российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Воскресенье, 22 декабря 2024, 19:45 мск

Новости, Кратко, Популярное

Архив
«Потеряла Россия в России Россию…», или почему «официальный» патриотизм не работает?

Последние три десятилетия стали сложным испытанием для России. Сейчас стало очевидно, что попытки европеизации страны и сближения с Западом, все оптимизации, структуризации, модернизации в итоге ударили по самому важному, что может быть у народа: по культуре, национальной идентичности и исторической памяти. Россия как никогда нуждается в патриотизме, но не официальном, научном, скупом, который сейчас транслируется в общество, а в глубоком, осознанном чувстве любви к родине.

Учитель высшей категории, кандидат педагогических наук Галина Бузанакова совместно с командой единомышленников планируют осуществить проект «Эта Память – наша совесть». В авторской колонке РИА «Новый День» Галина Вадимовна объяснила, почему именно сейчас Кремль должен пересмотреть подход к патриотическому воспитанию.

Проблемы, связанные с патриотическим воспитанием, с формированием российской идентичности действительно существуют, иначе не было бы такого пристального внимания к ним со стороны руководства страны. Президент Владимир Путин неоднократно отмечал, что «сохранить свою идентичность крайне важно», а «патриотическое воспитание должно стать органической частью жизни нашего народа».

Утверждённая Правительством Российской Федерации «Стратегия развития воспитания на период до 2025 года» (распоряжение № 996-р Правительства РФ от 29. 05. 2015.) определяет воспитание детей как «стратегический общенациональный приоритет», и предусматривает «формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовность к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России». В этом направлении, конечно, работа ведётся. Думаю, едва ли кто-то будет опровергать, что «именно нравственная основа определяет жизнеспособность общества – экономическую, государственную, творческую». И мероприятий, направленных на нравственное, патриотическое, гражданское воспитание, проводится немало: ежегодно – Вахты Памяти; акция «Бессмертный полк» с каждым годом становится масштабнее; россияне с удовольствием собираются на флешмоб «День Победы»... Так нужны ли ещё особые проекты данной направленности? Нужны! И на серьёзную работу по воспитанию гражданина России нужны финансы – не меньшие, чем на обучение робототехнике!

Да, мы поддерживаем акции «Георгиевская ленточка», «Сады Победы», «Стена Памяти». Мы понимаем значимость уроков Мужества и месячников гражданско-патриотического воспитания, и участвуем в них, но считаем, что этого недостаточно, это односторонний подход к решению проблемы, иначе как объяснить, что с завидной регулярностью появляются в СМИ статьи с заголовками: «Дважды подростки срывали элементы на памятнике в Парке Победы», «Подростки осквернили парк Победы. Был ли умысел?».

Лет десять назад мы провели первый раз соцопрос «Забывчивым напомни, память, о том, что забывать нельзя». Дети и подростки, среди которых были участники краеведческих конференций, продемонстрировали в массе своей отсутствие устойчивого, прочного реального знания военной истории (названо пять дат начала Великой Отечественной войны; список городов-Героев пополнен Казанью¸ Астраханью и даже Красноярском; с трудом называются по одному-два решающих сражения Великой Отечественной войны, при этом отмечены блокада Ленинграда, Куликовская битва; о Бухенвальде из опрошенных знают единицы; не знают Героев-земляков и т.д. – всего было предложено десять вопросов). Печально. А это материал рядового учебника истории, но есть ещё и воспитательная работа – и в семье, и в школе. Я периодически обращаюсь к данному соцопросу, когда приходят новые ребята, но с сожалением отмечаю, что практически ничего не меняется.

Опросы, проведённые в 2016 году в лицее инновационного образования (10-11 классы, 72 выпускника основной общей школы разных образовательных учреждений) и в январе 2018 года – среди студентов художественного училища: 1 и 3 курсы (выпускники разных школ области и других регионов РФ) – 90 человек, показали полное незнание военных страниц истории своих семей и также слабое знание истории нашей страны в период 1941-1945 годов. И я не верю никаким положительным отчётам об улучшении воспитательной работы по этому направлению в массовой школе (есть, конечно, исключения, примеры, реально заслуживающие внимания и уважения, и этим людям – низкий поклон). А в целом печальная картина.

Что же не срабатывает? Что не так? Причин много, назову одну из основных: отсутствие ярких и одновременно глубоких воспитательных практик личностной направленности – таких, чтобы были понятны и интересны всем: конкретному ребёнку, конкретному родителю, конкретному учителю. Мы абсолютно согласны с нашим Президентом, который на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи отметил: «Шаблон в этой работе абсолютно недопустим: он контрпродуктивен». При этом надо понимать, что яркие и интересные формы не означают развлечение и заигрывание с молодёжью».

Необходимы такие деятельные практики, которые бы без труда реально, а не формально вовлекали в процесс пап, мам, бабушек, дедушек, братьев, сестёр – вообще всех. Мы человека растим, и сделать это можно только сообща. Не один десяток лет нами разрабатывались и апробировались такие методики, когда практически весь окружающий ребёнка социум работает на его взросление. Это даже не методики. Сегодня это сложившаяся система. Она вырабатывалась годами. Проверена. Признана. Мы готовы поделиться нашим опытом.

Назову ещё одну причину, почему, на наш взгляд, не получается в массовой школе глубоко прорабатывать серьёзные воспитательные темы: она связана с первой – методическая безграмотность тех, кто работает с людьми (и это не обязательно учителя, и не обязательно с детьми). До сих пор отсутствует «система комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников по формированию российской гражданской идентичности» («Стратегия развития воспитания…»). Как результат – нет глубины проработки материала и, следовательно, отсутствует ключевое понимание истинных причин победы нашего народа в Великой Отечественной войне, поверхностное отношение ко многим явлениям. Кстати, к самому пониманию слова Родина. Когда выступаю перед родителями, педагогами, студентами, всегда задаю простой вопрос: что такое Родина? В ответ слышишь высокопарные слова, не наполненные конкретным содержанием (разве что называется «место, которое тебе дорого»).

Как сформировать это глубинное чувство Родины, если ты не видишь рассветов-закатов, не слышишь песни скворца и жаворонка, не ощущаешь аромата земляничных полян, не можешь отличить лиственницы от кедра? А ведь именно за это да за «окошки, горящие вдали», «за берёзку, что во поле, под ветром склоняясь, растёт» поднимались в атаку мальчишки и понимали, за что они отдают свои юные жизни… И этот методический пробел мы и хотели бы ликвидировать с помощью нашего проекта непосредственно в условиях российской глубинки, «нутряной России» (А. Солженицын).

Помню, как однажды при моём отчёте о проектах «Память сердца», «Нам есть что любить, нам есть чем гордиться» ухмыльнулся руководитель Общественной палаты области, когда я сказала, что участие ребят в проектах стопроцентное. Признаю: неправильная была цифра озвучена, потому что участие было трёхсотпроцентное и даже больше: семьи класса в полном составе в течение семи лет работали над нашими общими проектами. Как классному руководителю мне доставляли удовольствие личные беседы с представителями среднего и старшего поколений, когда объясняла важность участия каждого из них. Никто не оставался в стороне. Вместе изучали документы семейных архивов (не только военной тематики), вместе разучивали песни и вальс, продумывали списки гостей, составляли сценарии собрания-презентации книги, литературно-музыкальных композиций, оформляли разноплановые фотовыставки, писали заметки в газеты, выполняли исследовательские работы, создавали электронные презентации, разрабатывали макеты книг – и это всё на основе одного – нашего, родного до слёз – материала. Глубина проработки его не позволяет сомневаться, так как оценена на разных уровнях и разными методиками. В 2011 году на Всероссийском конкурсе «Воспитать человека», который проводился во Владикавказе, наша воспитательная система была признана лучшей. Настало время поделиться опытом, рассказать, как можно создать условия, чтобы наши дети знали свою страну, дорожили бы землёй «отич и дедич», чтобы не прервалась связь времён.

И, возвращаясь к вопросу об акциях, приуроченных к определённым датам: они, безусловно, нужны, но первично обращение к сердцу, к личным чувствам конкретных людей. Кропотливая работа с подростком в течение нескольких лет обязательно принесёт результат. И она не должна обойти тех, кто не ходит на серьёзные патриотические акции: именно до их душ добраться труднее всего. Здесь годы требуются, а не акции. Этому посвящён проект «Эта Память – наша совесть».

Реализация идей нашего проекта предполагает проведение двух равнозначных мероприятий: форума-погружения «Эта Память – наша совесть» в глубинной России (город Яранск Кировской области: мастер-классы, творческие мастерские, фотовыставка «Мы выросли, не знавшими войны: за нас сражались прадеды и деды», выставка методических материалов, видеоматериалы, посещение аллеи Героев, памятников «Герой Советского Союза А. Ваганов» и «Победители») и «живого урока» (двухдневный лагерь) «Достоин звания Герой Советского Союза» на родине Героя (погружение в мир природы, народной игры, народного быта – в мир, сформировавший Героя).

Важнейший элемент «живого урока» – акция «Сад нашей Памяти» (облагораживание площади около памятника): на фоне «позорного глумления» (МИД России) над памятью погибших в борьбе с фашизмом – демонтажем памятников в современной Европе, осквернением монументов солдатам-победителям в Великой Отечественной войне в ряде стран бывшего СССР острейшим образом встаёт вопрос о более ответственном отношении к памятникам, связанным с подвигом нашего народа, непосредственно в России.

Словом, наш проект создаёт педагогические условия для овладения участниками проекта – представителями разных социальных и возрастных групп – системой комплексной работы по формированию российской гражданской идентичности и личной ответственности за сохранение памяти об исторически значимом событии – Великой Отечественной войне. Обращение к одной конкретной судьбе через многочисленные воспитательные формы способствует активизации внутренней потребности участников проекта в изучении семейных архивов через деятельное участие в инновационных формах сотрудничества на примере подвига конкретного Героя. Достоинством проекта считаем возможность трансляции его идей в собственный опыт каждого участника.

Лучшим доказательством эффективности проекта могут быть только чувства, отношение и поступки тех, с кем наша практика создавалась, молодёжи – тех, кто несёт в себе эту память о великом прошлом страны и уважает её историю.

Так, Рыбкина Александра, участница всех проектов нашего разновозрастного сообщества, в том числе и проекта «Память сердца», спустя шесть лет после окончания школы написала мне «ВКонтакте»:

«Еще вчера хотела написать Вам, но поздно пришла с салюта, поэтому пишу сейчас – всё с теми же эмоциями и хочу сказать Вам ОГРОМНОЕ СПАСИБО! Спасибо за то, что привили нам уважение и любовь к ветеранам! Спасибо за то, что Вы сделали удивительное дело: организовали детей и родителей записать воспоминания о тех, кто отдал за победу жизнь! Сколько было проделано работы до и после издания книги! Вы помните книгу «Память сердца»? Конечно, помните! 8-го числа вечером я попросила папу скинуть мне её на почту в электронном виде, так как оригинал в Кирове, а не в Петербурге. Сидела, читала про своего прадеда, плакала. А утром, девятого числа, собралась на парад, купила красивые гвоздики и поехала в центр! Я встретила одиннадцать ветеранов! Это одиннадцать удивительных лиц! Я до сих пор не могу передать, что читалось на их лицах, когда я протягивала цветок, поздравляла с Победой, говорила: «Спасибо!». Такие старенькие и красивые лица, а во взгляде и радость, и благодарность, и смущение. Один ветеран взял меня за руку, и такое ощущение было, что я прикоснулась к чему-то священному. Хотя, конечно, эти люди и есть святые! Вот такой день и такое простое счастье!»

Киров, Галина Бузанакова

Киров. Другие новости 03.04.18

Грузинская мечта с американским привкусом. / Тройная угроза. Спецпроект РИА Новый День «Политика для чайников». / Кто ответит за трагедию в Кемерове? Внезапно исчезнувший бессменный губернатор?. Авторская колонка главного редактора РИА «Новый День» Полины Румянцевой. Читать дальше

© 2018, РИА «Новый День»

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках