российское информационное агентство 18+

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Вторник, 21 ноября 2017, 02:01 мск

Джунгли украинской политики

Джунгли украинской политики
Фото из официального аккаунта Верховной Рады Украины в Facebook

Все уже привыкли к тому, что основной поток новостей из Украины касается ситуации вокруг ДЛНР. Редкие сообщения из мира украинской внутренней политики вызывают в основном недоумение: то драка в Раде, то чье-нибудь дикое заявление и следом – опровержение этого же заявления. Может показаться, что это работа российской пропаганды, мол, надо создать иллюзию полного бардака и неразберихи в Украине. Однако идеологам не нужно биться над созданием такого образа Незалежной. Незалежная справляется сама.

Об этом пишет в авторской колонке для РИА «Новый День» гендиректор Агентства стратегических коммуникаций Вадим Самодуров.

Тем, кто хочет разобраться в джунглях внутренней политики Украины, я решил сэкономить время и провести краткую экскурсию. Итак, пройдемте внутрь, на желто-голубую часть политической карты мира.

Украинская политическая система вроде бы не сильно отличается от нашей: во главе страны стоит Президент, работает парламент – Верховная Рада и правительство – кабинет министров.

Сейчас в Верховной Раде насчитывается восемь депутатских фракций, самые значимые из которых – это «Блок Петра Порошенко» (и никакого культа личности), «Народный фронт», «Оппозиционный блок» и «Батькивщина». Кроме того, несколько десятков депутатов – самовыдвиженцев вовсе не состоит ни в какой фракции.

При этом важно понимать, что значимость фракции определяется далеко не количеством членов, а весом отдельных личностей. Это одна из ключевых особенностей всей украинской внутренней политики – полномочия, закрепленные законом и привычные демократические нормы, здесь не работают. Всё решают отдельные личности в зависимости от собственной власти, связей и денег (денег в первую очередь!).

Именно поэтому «Блок Петра Порошенко» – формально крупнейшая фракция Рады – не в состоянии обеспечить голосование по ключевым законопроектам и реформам, лоббируемым Порошенко. Чтобы не быть голословным, назову самый забавный, на мой вкус, пример: Верховная Рада три раза отклоняла законопроект о введении санкций против Виктора Януковича. Кто стоял за этим законопроектом, думаю, объяснять не нужно.

Почему так происходит? Потому что депутаты Верховной Рады поделены на фракции не в зависимости от своих политических воззрений, и уж тем более не в зависимости от интересов избирателей. А в зависимости от того, чьи политические и экономические интересы они обслуживают.

Система, при которой политика обслуживает экономику и крупный бизнес, на то или иное время устанавливалась в каждой стране постсоветского пространства, это нормальный транзитный период. Другое дело, что все мы помним процесс равноудаления олигархов в России. Процесс был болезненный, но необходимый.

Изюминка в том, что Порошенко, придя к власти, так же попытался сломать олигархию в Украине. И у него это даже началось получаться. Но зубы Порошенко сломались, да, многие из вас догадались – о Донбасс.

Для того чтобы равноудалить крупный бизнес, необходима поддержка силового блока. В 2014 году, когда Порошенко стал Президентом Украины, она у него была. Но к 2015 году вся сплыла.

Надо понимать, что силовой блок любой политической системы неоднороден. В мирное время для того чтобы словить за руку на махинациях и подавить олигархию, нужны силовики, отвечающие за следственные действия, проверки и т.д. Но в военное время они слабнут, потому что определяющую роль играет, собственно, война. И ключевую роль начинают играть совсем другие силовики – отвечающие за оборону и национальную безопасность. В данном случае: Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО). Главой СНБО является Александр Турчинов.

Александр Турчинов был в разные моменты жизни советником Кучмы, вице-премьером при Юлии Тимошенко, Председателем Верховной Рады, и, внимание, при Ющенко, в 2005 году – главой Службы безопасности Украины, которая отвечала в том числе, за разведку, контрразведку и другие вопросы, относящиеся к обороноспособности страны. В общем, вот уже 12 лет Александр Турчинов контролирует вопросы безопасности и обороны Украины. При этом обратите внимание на «послужной список» Турчинова – в нем прослеживаются связи со всеми ключевыми игроками украинской политики последних лет – Кучмой, Ющенко, Тимошенко – кроме одного. Кроме Петра Порошенко.

И все бы ничего, да вот кто знал, что в 2014 году Украина развяжет войну на собственной территории, и Александр Турчинов в силу своей должности получит практически полный контроль над силовиками страны, будучи, повторюсь, связанным со всеми игроками, кроме действующего Президента Украины.

Возможно, конфликта между Турчиновым и Порошенко удалось бы избежать, если бы Порошенко проявил чуть больше гибкости и здравомыслия. Говоря проще: не пошел бы по стопам Януковича и не начал бы преследовать Юлию Тимошенко. Ведь Турчинов долгое время был правой рукой Тимошенко и львиную долю собственного политического пути прошел с ней.

И здесь мы переходим к сущности украинской внутренней политики сегодня, к ее, так сказать, столпам и основам. Таковых два: Петр Порошенко и ТАТС – четвероединая оппозиция Порошенко. ТАТС – это, собственно, аббревиатура от фамилий Турчинова, Тимошенко и еще двух примкнувших к ним политикам, Авакова и Садового.

Андрей Садовой – мэр Львова, влиятельный политик, крайне популярный на Западе Украины, глава партии «Самопомощь», представленной в Верховной Раде тремя десятками депутатов. Арсен Аваков – министр внутренний дел Украины, представитель крупного украинского бизнеса, мощный игрок другой парламентской партии – «Народного фронта». Вот и получается, что Петр Порошенко контролирует в раде только свой именной блок, а ТАТС – как минимум три крупных фракции: «Народный фронт», «Самопомощь» и «Батькивщину».

Аналогичная ситуация и в кабинете министров, где портфели поделены пополам между людьми Порошенко и людьми ТАТС. Силовые же ведомства, определяющие сейчас политику Украины – скорее подконтрольны ТАТС. Олигархия, памятуя нехорошее обращение Порошенко с бизнесменами, примыкает к ним же. Чтобы были понятны масштабы катастрофы, надвигающейся на Порошенко в лице ТАТС: эта группа владеет практически всеми крупными СМИ Украины, управляя 80% информационного поля страны.

Так что если хотите почитать критику в адрес Порошенко – читайте не российские «пропагандистские» СМИ, а «независимые» украинские.

Может показаться, что ТАТС в любой момент может похоронить Порошенко, и едва ли только в политическом смысле. Это не совсем так: во-первых, у Порошенко есть свои бизнесмены, свои деньги и свои политики. Не зря именно блок Порошенко в Раде блокировал принятие закона о национализации собственности россиян. Да, никто не ошибся – «Блок Петра Порошенко» был против национализации собственности россиян. И причины на то чисто экономические: это решение сыграло бы на руку ТАТС, чей бизнес завязан на Украину, а не на бизнес Порошенко, завязанный на Россию.

Кроме того, часть силовиков по-прежнему находится в подчинении Порошенко. Он всё-таки еще президент. Именно это делает борьбу ТАТС с Порошенко невозвратной. Совсем недавно, к примеру, Порошенко добился задержания правой руки Авакова – заместителя главы МВД Вадима Трояна. Однако Аваков оказался сильнее – буквально через несколько часов в МВД Украины заявили, что Троян не является подозреваемым и опровергли информацию о его задержании.

Аналогично заканчиваются и прочие нападки Порошенко на ТАТС. Порошенко лает, ТАТС идет. Куда? К абсолютной власти в Украине.

Конечно же, это только самые крупный мазки на картине украинской внутренней политики: есть еще радикальные националисты, набирающий популярность «Оппозиционный блок» (стремительно теряющий, правда, оппозиционность по отношению к ТАТС), остатки «Коммунистической партии Украины» и многие другие. И они еще скажут свое слово в 2019 году, когда в полную мощность начнется президентская гонка. Ведь ни Петр Порошенко, ни ТАТС не набирают по отдельности, согласно опросам, даже 20% голосов. И это еще одна ключевая особенность внутренней политики Украины – население страны не доверяет тем, кто управляет страной.

За счет этого, те проценты, которые потенциально даст поддержка лидеров даже самых крохотных политических сил, могут стать решающими для любого кандидата в президенты Украины. Надо бы, конечно, дать в завершении прогноз, кто же потенциально может стать следующим президентом… Но делать я этого не буду, ибо сейчас это не прогнозирование, а гадание на кофейной гуще. По законам джунглей – кто сможет сожрать всех более слабых конкурентов, тот и станет.

Авторская колонка. Другие новости 30.08.17

Железный Феликс: немного о кознях дьявола (история с продолжением). / Империя: распад или федерация. Спецпроект РИА Новый День «Государство и революция». / Абхазия и Южная Осетия: провал или победа России?. Читать дальше

© 2017, РИА «Новый День»

В рубриках

Новости партнеров