Минпромторг признал бесполезной дальнейшую господдержку «АвтоВАЗа». В министерском письме в аппарат правительства сформулированы радикальные предложения по «оздоровлению» автоконцерна: уволить 50 тысяч из 100 тысяч сотрудников, найти нового партнера вместо Renault, который уже не заинтересован в развитии завода, и в итоге провести процедуру банкротства, так как долг в 86,2 миллиарда невозможно реструктурировать на рыночных условиях. Эта первая официальная объективная оценка, говорят аналитики, но вряд ли правительство поддержит ее.
На 1 января 2010 года долговая нагрузка «АвтоВАЗа» составит 76,3 миллиарда рублей без учета долга 9,76 миллиарда рублей перед поставщиками, спрогнозировали аналитики Министерства промышленности и торговли. Новый бизнес план «АвтоВАЗа» подразумевает капитализацию кредиторской задолженности в объеме не менее 60 миллиардов рублей через выпуск облигаций, выкупаемых Внешэкономбанком. По мнению ВЭБа, капитализация долга АвтоВАЗа – последний из имеющихся инструментов выхода из долгового кризиса. ВЭБ настаивает на коммерческой реструктуризации долгов на максимальную сумму, допустимую финансовыми показателями предприятия, а оставшаяся часть может быть капитализирована при обеспечении соответствующего фондирования за счет средств федерального бюджета.
Минпромторг подверг критике планы «АвтоВАЗа» на получение госпомощи и производственные решения руководства завода. Реструктуризация долга в 76,3 миллиарда рублей, без учета почти десятимиллиардной задолженности перед поставщиками, в рыночных условиях невозможна, говорится в письме министерства. Наличие такого долга означает, что у «АвтоВАЗа» присутствуют «все признаки, предусмотренные законодательством о банкротстве», приводит министерский диагноз Reuters.
Минпромторг также настаивает на масштабном сокращении рабочих «АвтоВАЗа». Отмечается, что хранение текущей численности персонала завода (100 тысяч человек) рассчитано на выпуск 660 тысяч автомобилей в год (за девять месяцев продано 269,5 тысяч) и ее сохранение приведет к необратимому ухудшению финансового состояния и поставит под сомнение возможность предприятия продолжать свою производственную деятельность. Целевой показатель численности сотрудников завода, по мнению экспертов Минпромторга, – 55 тысяч человек. До сих пор на «АвтоВАЗе» говорили о намерении сократить только 27,6 тысячи, но и эта цифра показалась Игорю Шувалову и Минздравсоцразвития завышенной. В результате завод был вынужден дезавуировать собственные заявления (теперь он официально намерен сократить не более 5,5 тысяч), напоминает историю «трудового конфликта» «Коммерсант».
Неадекватным Минпромторг считает и существующего партнерах завода – Renault. «Существующий партнер в лице Renault, несмотря на продекларированное желание оставаться в числе стратегических партнеров «АвтоВАЗа», и готовность передавать некие технологии, не обеспечивает потребность в моделях, необходимых для обеспечения эффективного и рентабельного объема производства», – говорится в министерском письме.
По сути, это означает нежелание концерна делиться своими технологиями. В данный момент «АвтоВАЗ» думает вывести за штат сотрудников своего научно-технического центра (до 7,5 тыс. человек). По мнению министерства, этого тем более делать нельзя, ведь завод рискует стать «полностью зависимым» от позиции Renault в отношении своей интеллектуальной собственности. Предложения от возможных «альтернативных стратегических партнеров не проработаны». Это первое официальное указание на то, что Renault как партнеру стоит искать альтернативу, отмечает газета.
В итоге Минпромторг заключает, что выделять АвтоВАЗу в его нынешнем виде госфинансирование бесполезно, что стало первым официальным признанием того, что помощь из бюджета не спасет «АвтоВАЗ». Об этом неоднократно говорили аналитики, но ни один федеральный чиновник на подобные заключения до сих пор официально не решался. Также ни разу столь резко не оценивалась деятельность Renault на АвтоВАЗе. Однако эксперты подозревают, что антикризисная комиссия Игоря Шувалова не прислушается к выводам аналитиков Министерства промышленности и торговли. Правительство могут напугать расходы на выплату компенсаций 50 тысячам специалистов и трудоустройство увольняемых не только с «АвтоВАЗа», но и по цепочке у его поставщиков. Кроме того, на банкротство автогиганта не решатся за два года до выборов, поскольку история, «как развалили крупнейший автозавод» на них обязательно всплывет.
Москва-Тольятти, Алексей Усов
Москва-Тольятти. Другие новости 15.10.09
Водителей в России заставят полюбить пешехода. / Эксперт: не нужно реанимировать «АвтоВАЗ», он все равно «долго не протянет». На автовазовских платформах в принципе нельзя организовать современное производство. / Уральские гаишники советуют пешеходам носить яркую одежду с катафотами. Читать дальше
© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».