Конец «Минска» Новая война в Донбассе должна сделать стороны сговорчивее
В последние дни произошло сразу несколько событий, демонстрирующих все еще надеющимся на более или менее долгосрочный мир на Украине – «минский формат исчерпан». Собственно говоря, этот проект был мертворожденным изначально, так как изначально содержал в себе заранее невыполнимые требования к обеим сторонам. Об этом пишет в авторской колонке для РИА «Новый День» российский политолог, руководитель Центра геополитических исследований Института Инновационного Развития Дмитрий Родионов.
В «минских соглашениях» изначально отсутствовал механизм реализации. Киев настаивал на проведении в Донбассе выборов по украинскому законодательству и восстановлении контроля над границей с РФ до внесения в Конституцию изменений, с учетом особого статуса Донбасса, в то время, как представители Донецка и Луганска требовали сначала изменения Конституции, как и было прописано в «минском протоколе».
Но суть не в этом. Даже если бы существовал реальный механизм выполнения минских соглашений, их бы никто не стал выполнять, так как они по сути своей противоречат тем целям, за которые велась война обеими сторонами. Киев изначально был против реальной федерализации, на которой настаивала Москва. Ополченцев Донбасса нынешняя украинская власть воспринимала и воспринимает не иначе, как «террористов», что неоднократно подчеркивалось. При этом Киев давал понять, что об амнистии «террористам» не может быть и речи. Донецк и Луганск, хотя изначально и требовали всего лишь децентрализации, с активацией боевых действий и проведением референдума о независимости уже не были готовы удовлетвориться децентрализацией и федерализацией, несмотря на то, что Москва усиленно давила на их лидеров, пытаясь впихнуть полуразрушенный Донбасс обратно в Украину.
Единственные, кто получал заметные бонусы от «Минска» – это Москва и Брюссель. Первая по той причине, что могла требовать ослабления давления на себя (что, как оказалось на практике, было необоснованным ожиданием) и выиграть время, чтобы продолжать давить на Запад и собственно Украину для продвижения своих интересов. Европа же оказалась не на шутку напугана возможностью появления второй Югославии, и еще зимой начала предпринимать срочные меры, которые с одной стороны позволили бы ей сохранить лицо, не признавая открыто, что с евроинтеграцией Украины в обход Москвы они, мягко говоря, поспешили, а с другой – сохранить хоть какое-то влияние на происходящие там процессы на фоне того, как главным выгодоприобретателем гражданской войны на Украине стали США.
Последние, впрочем, тоже испугались растущим влиянием Европы и начали действовать по принципу «не можешь обуздать процесс, надо его возглавить», как они неоднократно поступали во время т.н. «арабской весны». Многие посчитали, что раз уж США поддержали «Минск», фактически потребовав его выполнения от властей Украины, то в ближайшее время войны не будет. Выводы, как обычно оказались преждевременными.
Следует помнить о том, что две (а может, и больше) башни есть не только у Кремля. В Вашингтоне также существуют условные «партии» «войны и мира». Подчеркну: условные. Так как они могут менять свои лозунги в зависимости от текущей политической ситуации. Так же как у нас Сурков может превращаться из условного «охранителя» и «творца вертикали» в не менее условного «либерала» и «сторонника слива». Впрочем, это отдельная тема.
Так вот недавнее выступление Байдена перед студентами политологического Института Брукингса в Вашингтоне ясно дало понять, что Америка продолжает колебаться по поводу поставок оружия Киеву. Собственно, мало для кого является секретом то, что уже поставляет, и что на Украине находятся американские инструкторы. Речь идет о довооружения украинской армии до того уровня, чтоб она могла как минимум превратить войну в затяжную и позволить ей распространиться дальше нынешних границ, идеально, чтобы втянуть в нее Россию с одной стороны, и Европу – с другой. Кстати, это прямая угроза Европе, которая итак уже страдает от нелегального распространения стрелкового оружия из Украины.
Дальше внезапно убивают Алексея Мозгового. Можно сколько угодно спорить о значимости его фигуры для мировых политических процессов, однозначно одно: убивали не человека, убивали идею. Идею единой Новороссии (которую как по заказу «прикрыли» за несколько дней до этого), идею социального государства, государства без олигархов (что олигархической России могло бы разве что в страшном сне присниться). А еще убивали «минский формат», с одной стороны, убивая человека, который всегда призывал украинцев развернуть штыки и вместе бороться против их «хозяев», с другой – сея панику и атмосферу недоверия, способные привнести раскол внутрь ЛНР, в идеале создав там «войну в войне».
Говоря о том, кто убил Мозгового, надо в первую очередь вывести из круга обвиняемых тех, кто однозначно не может быть причастным к этому убийству. Это, разумеется, в первую очередь украинцы. Понятно, что Киеву очень хотелось бы своими руками убрать такую символическую фигуру, как Мозговой, но такая задача ему была явно не по силам. Думаю, вариант со случайно оказавшейся в нужное время и в нужном месте ДРГ можно также сразу отнести к категории фантастических.
Полагаю, Луганску тоже очень хотелось бы, чтобы Мозгового не существовало. Но убирать его он не стал бы по нескольким причинам. Во-первых, Мозговой не Бэтмен, устранить его так же спокойно, а потом еще и признать свою ответственность, никак бы не вышло. Во-вторых, в этом просто не было необходимости. Мозговой был достаточно умным человеком, чтобы не переходить красной линии. Да, у него были разногласия с Плотницким, но все они вовремя гасились, и оба оппонента всегда знали, где стоит остановиться и начать договариваться.
Разумеется, говоря о Луганске, надо иметь в виду, что это не только Плотницкий, вернее, Плотницкий не решает ничего без согласования с кураторами из Москвы. Исходя из этого, можно предположить, что ноги как раз из Москвы и растут, тем более, что работали профессионалы. Впрочем, эти профессионалы могли быть и с другой стороны – как считает депутат Клинцевич, исполнили американцы – их почерк. В этом случае речь идет о предательстве, как минимум, в окружении Мозгового, как максимум – в руководстве ЛНР – кто-то же должен был слить информацию о передвижениях комбрига.
Таким образом убить Мозгового могли только по прямой наводке Москвы или Вашингтона, причем задействовав весь арсенал спецслужб. Зачем? Ответ очевиден – чтобы нарушить тот шаткий баланс, установившийся после того, как Россия в очередной раз прямой речью заявила о том, что видит Донбасс только в составе Украины, а Вашингтон дал понять, что не видит альтернативы «минскому формату» и начал «пересматривать» свое отношение к войне.
Второй момент – назначение Саакашвили губернатором Одесской области. Не зря большинство экспертов тут же заявили, что готовится удар по Приднестровью. Ну, очевидно же, что Саакашвили поставили на эту должность не для того, чтобы он взращивал там новую элиту, присосавшуюся к местной «трубе». Саакашвили – это человек, который нужен только для одного, ружье которое стреляет один раз, но прицельно. У Саакашвили есть миссия, и неудивительно, что его назначение было продиктовано Порошенко американскими кураторами, теми самыми, кто хочет, чтобы война была продолжена. Впрочем, для украинских элит это тоже весьма приемлемый вариант – на «варяга» всегда можно потом «перевести стрелки» в случае провала. К провалам Мишико, конечно, не привыкать, но тут нужен именно человек безбашенный, не связанный с землей, которому по сути нечего терять, к тому же ненавидящий Россию и желающий отыграться за 08.08.08. Мастер кровавых провокаций.
Стоит отметить, что приднестровская армия хоть и сильнее молдавской, удара ВСУ не выдержит. И не помогут ей наши два жалких батальона ОГРВ, у которых нет никакого вооружения, кроме стрелкового. Конечно, вот так вот ждать, что Украина нападет на ПМР, не стоит, но вот серьезные провокации возможны. Тем более что уже прошла информация о концентрации украинских войск вдоль приднестровской границы. Участие Молдавии в этой операции может быть чисто символическим. Вопрос том, потянет ли Украина второй фронт, учитывая тот факт, что это будет уже очень серьезный вызов России.
Кстати, в тот момент, когда я пишу эти строки, можно предположить, что первый фронт уже открыт.Тактика Киева стара и проверена еще в январе – довести ЛДНР совершенно бесчеловечными и варварскими обстрелами мирных городов до того, что властям республик не останется ничего, кроме активного сопротивления и попыток отодвинуть линию фронта, что можно будет использовать как повод для полномасштабной войны. Зимой, правда, все это окончилось не в пользу Украины – взятием аэропорта и зачисткой «дебальцевского котла». Тогда, впрочем, у ополченцев на большее не хватило сил. Да и Москва не была заинтересована в серьезных изменениях на карте боевых действий – наступления ополченцев использовались исключительно для давления на Киев. Сейчас очевидно, что требуется в очередной раз продемонстрировать Киеву и миру непримиримость наших позиций. Кстати, не исключено, что это прямой ответ на назначение Саакашвили и опасность открытия второго фронта в Приднестровье. Вопрос лишь в том, ограничится ли все «котлами», как зимой, или ополчение пойдет дальше до тех пор, пока противоположная сторона не попросит мира на более жестких для нее условиях.
Сейчас можно уверенно утверждать, что обе стороны использовали время, которое подарил «Минск-2» с пользой для себя в плане подготовки к новой войне. В ночь на среду в Донбассе бои начались фактически по всей линии фронта. Вчера пришла информация, что в ходе ополченцам удалось перейти в наступление под Марьинкой и взять этот населенный пункт. Это фактически открывает дорогу на Курахово и возможность создания «котла» в районе Песок, Карловки и Авдеевки, о чем уже заявили представители украинских боевиков. Кроме того, серьезным обстрелам подверглись село Петровское близ Донецка и город Углегорск. В ЛНР начались бои за населенные пункты Крымское и Троицкое.
Киев уже признался, что ВСУ начали активно применять тяжелую артиллерию, которая должна была быть отведена на безопасное расстояние от линии фронта. Разумеется, они говорят о том, что открыто нарушить Минские соглашения их вынудили обстрелы со стороны ДНР и ЛНР. Кстати, абсолютно безрезультатно окончилась во вторник встреча трехсторонней контактной группы в Минске.
Еще одна интересная новость. В среду вечером председатель Совфеда Валентина Матвиенко попросила сенаторов быть в пределах досягаемости. Уж не собираются ли возвращать верховному главнокомандующему право на использование вооруженных сил за пределами России…
Москва, Дмитрий Родионов
© 2015, РИА «Новый День»