Информационное сопротивление-Юг». «При этом силы для дестабилизации ситуации могут готовиться (готовятся) непосредственно на сопредельной территории с дальнейшей переброской в виде ДРГ, – считает военный эксперт, – Также рассматриваются варианты мобилизации сторонников террористических организаций Донбасса и в ряде других регионов нашей страны».
Против ПМР активно, как никогда, используются социальные сети, где украинские националисты действуют нередко в трогательном согласии с националистами прорумынскими. Вот характерный пример:
«Люди московского православного прапорщика Игоря Гиркина вербуют безработных мужчин в Приднестровье и используют их в качестве диверсантов, чтобы совершать террористические акты в Одессе. В Южной Пальмире проживают на полном кремлевском довольствии много наемников из ПМР, которых ФСБ РФ использует для дестабилизации обстановки в Одессе.
Под видом «мирных жителей» боевики проникают в портовый город, арендуют частные дома в пригороде Одессы, накапливают оружие, боеприпасы и взрывчатку. Под винными будками «засланные казачки» вербуют из местных бомжей камикадзе для осуществления террористических акций».
Но при этом ни одного факта, разумеется, не приводится. Ибо их нет.
Подготовка к полной ликвидации Приднестровского государства всеми возможными методами идёт полным ходом.
Крепость «Днестр»
В этой обстановке ПМР оказывается в фактической изоляции и может рассчитывать, прежде всего, на себя. Возможные действия других сторон, включая Россию, не относятся к компетенции приднестровцев и потому в данном материале не рассматриваются.
Приднестровью, несмотря на естественное желание жить в обычных условиях, необходимо энергично готовиться к работе в состоянии частичной или полной изоляции. Это – несомненный экстрим, требующий полной перестройки экономики. Как это может выглядеть? Самообеспечение продовольствием и основными видами товаров; поддержание социальной сферы за счёт, прежде всего, внутренних доходов и резервов; свобода для малого и среднего бизнеса с упором на производство; туризм для любителей побывать в «необычных странах» (если не будет войны).
Одновременно требуется укрепить обороноспособность ПМР; обеспечивать многолетнюю службу в Приднестровье военных России (в том числе, из числа местных жителей), обеспечивать взаимодействие приднестровских и российских силовиков. Помочь выдержать нарастающее давление с угрозой военного конфликта может лишь превращение Республики, хотят того люди или нет, в стальную крепость, в единый военно-политический организм.
Но может ли Приднестровье сделать всё это при нынешнем руководстве во главе с действующим президентом Евгением Шевчуком, пришедшем к власти в конце 2011 года? С того времени Приднестровье систематически ослабляется изнутри.
Приднестровское государство стремительно слабеет
Производству был нанесён мощный удар из-за роста тарифов на газ для заводов и фабрик. Казалось бы, для чего нужен этот самоубийственный шаг? Ведь в результате «бюджетная дыра» серьёзно выросла. Называется цифра от 50 до 70%. Естественно, в этих условиях российский бизнес, который как бизнес страны-союзницы, занимал прочные позиции в Приднестровье и обеспечивал часть политической поддержки со стороны Москвы, начал уходить из ПМР. Самый показательный пример – это Молдавский Металлургический завод в Рыбнице. Не выдержав явной авантюры с тарифами, с предприятия ушёл такой российский гигант, как «Металлоинвест», возглавляемый Алишером Усмановым.
Уход российского бизнеса – это как раз то, чего ждут общие враги России и Приднестровья. Подмять того, кто лишается поддержки, всегда легче.
Правда, есть и иные данные. В начале этого года прошли сообщения в СМИ, что экспорт из ПМР вырос на 16,4% в 2014 году по сравнению с 2013-м. И ещё! Бюджет в 2014 году выполнен на 104,7% по доходам (в ПМР власти видят выход в непрерывном росте собираемости налогов и сборов). Этого вполне достаточно для того, чтобы поддерживать социальную сферу, полностью платить пенсии и зарплаты. Но с лета 2014 года социальные выплаты были урезаны, а в 2015 году этот курс продолжился. Урезание составляет ежемесячно 30%; сумма задолженности растёт. Народ интересуется у власти: а куда же пропали деньги, господа, если вы перестали нам платить наши кровные? Вопросы очень неприятные, но ответов на них не слышно...
Очевидно, что Президент и Правительство Приднестровья не в состоянии найти выход из кризиса.
Когда власть не знает, что делать. Или знает?..
Откровенный смех сквозь слёзы вызвал у народа ПМР объявленный не так давно правительством конкурс. Тема проста: что делать для спасения экономики страны? Народ пожимал плечами и говорил: а зачем нам тогда вообще такая власть, которая нас же и спрашивает о путях спасения?
У этой незадачливости есть своё объяснение. Евгений Шевчук, не имеющий никакого опыта работы в реальной экономике и настоящего управления, пришёл во власть с небольшой группой молодых людей, которые также не прошли ни звеньев управленческой школы, ни «школы жизни» на производстве. Не было и нет у них и программы реформ. Ясное дело, провал следует за провалом.
Как реагирует на происходящее нынешнее руководство? Как показывают подсчёты, в 2012-2015 годах в маленькой ПМР сменилось 18 министров и 7 глав администраций, которые назначаются и смещаются президентом. Кадровая чехарда не принесла ни малейшей пользы, поскольку «тасуются карты из одной маленькой колоды». Рост тарифов на ЖКХ составил до 70%. То есть политика «социального государства», проводимая при Игоре Смирнове (1990-2011) сменилась ультралиберальным курсом «шоковой терапии». По мнению многих экспертов, нынешнее руководство ПМР в этом отношении взяло за образец политику прозападного руководства Молдовы. В частности, при Шевчуке началась такая же, как и в Молдове, «оптимизация школ». Итог: в результате такой «оптимизации» в Приднестровье закрыто 12 школ.
Ясно, что это вызывает массовое недовольство. А что власть? С мая 2013 года, как показывают подсчёты, без решения суда в ПМР были заблокированы 11 Интернет-сайтов и форумов. И никакой смены политики. Никакого привлечения во власть новых людей. О новых идеях мы и не говорим. Да и о чём говорить, если в правительстве ПМР индустриально-аграрного и экспортно-ориентированного региона нет вообще ни одного производственника.
Заготовка для первоклассников
Есть версия, что нынешнее руководство ПМР либо прозападное, либо в его составе действует мощное и влиятельное прозападное крыло, которое часто оказывает решающее влияние на принятие окончательных решений. В качестве примера обычно приводится согласие официального Тирасполя на включение в повестку дня переговоров в формате «5+2» об урегулировании молдавско-приднестровского конфликта так называемой «Третьей Корзины» с вопросами политики, безопасности, статуса ПМР, российских войск на территории республики. Прежнее руководство во главе с Игорем Смирновым на это не шло. Теперь же Запад получил то, что хотел. Он может официально ставить вопрос о выводе Оперативной Группы Российских войск и миротворцев РФ из Приднестровья...
Можно предположить, что в Москве видят всё это. Косвенно это предположение подтверждается тем, что «под Шевчука» Россия в этом году не стала оказывать экстренную финансовую помощь, несмотря на урезания пенсий и зарплат. Видимо, Россия сначала желает узнать: а куда ушли деньги, которых ранее, когда и людей в ПМР было побольше, хватало на соцвыплаты?
Вместо внятных объяснений власть ПМР придумала ход. Так, общественные организации ПМР, охваченные законной тревогой за судьбу республики, направили обращение в адрес президента России Владимира Путина с просьбой «с целью недопущения военных действий и размораживания молдо-приднестровского конфликта, предпринять все возможные меры: дипломатические, политические и экономические, а при необходимости защитить народ Приднестровья и признать Приднестровскую Молдавскую Республику».
Формулировки чёткие. Но в официальных СМИ появляется фраза: «Общественники решили обратиться к Главе государства Евгению Шевчуку, чтобы он передал письмо общественных организаций Президенту Российской Федерации». Между тем, из открытых источников известно, что президент РФ с действующим главой ПМР не встречается, а в последний визит Шевчука в Москву с ним и не встретился даже специальный представитель Владимира Путина по Приднестровью, вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин. Очевидно, для этого есть веские основания...
Так или иначе, но попытка в столь напряжённый момент повысить рейтинг власти путём попытки организовать приём в Кремле руководителя, во многом ответственного за крайне тяжёлое положение руководимой им страны – не самое удачное решение. Вряд ли в Москве, где сидят поистине аппаратные «акулы», не раскусят такой ход для первоклассников...
Заключение
Итак, в своих расчётах, где каждый шаг расписан на ближайшие месяцы, Запад полагает, что к критическому моменту внешнее давление на ПМР достигнет апогея и совпадёт с максимальным ослаблением Приднестровской государственности изнутри. Ставка делается на слабость нынешней приднестровской власти.
Сценарий может быть таковым: прозападное лобби в Тирасполе в этот момент объявляет, что Приднестровье долго держалось, но из-за того, что общей границы с Россией у ПМР нет, и вообще Москва не смогла оказать Приднестровью всю необходимую помощь, республика вынуждена пойти на «разумный компромисс» и принять предлагаемые условия США, ЕС и их союзников.
Такой прогноз западных действий представляется логичным.
Тирасполь, Андрей Сафонов
Тирасполь. Другие новости 28.05.15
Борьба за власть в России вошла в стадию «весеннего обострения». Станислав Белковский подготовил доклад об особенностях нынешний политической ситуации. / Россия катится в «совок». Новая перестройка неизбежна, – считают эксперты «Горбачев-фонда» и КГИ. / Игорь Николаев: Самовнушение правительства может обойтись очень дорого. Официальная статистика противоречит успокоительным заявлениям. Читать дальше
© 2015, РИА «Новый День»