AMP18+

Транспорт

/

Кулуарные ПДД Водители недовольны, что поправки в ПДД приняты без учета реальных нужд участников движения

Подписанные на днях премьером и вступающие в силу с ноября 2010 года поправки в ПДД вызвали неоднозначную реакцию автоэкспертов и простых водителей. Из всех нововведений безусловно полезным участники движения признали лишь закрепление приоритета дорожного знака над разметкой. Остальные поправки от правил обгона до особого внимания к пешеходам эксперты сочли недоработанными и, оттого, необычайно богатыми на коррупционные возможности.

Подписанное правительством постановление о внесении изменений в правила дорожного движения начнут действовать с ноября 2010. Автомобилисты будут обязаны включать на городских улицах в светлое время суток фары ближнего света, дневные ходовые лампы или габаритные огни с противотуманными фарами. Раньше делать это положено было только за городом. Еще одно важное изменение призвано повысить внимательность автомобилистов рядом с нерегулируемым пешеходным переходом. Если раньше водители должны были пропустить пешехода, который уже переходил проезжую часть по «зебре», то теперь то же самое придется делать и для тех, кто только ступил на переход. Более того, новыми правилами запрещается обгон машин, тормозящих или останавливающихся в соседних рядах перед переходящими дорогу людьми. Иными словами, перед каждой «зеброй» водители должны будут проверить, нет ли пешехода перед соседними машинами.

«Машина, которая едет с включенным ближним светом фар, заметнее для пешеходов и других водителей. Это позволит им лучше ориентироваться, например, в неблагоприятных погодных условиях – сильного тумана, ливня. Уверен, что нововведение поможет сделать наши дороги безопаснее», – заявил главный автоинспектор страны генерал Кирьянов.

В «Московском комсомольце» не согласились с главой ГИБДД: многим россиянам придется еще больше денег тратить на содержание железного коня. Фары дневного света съедают много энергии – раз, требуют более частной замены – два. И если учесть, что более 60% российского автопарка составляют авто старше десяти лет, проблема на круг выльется в большую копеечку для одних и дополнительную прибыль для других, считает издание.

Еще большую критику вызвало положение о «зебре», которую назвали «дополнительной кормушкой инспектора». Ведь теперь водители должны пропустить не только того пешехода, что уже переходит проезжую часть по «зебре», но и того, кто только ступил на переход: «Нужно быть ясновидящим, чтобы знать, для чего пешеход сошел с тротуара – поймать такси, поглазеть на проезжающий свадебный кортеж или просто случайно».

«Представьте проспект, четыре полосы в каждую сторону, автомобилист находится в крайней левой. Пешеход ступил на переход, за то время, как он дойдет до того автомобилиста, водитель успеет покурить, протереть стекла и долить тосола. Кроме того, откуда водитель может знать, зачем пешеход ступил на «зебру»? Может, он хотел посмотреть, не идет ли его троллейбус, или такси поймать – из-за этого должно вставать все движение? Автомобилисты не должны создавать помехи пешеходу на переходе, то есть пешеход должен не шарахаться от машин, а спокойно пересечь проезжую часть, не меняя скорости и направления. А данные поправки слишком формализованы, они не учитывают реальных ситуаций», приводят «Новые Известия» комментарий президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина.

Второй по значению блок правительственных изменений в ПДД тоже связан с обгоном. На первый взгляд, чиновники радикально изменили не только само это понятие, но и множество связанных с ним аспектов Правил дорожного движения. Согласно новой редакции, обгоном теперь считается только маневр, связанный с выездом на встречную полосу, хотя в действующих Правилах говорится, что: «Обгон» – опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.» Кроме того, из Правил дорожного движения пропало такое понятие, как «обгон справа», ведь теперь он теряет смысл – выехать на «встречку» справа в России невозможно.

Однако в действительности итоги этой деятельности гораздо скромнее, чем может показаться, отмечает Auto.Lenta.ru. Изменение формулировок правильнее было бы назвать уточнением, без которого можно было бы и обойтись, так как, например, наказать водителя за обгон справа невозможно и согласно действующим ПДД. Для этого сначала надо доказать, что водитель действительно обгонял справа, а не двигался по правой полосе с бОльшей скоростью, чем транспортное средство, следовавшее по левой. Согласно пункту 9.4 Правил дорожного движения, последнее деяние не наказуемо.

Автомобильные правозащитники, впрочем, нашли в положениях об обгоне не практическую бесполезность, а дополнительное усложнение критериев и запутывание водителей. Правилами теперь дается разрешение на обгон тихоходных (то есть со скоростью менее 30 км/час) транспортных средств, гужевых повозок, двухместных мотоциклов без коляски и мопедов. Однако совершенно не ясно, как доказать то, что конкретное транспортное средство двигалось со скоростью 28 км/час, а не 32 км/час. Более того, из самого определения, отмечают эксперты, исчезло уточнение про обгон «движущегося средства». Что вносит дополнительные возможности для интрепретации действий водителя инспекторами.

Для того чтобы понять, можно ли совершить обгон еле двигающегося впереди механизма, нужно быть уверенным в том, что это именно «тихоходное транспортное средство». Напомним, что оно должно сзади иметь наклейку «в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой желтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм). Таким знаком обозначаются механические транспортные средства, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч. То есть обогнать экскаватор вы, скорее всего, сможете, а вот самосвал, который медленно плетется в гору, но не подает вправо, как это теперь требуют ПДД, – ни в коем случае, иронизируют на Infox.ru.

Поправки в ПДД, по задумке авторов закона, должны устранить противоречия между старыми правилами и Административным кодексом. В частности, в правилах теперь прописано, что считать условиями недостаточной видимости, а также препятствием. Однако вместо того, чтобы внести ясность, новые пункты лишь добавили тумана. «Это дает право любому сотруднику ГИБДД трактовать нарушение правил по-своему. Например, для меня «дефектом дорожного полотна» может считаться трещина в асфальте, а для сотрудника ГАИ – нет. А ведь разница в наказаниях огромна: если выезд на встречную полосу произошел из-за препятствия, то автомобилиста штрафуют на тысячу рублей, если препятствия не было – отбирают права», – замечает Виктор Травин.

Одним из немногих «положительных» нововведений, которое отмечают практически все эксперты, стало установление приоритета дорожного знака над разметкой (стершейся, отсутствующей или откровенно устаревшей). В документе сказано, что «в случаях, когда значения дорожных знаков, в том числе временных (размещаемых на переносной опоре), и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками».

По крайней мере, появилась вероятность, что теперь спорные ситуации, которые сейчас складываются каждый раз, когда водитель нарушает требования знака 3.20 «Обгон запрещен», ориентируясь на прерывистую разметку, нанесенную по ошибке (или, вернее, по вине) дорожников в зоне действия знака, будут трактоваться однозначно.

В целом, эксперты признают важность принятых правительством правок в ПДД, но единогласно (что редкость) сходятся, что поправки составлены небрежно, и, возможно, это сделано умышленно.

«Чем консервативнее ПДД – тем лучше, любые поправки в них должны вноситься, если только они жизненно необходимы, причем после широкого обсуждения. У нас ничего этого не было, поправки были приняты кулуарно», – заметил председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.

«Беда милицейского ведомства в лице ДОБДД МВД РФ в том, что со страшной аварийностью в стране оно пытается бороться исключительно милицейскими мозгами, зашоренными погонами, субординацией и особым, отличным от общепринятого взглядом на реальную жизнь. Нет ни публичных обсуждений своих новаций, ни привлечения гражданских специалистов, годами работающих в данном направлении в вузах и НИИ. Хотя имеющиеся в стране разработки способны реально повлиять на снижение и числа ДТП, и погибших в них», отмечают в «МК».

Через полгода, когда поправки вступят в действие, эксперты прогнозируют невероятный рост «дорожной коррупции». Автоэксперты и водители на автофорумах не сомневаются, что все «темные» места в новых ПДД будут использоваться как повод для штрафов.

Ссылка по теме:

Постановление «О внесении изменений в ПДД» (документ сайта Правительства РФ) >>>

Москва, Алексей Усов

© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Центр России, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Транспорт,