Программа утилизация «автохлама» сменит ориентацию Вместо «АвтоВАЗа» господдержку получат автобусы и грузовики «КамАЗа» и «ГАЗа»
Премьер Путин продлил программу утилизации легковых авто до конца 2011 года. С 2012 года начнут действовать альтернативные программы обновления гражданского автопарка и господдержки предприятий российского автопрома. Деньги будут получать вместо «АвтоВАЗа» «КамАЗ» и «ГАЗ», и спрос будет поддерживаться на грузовики и автобусы. Всего на эти цели может быть выделено 32 миллиарда рублей.
С начала 2012 года двухлетняя поддержка «АвтоВАЗа» сменится поддержкой «КамАЗа» и группы «ГАЗ», пишет «Коммерсант». На совещании с участием премьера Путина, вице-премьеров Игоря Сечина и Виктора Зубкова, а также представителей Минпромторга, Минфина, Минэкономики, Минрегиона и Минтранспорта было принято решение в этом году выделить еще 5 млрд рублей на программу утилизации легковых автомобилей в дополнение к уже потраченным на нее 25 миллиардам. Однако, подчеркнул премьер, это последний транш и в 2012 году программа действовать не будет. Зато с 2012 года правительство обещает начать поддерживать спрос на грузовики и автобусы.
Директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов предположил что схема утилизации автобусов, скорее всего, будет аналогична федеральной программе обновления муниципального общественного транспорта, которая уже реализуется через Минрегион. По ней муниципальные власти получают субсидии на покупку нового общественного транспорта.
«Программа по грузовикам будет реализована по той же схеме, что и с легковыми машинами, но утилизационная премия будет выплачиваться не дилерам, а производителям. Кроме того, некоторые параметры будут скорректированы в связи с тем, что большинством грузовиков владеют не физические, а юридические лица», – уточнил чиновник.
Наиболее проработан вопрос об утилизации автобусов Программа будет субсидироваться через Минрегион, размер субсидии составит 30-50% от стоимости автобуса. За три года планируется заменить 4 тысячи автобусов малого класса, 5 тысяч автобусов среднего класса и 3,5 тысячи автобусов большого класса. Под программу подпадает продукция всех российских заводов – четыре из них входят в группу ГАЗ (ЛиАЗ, ПАЗ, ГолАЗ и КАвЗ), один принадлежит КамАЗу (НефАЗ), также в программе будет участвовать холдинг «Волжанин». Иностранные производители, например Scania и Volvo, в утилизационный список не войдут.
Значительно меньше определенности в схеме утилизации грузовиков. Скорее всего, в нее включат все грузовые автомобили с тоннажем от 3,5 тонн. Размер утилизационной премии составит 150-250 тысяч рублей в зависимости от тоннажа, но эти цифры могут быть скорректированы Минфином. К тому же большей частью грузовиков владеют юридические лица, что осложняет схему выплаты премий.
Схема утилизации сельхозтехники пока тоже не проработана до конца. Сотрудники профильных министерств предполагают, что вместо утилизационных премий Минсельхоз будет выделять дотации на покупку новой техники напрямую фермерским хозяйствам. Это подтверждает глава «Росагромаша» Евгений Корчевой, который участвовал в разработке проекта программы летом 2010 года. В любом случае, полагает он, программа окажет существенную поддержку «Россельмашу», «Кировскому заводу» и «Тракторным заводам».
В первую очередь реализация новой программы окажет существенную поддержку группе ГАЗ – в сегменте автобусов (70% рынка) и среднетоннажных грузовиков (40% рынка), а также КамАЗу в сегменте тяжелых грузовиков (около 50% рынка). Но, по мнению экономистов, эффект будет не таким взрывным, как в случае с легковыми автомобилями. Средняя стоимость «КамАЗа» составляет 1,7-1,9 миллионов рублей, то есть утилизационная премия покроет лишь 10-15% от цены, тогда как премия на легковые авто в 50 тысяч рублей покрывала 20-25% от цены на классические модели Lada.
В то же время через программу может быть продана большая доля грузовиков, нежели это было для легковых автомобилей. Если утилизационная премия на грузовики составит в среднем 200 тыс. руб., а на год будет выделено 7,4 млрд руб., то по программе может быть продано до 37 тысяч грузовиков, тогда как ожидаемые продажи КамАЗа в 2011 году без учета экспорта составят в целом 35 тысяч грузовиков.
Для рынка легковых автомобилей программа обеспечила 10-15% продаж. Но аналитики все равно ждут резко негативного эффекта от ее отмены – в первую очередь для «АвтоВАЗа». В 2010 году из 280 тысяч машин, проданных по программе, 214,7 тысяч пришлось на Lada.
Москва, Алексей Усов
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».